Билеты на матч в кармане, гостиница заказана, кредитная карточка готова к напряженному труду, а голова полна стереотипов. Именно так зачастую выглядит типичный российский турист, прибывающий в Бразилию. Отчасти этому способствует общие знания о далекой стране, часто исчерпывающиеся гениальной, но давно растасканной на цитаты советской картиной «Здравствуйте, я ваша тетя!»
Вредные клише заседают в голове не только под влиянием обаятельного героя Калягина, который про Бразилию не знал ровным счетом ничего. Поразительно, но ими нас «кормят» с экрана телевизора и сами организаторы мундиаля, обставляющие каждую пресс-конференцию о чемпионате мира так, будто речь идет о параде победителей карнавала в Рио-де-Жанейро. В каждом видеоролике здесь — мулатки в перьях, танцы, перья, самба, песок, пляжи, солнце и ярко-синее небо.
Не жизнь, а праздник, который должен начаться сразу по прилете в аэропорт.
Однако реальность отличается от обещанной яркой картинки. Вместо веселья страна встречает массовыми демонстрациями против чрезмерных затрат на чемпионат мира, организация которого обошлась дороже, чем два предыдущих первенства — в Германии и ЮАР — вместе взятые. Автобус с туристами могут ограбить по пути из аэропорта в отель. Счет в ресторане оказывается не меньше тех, что выписывают в заведениях на берегу Женевского озера или в лондонском Челси. Ни в коем случае не хочется сгущать краски, принижать туристическую привлекательность Бразилии или призывать срочно сдавать билеты на самолет и на матч. Но определенная доля здравомыслия в этой стране никогда не помешает.
Свобода или вседозволенность?
Вспоминаю историю, как несколько лет назад два немолодых немецких туриста (одному было 63 года, а другому 65) решили переодеться в аэропорту Салвадора, откуда отправлялись на родину. Один разделся до трусов, был сфотографирован в таком виде и потом долго объяснял в полиции, что не мог найти туалет, чтобы переодеться, да и вообще удивлялся, почему в Бразилии нельзя себя так вести. «Это после-то того, как у вас ходят на улице», — возмущался немец. После нескольких часов в отделении европейцев отпустили, правда, их самолет к тому времени уже улетел.
Другая история из того же разряда: в Рио-де-Жанейро несколько лет назад фотография одной европейской туристки, загоравшей топлес на городском пляже, вышла на первой полосе газеты чуть ли в рубрике «Бывает же такое!» Еще две туристки, решившие позагорать «без верха», закончили сеанс солнечных ванн в полицейском участке.
Это может показаться удивительным, особенно для страны, известной на весь мир карнавальным весельем и выступающими практически без одежды танцовщицами. Но между «практически без одежды» и «совсем без оной» большая разница. Пусть купальник у большинства бразильянок называют «фиу дентал», что переводится как «нить для зубов». Пусть он не скрывает практически ничего, даже наоборот, подчеркивает все округлости форм. Но он будет обязательно — по-другому здесь не принято.
Многие туристы, находясь в окружении красивых тел, флирта, спиртного и стереотипов, могут перепутать свободу со вседозволенностью и быстро оказаться в участке. Полиция в Бразилии особенно строго относится к людям, переходящим грань, и высылает их из страны без промедления. Не говоря уж о высказываниях, которые могут быть восприняты как проявление расизма. В стране, где 7% населения — афробразильцы, а еще 43% — так называемые «парду», то есть смешанного происхождения, слова с расистским подтекстом могут быстро довести до казенного дома.
Два слова про безопасность
Высокая преступность — бич крупных городов Бразилии. Конечно, перед началом мирового первенства, как в случае со всеми важными мероприятиями, власти страны предпринимают титанические усилия, чтобы обезопасить гостей. Обычно это выражается в том, что все въезды и выезды из трущобных кварталов — фавел — блокируются армией и, как шутят бразильцы, по городу наконец можно ходить с кошельком в кармане.
Тем не менее лучше все время быть начеку.
Советы здесь очень нехитрые: постоянно смотреть по сторонам, не носить с собой ценных вещей, а в случае вооруженного ограбления не пытаться показать смелость, а просто отдать, что требуют. По тому же Рио бывает увлекательно совершить поездку на автобусе. Безумная скорость, с которой водят большинство местных шоферов, резкие торможения, виражи, соленый морской воздух делают такую поездку настоящим приключением. Но расценивать ее стоит именно как приятный эксперимент. Для остальных передвижений лучшим способом остается такси или транспорт, предоставляемый турфирмами.
Про бразильский авось
В Бразилии есть понятие, по смыслу очень похожее на русское «авось», которое звучит как «жейчинью» (jetinho). Оно означает, что любую проблему можно разрешить в последний момент, применив хитрость, сноровку, связи и не совсем четкое соблюдение служебных обязанностей.
Яркий пример — строительство стадиона «Арена Пантанал» в Куритибе, где 17 июня на чемпионате мира сборная России сыграет против команды Южной Кореи. Ничего, что за четыре дня до начала первенства стадион еще не до конца готов, — всегда можно применить «жейчинью» и в последний момент как-то выкрутиться, что-то подкрасить и матчи худо-бедно провести.
Поэтому не стоит удивляться, если номер в гостинице не выходит окнами на море, как было четко прописано в брони, что заказанная машина не приехала за вами в 8 утра, да и в 9 тоже не приехала, или что в ресторане вместо хорошо прожаренного мяса принесли неплохо запеченную рыбу. С бразильцами из любой ситуации можно найти выход. Главное — не выходить из себя.