Каждый вечер в будни на стоянку одного из спортклубов в Лужниках съезжаются дорогие авто. Весьма убедительно выглядящие мужчины оставляют свои Rolex и Breguet в раздевалке, собираются у закрытого со всех четырех сторон небольшого корта и небольшой ракеткой начинают с азартом бить резиновый мяч об стенку. Действия, которые со стороны похожи на разминку перед теннисным матчем, могут длиться от одного часа до трех. Так бизнесмены играют в сквош.
В современном виде сквош оформился 150 лет назад в Англии. Легенда гласит, что его придумали мальчики закрытой британской школы, вынужденные ждать очереди на корт для большого тенниса. Другая легенда менее романтичная и уходит корнями в историю развлечений заключенных долговой Флитской тюрьмы, которые били мячом о высокую тюремную ограду. Современные британцы уверяют, что впитали правила игры в сквош с молоком матери и способны узнать друг друга на корте еще до начала игры — по способу захвата ракетки.
В сквош играют двое на специально оборудованном корте (шириной 6,4 м и длиной 9,75 м), окруженном четырьмя стенами. Одна из стен, задняя, обычно прозрачная, из сверхпрочного стекла. Современные модели профессиональных кортов снаружи прозрачны со всех сторон — для зрителей, а изнутри — металлического цвета. Суть игры — заставить соперника ошибиться и не отбить отскочивший от стены мяч. Главная особенность сквоша — одно игровое пространство на двоих, сквошисты по очереди играют в одни ворота, то есть в одну стену. Эксперты говорят, что сквошист обладает скоростью спринтера, выносливостью стайера, ловкостью гимнаста, координацией фехтовальщика и умом шахматиста.
В сквош сейчас играют свыше 15 млн человек в 130 странах мира. В России пока чуть более 1000 игроков, из которых треть — москвичи. Средний призовой фонд международного чемпионата по сквошу составляет не более $50 000, не сравнить с большим теннисом. Зачем тогда русские играют в сквош? Forbes задал этот вопрос гендиректору «СТС Медиа», бронирующему сквош-корты в Москве на год вперед, и партнеру британской юридической конторы, который на шестом году тренировок начал обыгрывать англичан.
Борис Подольский
Генеральный директор «СТС Медиа», играет в любительской категории М1
Благодаря сквошу я недавно поучаствовал в мировом флешмобе. Осенью 2012 года Международная федерация сквоша (WSF) в поддержку включения сквоша в список олимпийских видов спорта организовала такое мероприятие: в один день по всему миру в одно и то же время в сквош-турнире приняли участие 20 000 игроков, и я среди них. Организаторы подали заявку на регистрацию события такого масштаба в Книге рекордов Гиннесcа.
Когда в конце 1990-х я работал в США, то пару раз играл с коллегами в разновидность классического сквоша — ракетбол. Американцы адаптировали сквош для себя и значительно его упростили. Это уже сейчас я на собственном опыте знаю, что сквош — это шахматы с ракеткой в руках. И если англичане изобрели те самые шахматы в движении, то американцы изобрели шашки.
Когда я вернулся в Россию, друзья снова позвали на корт. Вообще первый выход на корт — это хороший способ переубедить новичка, который считает сквош, например, недотеннисом. Новичок уползает со сквош-корта обессиленным уже через пять минут активной игры. Хотя сквош зря сравнивают именно с теннисом, там совсем другая техника игры, а по скорости движений и реакций теннис вообще похож на замедленную съемку. Тем, кто «заболел» сквошем, уже скучно играть в теннис. По уровню аэробной нагрузки сквош ближе к бадминтону.
Как в любом игровом виде спорта, в сквоше есть три составляющие — это техника игры, физическая подготовка и тактика/стратегия. При одинаковом уровне игроков с физической и технической подготовкой выиграет тот, кто стратегически более верно выстроил игру. Если посмотреть на игру профессионалов, то у них все одинаково: они неделями могут бегать по корту и очень долго держать мяч. И есть только два способа выиграть очко у профессионала. Либо сделать ник — удар, при котором мяч попадает в стык между боковой стеной и полом, и в этом случае траектория его отскока становится абсолютно непредсказуемой. Либо тактически развести противника по корту — выстроить комбинацию ударов таким образом, чтобы противник просто не успел бы добежать и взять последний удар.
Сквош — это еще и очень психологическая тема. Известно, что человеческий мозг отдыхает, только когда переключается. Поскольку в сквош играют в сравнительно небольшом замкнутом пространстве, внимание игроков сосредоточено на каучуковом мяче, который с огромной скоростью скачет по корту, хочешь не хочешь, но на мысли о рабочих или личных проблемах времени уже не остается. Это в теннисе есть длинные паузы между подачами или сменой сторон площадки. В сквоше все намного динамичнее, и вот парадокс — через час изнурительной тренировки я себя чувствую полностью отдохнувшим. Такое психологическое отключение очень хорошо выводит из зацикленности на какой-нибудь проблеме. Не буду утверждать, что, когда я выхожу с корта, меня вдруг осеняет супермысль, возносящая к новым бизнес-высотам, но всегда бывает полезно переключиться и подумать о чем-то с чистого листа. И это относится не только к рабочим проблемам.
