Джеты от-кутюр: как высокая мода пришла в авиацию
Сила имени
В 2007 году оператор бизнес-джетов NetJets заказал 33 самолета Dassault Falcon 7X. Потратив $1,5 млрд, компания хотела по-особенному преподнести новинку. Решение было простым и удачным — пригласить разработать интерьер Falcon 7X британского архитектора Нормана Фостера. «Нам было важно создать что-то легендарное, что отличало бы наш бренд от остальных», — вспоминает менеджер NetJets. Никаких других вводных компания не дала, полагаясь на вкус лорда Фостера. «Я смотрел на проект с трех сторон — как пилот, как пассажир и, разумеется, как дизайнер», — отмечает Фостер. Он управляет вертолетом и самолетом, а также является постоянным клиентом NetJets.
Вместительный Falcon 7X предназначен для дальних расстояний (может совершить беспосадочный полет из Парижа в Токио), поэтому пространство предстояло разделить на зоны — для пассажиров и персонала, для работы и отдыха. Дизайнер выполнил пассажирский салон в бежевых и коричневых цветах, а для персонала — в серо-черных. Он изменил расстановку кресел, чтобы во время перелета было удобно общаться или есть, а диваны-кровати переместил за шторку в задний отсек салона. Фостер продумал и окраску Falcon 7X: он пустил от кабины до хвоста широкую темно-синюю полосу — элемент, который есть в его архитектурных работах, например в знаменитой башне-огурце в Лондоне. Проект был завершен в 2010 году — работа шла около 12 месяцев. «Интерьер от Фостера однозначно помогает нам продавать самолеты и полеты, — признается менеджер NetJets. — А еще приятно слышать от клиента — богатого, закрытого человека, боящегося летать, что в Falcon 7X он чувствовал себя очень комфортно».
Тема авиационного интерьера не чужда и знаменитому французскому дизайнеру Филиппу Старку — автору компьютерной мыши для Microsoft, багажных сумок для Louis Vuitton и Samsonite, проектов гостиниц, музеев, ресторанов и пр. Авиация — особенная тема для Старка: его отец был авиаконструктором. В детстве он мечтал о межгалактических полетах, а став взрослым, купил билет на суборбитальный полет от Virgin Galactic и помог в создании космопорта America в Нью-Мексико (в этом проекте, кстати, участвовал и Фостер).
В 2008 году Старка пригласили поработать над салоном бизнес-джета на базе широкофюзеляжного лайнера Airbus A330-200. Клиентом выступил владелец самолета с Ближнего Востока. Заказ носил сугубо частный характер, поэтому ни деталей проекта, ни фотографий готового дизайна нет. Известно, что на борту находится офис, обеденный зал, спальня с ванной, несколько кают и салон для сопровождающих, в отделке использованы белая кожа, серебро, шелк, шерстяные ковры, а также установлена светодиодная подсветка на потолке и в полу, создающая эффект полета на облаке, сообщает подрядчик проекта, производитель интерьеров Jet Aviation Basel. Стоимость работ не разглашается. Затраты на дизайн бизнес-джетов могут доходить до трети их стоимости, указывает представитель Airbus. Каталожная цена A330-200, по данным на январь 2014 года, была $222 млн.
К «именному» интерьеру неравнодушны и рейсовые авиакомпании. В 2008 году Singapore Airlines отдали первый класс в Airbus A380 французскому дизайнеру яхт Жан-Жаку Косте, имеющему большой опыт компоновки интерьеров в условиях дефицита пространства.
Специалист по части фешенебельных лодок справился и с самолетом.
В носовом отсеке появилось 12 одноместных кают (со шкафом, откидным сиденьем и кроватью длиной 198 см). Предусмотрен вариант и для путешествующих вдвоем — четыре центральные каюты имеют убирающиеся перегородки, что позволяет объединять две каюты в одну. Полет из Сингапура в Нью-Йорк в такой обстановке стоит $20 000. Неудивительно, что малочисленные пассажиры первого класса приносят авиакомпаниям треть прибыли.
Фостер в 2013 году разработал дизайн для авиакомпании Cathay Pacific. Сначала он оборудовал залы первого и бизнес-класса в аэропорту Гонконга, потом возникла идея перенести этот дизайн на борт. Так появился первый класс от Фостера в самолете Boeing 777. Дизайнер использовал белую кожу, ореховое дерево, в салоне появились шерстяные коврики и новый свет для чтения — он сконструирован так, что почти не отбрасывает тени, когда работаешь или ешь.
Притягательность бренда
Итальянский дом моды Versace одним из первых проник в бизнес-джеты и вертолеты в качестве дизайнера интерьеров. «Это естественное расширение мира Versace, в который входят эксклюзивные автомобили и отели», — объяснял президент компании Джанкарло Ди Ризио в интервью Luxury-insider.com. В 2007 году Versace с производителем интерьеров TAG Aircraft навели шик в нескольких частных джетах, а затем сосредоточились на проекте с AgustaWestland. Для линейки вертолетов был создан интерьер в бело-голубых тонах с логотипом Versace. Сколько всего было выпущено «фирменных» машин, не уточняется, но как минимум одна точно долетела до России: в 2008 году AW119 Ke от Versace купил русский девелопер.
Вслед за Versace эксклюзивный вертолетный интерьер стал предлагать и Hermes, начав сотрудничать с Airbus Helicopters. Была выбрана самая популярная среди покупателей модель вертолета EC135. Специалисты потрудились на славу: поверхности от пола до потолка покрыли тканью Toile H, из которой Hermes шьет сумки и делает аксессуары с 1920-х годов, сиденья сделали вручную. Дебют состоялся осенью 2008 года. Планы были чересчур оптимистичные — делать по десять машин в год.