В сквош я активно играю уже шесть лет. Но уроки у профессионального тренера беру до сих пор. У меня несколько тренеров, с которыми я занимаюсь. В том числе я тренируюсь с первой ракеткой по сквошу в России Алексеем Севериновым. Чем выше уровень игрока в сквош, тем более эффективно он двигается по корту. С Севериновым может быть так, что он почти всю игру стоит посреди корта, а я высунув язык нарезаю круги вокруг него.
Сейчас мне иногда бывает очень тяжело смотреть на начинающих игроков на сквош-корте, кажется, что из-за недостатка самоконтроля они вот-вот покалечат друг друга, сталкиваясь и размахивая ракетками. Но самый опасный предмет на корте для начинающих — мягкий каучуковый мячик, который во время игры разогревается и становится жестким. Скорость мячика достигает 200 км/ч, им можно повредить глаз. Сквош-новичкам даже рекомендуют играть в специальных защитных очках. Пару лет назад я тоже ходил с синяком под глазом, полученным на игре. Но по травматичности сквош, конечно, не сравнить, например, с хоккеем.
Вообще придуманный англичанами сквош — это идеальная русская история. В стране, где зима длится полгода, а закрытый корт занимает всего 62 кв. м, сам бог велел играть в сквош. К тому же это не самое дорогое удовольствие, существенно дешевле тенниса. Аренда корта в спортклубе в зависимости от формы контракта стоит от 600 до 1200 рублей в час, занятия с тренером — 2500 рублей в час.
Играть в сквош на улице невозможно. Для игры требуется специальное нескользящее покрытие пола. А подошва у кроссовок должна быть не только нескользящей (в этом виде спорта надо быстро ускориться и так же быстро затормозить), но еще и светлой, чтобы не пачкать корт.
Когда я езжу в командировки в Англию или США, обязательно беру с собой форму и ракетку, стараюсь поиграть там с местными тренерами. Играю ради школы, но обыграть их, конечно, пока не могу. В России я уже перешел в категорию игроков М1 среди любителей. Градация на М3, М2 и самую высокую М1 условна, ее присваивают наши тренеры в зависимости от уровня игры на тренировках и соревнованиях, которые организует Российская федерация сквоша в Лужниках. В Москве, например, из 300 любителей сквоша в М1 входит всего пара десятков человек.
В отпуске обязательным критерием выбора места отдыха для меня служит наличие сквош-корта. Без еженедельной физической нагрузки я уже не могу. А кроме как от сквоша получить ее сложно, потому что просто ходить в тренажерный зал, плавать, бегать или играть в теннис мне скучно. Благодаря тому что англичане придумали сквош и очень любили играть в него во время отпуска, вся туристическая индустрия во многих странах подстроилась под них. Я нашел сквош-корт даже на Мальдивах.
У опытного сквошиста в спокойном режиме сердечный пульс медленнее, чем у обычного человека, процентов на 30. Зато я могу «разогнать себя», довести пульс до 200 ударов в минуту и находиться в этом состоянии достаточно долго без риска для здоровья. Человек, не привыкший к высокому уровню аэробных нагрузок, при таком пульсе, скорее всего, просто потеряет сознание.
Алексей Рудяк
Управляющий партнер московского офиса международной юридической фирмы Herbert Smith Freehills, недавно перешел из категории М2 в М1
Хотя я и работаю в английской компании, но к сквошу шесть лет назад меня пристрастил русский приятель, долго живший в Лондоне. Интерес к игре возник не сразу. Сначала просто понравилось, что игра динамичная, нескучная, что интересно предугадывать, куда в следующий раз соперник отправит мяч. Это очень хорошо занимало голову и отключало от повседневности. Раньше так мою голову разгружали только горные лыжи. Потом мне надоело все время проигрывать приятелю, и я решил взять несколько уроков у профессионала.
После первой же тренировки выяснилось, что в сквоше я все делаю не так. Хорошо, что самостоятельно я поиграл всего два-три месяца и мои дурные привычки (как держал ракетку, как принимал мяч) не успели закрепиться. Тренер меня быстро переучил, хотя некоторые ошибки еще остались. До сих пор, например, я периодически ошибаюсь, выбирая расстояние до мяча: иногда в запале игры я могу слишком близко подойти к мячу, что сильно ограничивает силу удара и выбор вариантов траектории мяча.
Сейчас я стараюсь играть в сквош как минимум три раза в неделю. Я совсем перестал ходить в тренажерный зал, и в этом повинен именно сквош. Это очень быстрая игра — скорость реакции и взаимодействия с партнером, скорость принятия решения, вариативность направления мяча, выбор комбинации — для меня это намного интереснее, чем большой теннис и уж тем более тренажеры.
Сквош — достаточно зрелищный вид спорта. Если судить по количеству людей, способных разместиться вокруг корта, сквош, конечно, уступает большому теннису. Но в чем сквош точно никогда не уступит теннису, так это в способности «завести» зрителей.
Меня часто спрашивают, почему в России так мало игроков в сквош? За успехом любого вида деятельности, в том числе и спортивной, часто стоит определенная пропаганда, распространение информации и системная поддержка. Теннис в нашей стране «выстрелил» по вполне определенным причинам — это во многом заслуга Бориса Ельцина. Наш нынешний президент увлекается единоборствами, и по результатам российских бойцов и борцов на соревнованиях совершенно разного уровня это очень заметно. А в сквош пока играет продвинутый офисный контингент.
Я работаю с англичанами, и, чтобы поиграть с потомками прародителей сквоша, специально ехать в Лондон мне не требуется. По многим сразу видно, что в сквош они начали играть с раннего возраста — техника игры у них, как правило, на высоте, даже если кто-то находится и не в самой лучшей физической форме. Вот начал обыгрывать англичан. Меня это радует, чего не могу сказать о своих партнерах: переживают они очень. Надо сказать, правда, что некоторых из них, вот как раз тех самых техничных, получается обыгрывать только за счет скорости и реактивности.
То, что сквош придумали именно англичане, заметно даже по правилам игры. Одно из главных правил в сквоше — не нанести травму сопернику. Если вы понимаете, что соперник находится на линии вашего самого эффективного удара и вы можете задеть его, вам следует вести себя по-джентльменски — взять let и не делать этот удар. В ином случае вы рискуете получить замечание за опасную игру.
Есть еще один интересный факт. В мировом рейтинге ведущих сквошистов половину первой десятки сейчас составляют египтяне. В Египте очень распространен этот вид спорта. Если когда-то египтяне значительно обогатили англичан предметами искусства Древнего Египта (в Британском музее находится крупнейшее собрание мумий и саркофагов за пределами Каира. — Forbes), то англичане обогатили Египет как минимум сквошем. Но тут я воздержусь от комментариев.
В карьере новичка в сквоше есть такое правило: старайся играть с большим числом соперников, ведь у каждого свой стиль игры. В таком виде спорта, который подразумевает состязательность, надо уметь подстраиваться под любого соперника. Я это особенно почувствовал на показательных тренировках, которые в Москве давал египтянин Хисам Ашур, 19-я ракетка мира по сквошу. Хисам уделяет большое внимание не только отрабатыванию техники (что, конечно же, обязательная составляющая любой тренировки), но и тактике (если не сказать философии) игры — уметь прогнозировать траекторию полета мяча, присматриваться к сопернику, понимать его, пытаться разложить на составляющие метод и стиль игры соперника и использовать их в своих интересах. Кстати, Хисам тренирует и первую ракетку мира по сквошу Рами Ашура, своего младшего брата.
В прошлом году я летал на свадьбу к приятелю во французский Бордо. Рядом с гостиницей нашелся сквош-клуб, и я заказал часовую игру с партнером. Такой заказ легко можно сделать практически в любом клубе Европы. С удивлением узнал, что в этом клубе тренируются сильнейшие бордоские сквошисты. Мне повезло сыграть с хозяином клуба — французом лет шестидесяти, который по типу более походил на Жерара Депардье, чем на Алена Делона, но был очень подвижным и пластичным. Мы разговорились, и по моему акценту он сразу вычислил, что я не уроженец Бордо. Узнав, что я русский, он очень удивился: очевидно, что русских любителей вина в Бордо приезжает значительно больше, чем любителей сквоша. Неожиданно для меня игра у нас получилась очень динамичная. Я, конечно, обыграл «Депардье», но с большим трудом и то, подозреваю, лишь потому, что лет на 20 его моложе.
Со временем я понял, почему так увлекся сквошем. Для меня это интересный досуг, позволяющий на время выключиться из рабочего и семейного формата, к тому же это не такой скучный досуг, каким мне в сравнении со сквошем стал казаться теннис. Это отличная спортивная нагрузка, которая позволяет отыгрывать мои гастрономические злоупотребления (я обожаю вкусно поесть). Я специально замерял: если за час игры в теннис я сжигаю 350–450 калорий, то за время игры в сквош — 850–900 калорий. Сквош дает хороший азарт и адреналин: я совершенно точно не собираюсь становиться профессионалом в этом виде спорта, но мне далеко не безразлично участие в турнирах и то, на каком месте я окажусь в рейтинге игроков, который сейчас создается Российской лигой сквоша. Ученые говорят о наличии физиологической связи между физической нагрузкой и хорошим настроением. В моем случае эта теория стопроцентно подтверждается.