Но вертолет от Hermes не вызвал ожидаемого спроса, оказавшись необоснованно дорогим: каталожная цена EC135 — €4,5 млн, с дизайном Hermes — на миллион больше, отмечает сотрудник Airbus Helicopters. «Тут учитываются и дорогие материалы, и технические решения, но совершенно очевидно, что ты платишь за бренд», — поясняет он. А за €5,5 млн можно купить модель классом выше — ЕС145. Всего было выпущено не более пяти вертолетов Hermes, один из них приобрел бизнесмен из Казахстана.
EC145 в стиле Mercedes-Benz оказался более востребованным. Возможно, дело в ассоциациях (и вертолет, и автомобиль — транспортное средство), а может, в разнообразии — клиенту предлагается обшивка сидений в четырех цветовых вариациях.
«Mercedes — это определенная отделка и цвет; если вы хотите купить розовый вертолет — пожалуйста, но это уже не Mercedes, нашего имени там не будет», — говорит дизайнер автоконцерна.
Салон вертолета трансформируется для перевозки от 4 до 8 человек, на потолке объемная панель из черного дерева — элемент, который есть в автомобилях, а на полу — эбеновое дерево. В освещении салона использованы плафоны, устанавливаемые на модели Mercedes-Benz E- и S-класса. Вертолет впервые был представлен публике в 2011 году. Продано около десятка машин, в том числе две на Украину и одна в Азербайджан.
К магии автомобильного бренда прибегнул и американский производитель бизнес-джетов SyberJet — в 2013 году он нанял на работу дизайнера Джейсона Кастриоту, работавшего с Ferrari и Maserati, сообщил журнал Business Jet Interiors International. «Самолет SJ30 летает со скоростью 900 км/ч, и многие называют его «Ferrari в небесах», — объяснил в интервью менеджер SyberJet. — Почему бы нам не сделать так, чтобы джет еще больше соответствовал этому образу?» До приглашения в SyberJet Кастриота ничего не знал про SJ30. «Я увидел маленький, но быстрый самолет и понял: это мое», — вспоминает он. Многие владельцы SJ30 сами же им и управляют, поэтому в дизайне необходимо совместить «две души» — пилота и пассажира. Было решено отойти от «штампов», встречающихся в бизнес-джетах, — ореховых панелей и смуглых кож. За основу был взят минимализм с белой кожей и контрастными материалами плюс экзотические сорта деревьев, карбон и другие высокотехнологичные материалы, которые ставятся в суперавтомобили. CyberJet планирует собирать 24 самолета в год по цене $7,25 млн.
Сами себе дизайнеры
VIP-интерьеры — это про индивидуальность, а не про тренды, уверен представитель Lufthansa Technik. «Прежде чем приступить к проекту, мы хотим узнать о клиенте как можно больше — желания, жизненные установки, — рассказывает он. — В результате дизайн говорит сам за себя, хотите вы этого или нет». Кому-то нужна уникальная система развлечений в полете, кто-то делает акцент на мебель или освещение.
Клиентам из Азии важно иметь на борту карточные столы. Пассажиры могут играть в азартные игры, главное, чтобы самолет находился на расстоянии 200 км от суши. Есть запросы на сауну, караоке, беговые дорожки и велотренажеры (прежде всего это относится к джетам от Airbus и Boeing). Часто клиенты стремятся оформить самолет в том же стиле, что их яхты или дома. Женщины нередко просят включить в декор салона кожу, из которой сшиты их сумки. Есть и экзотика: бизнес-джеты как Версальский дворец или английская библиотека. А в огромном бизнес-джете ACJ319 одного из участников списка Forbes висит икона.
Арабские заказчики любят побольше золота и дорогих материалов, например кожу акулы; а еще деревянные столы, инкрустированные жемчугом и драгоценными камнями.
«Многие ближневосточные клиенты проводят жизнь во дворцах — они привыкли к самому высокому уровню комфорта и сервиса, — отмечает дизайнер из Pierrejean Design Studio (интерьер яхт и самолетов). — Будучи людьми с богатым воображением, они требуют от дизайнеров лучшее». Проще говоря, даже для перелетов они требуют дворцы.
До последнего времени самым дорогим считался проект по оборудованию бизнес-джета на базе двухэтажного Airbus A380, который так и назывался Flying Palace. Заказ разметил в 2007 году принц, член саудовской королевской семьи. В начале 2015 года стало известно, что он отказался от А380, что стало причиной — не уточняется, видимо, стремительно дешевеющая нефть. Представитель Airbus сообщил, что проект приостановлен. Зато он породил много слухов — якобы VIP-компоновка A380 включала в себя гараж для двух автомобилей Rolls-Royce, конюшню для лошадей и верблюдов, специальный отсек для ястребов, комнату для молитв и пр., рассказывает руководитель портала BizavNews, посвященного бизнес-авиации, Дмитрий Петроченко. На ролике, где интерьер создан в 3D-формате, ничего такого не видно.
Далеко не все пожелания клиентов воплощаются. В целях безопасности на борту нельзя устанавливать ванну, бильярд, гольф; запрещены легковоспламеняющиеся и тяжелые материалы вроде мрамора. Все, что используется на борту, требует сертификации, говорит представитель Lufthansa Technik. Это значит, что нельзя просто установить обычный CD-проигрыватель из магазина. Необходимо провести тестирование и, возможно, даже модернизировать это оборудование перед установкой. Из-за этого цены за обычные вроде бы вещи поднимаются в разы. Поэтому проекты по VIP-компоновке очень дорогие: для самолетов Airbus A320 или Boeing 737 — от $15 млн, в случае с огромными Airbus A330 или А340, Boeing 777 стоит говорить о сотнях миллионов долларов. Отделка обычно занимает от полутора до двух лет.