К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Международные стандарты: зачем получать бизнес-образование в Азии

Фото Reuters
Фото Reuters
Почему азиатские вузы обгоняют европейские и американские в мировых рейтингах

Азия — наиболее быстро развивающийся регион во всех сферах, от туризма до бизнеса. Не последнее место в этом развитии занимает образование: составители престижных рейтингов вузов отдельно ранжируют азиатские учебные заведения. В середине мая британская компания Quacquarelli Symonds представила очередной рейтинг азиатских вузов, который возглавил Национальный университет Сингапура. Чем образование в Азии может быть привлекательно для российских студентов и на какие вузы стоит обратить особое внимание?



Интерес к Азии

Когда речь идет об учебе за рубежом, будь то традиционное высшее образование или MBA, в первую очередь на ум приходят Гарвард, Уортон, Оксфорд и Insead — дорогие и престижные учебные заведения. Однако в Азии сочетание качества и стоимости может оказаться лучше, чем в США или в Европе. “Азиатское направление сейчас набирает силу в европейской части России, на Дальнем Востоке связь с Азией сильна была всегда”, — рассказывает Александра Оленина, сооснователь проекта WeStudy.In, посвященного учебе за рубежом. По ее словам, все больше студентов задумываются о Китае, Южной Корее и Сингапуре: стоимость обучения в этих странах ниже, а качество образования в топовых вузах сравнимо с европейскими и американскими.

"Ряд европейских и американских университетов открыли в Азии филиалы, и можно получить диплом престижного британского вуза за меньшие деньги в Малайзии или Китае. Это привлекает студентов”, — добавляет Оленина. Например, Национальный университет Сингапура предлагает совместные программы с Йелем, MIT, Кингс-колледжем и другими вузами,  в самом Сингапуре есть кампусы бизнес-школы Чикагского университета и французской Insead. У университета Ноттингема есть кампусы в Китае и Малайзии, а университет Центрального Ланкашира планирует открыть филиал в Таиланде. В малазийском кампусе университета Ноттингема бакалаврские программы для иностранцев стоят от 28 840 ринит (примерно £5 000) до 45 420 рингит (примерно £8 400), тогда как в Великобритании — от £12 110 до £17 340. И это не говоря о том, что жизнь в Малайзии в разы дешевле, чем в Ноттингеме.

 

Обучение в азиатских вузах не просто стоит дешевле, чем в западных: во многих странах правительство выделяет стипендии и гранты для иностранных студентов. "По сравнению с США, в Азии их получить несколько проще”, — заключает Оленина. При этом наука, как подчеркивает руководитель Центра образовательных разработок московской бизнес-школы “Сколково” Денис Конанчук, давно уже является мировой. "Науку в той же Южной Корее или Гонконге делают корейцы или китайцы, получившие степень PhD на Западе и вернувшие международные стандарты на родину”, — поясняет он. Привнеся западные стандарты в науку, азиатские вузы занялись интернационализацией на уровне студентов, чтобы воссоздать мультикультурную среду у себя.

Как Азия вытесняет США из рейтингов бизнес-образования

Все то же касается и программ MBA: их качество в Азии совершенствуется, им сопутствует благоприятная среда, визовая поддержка, гранты — спрос на бизнес-образование в Азии со стороны российских студентов есть и, по мнению директора бизнес-школы Integral РЭУ имени Плеханова Ларисы Карташовой, будет поддерживаться. “Если человек ориентируется на этот рынок в принципе, то где лучше получать бизнес-образование с акцентом на азиатские рынки, как не в Гонконге”, — вторит ей Александра Оленина.

 

"Чтобы попасть в мировые рейтинги, азиатские вузы должны были ориентироваться на западные стандарты образования, что они и сделали: заключили договоры об обмене студентами и реализации совместных научных проектов, взаимозачете кредитных единиц, ввели преподавание на английском языке и многое другое”, — поясняет Оленина.

На рынке бизнес-образования в последние 10 лет азиатские вузы отвоевывают позиции у американцев: если в 2004 году в топ-50 рейтинга программ full-time MBA Financial Times не было ни одной азиатской программы, то в 2014 году их стало 16%, в то время как доля американских программ снизилась с 76% до 52%. В рейтинге Executive MBA все того же Financial Times шесть азиатских программ — самостоятельных или в альянсе с западными школами — вошли в топ-10; а возглавила рейтинг совместная программа бизнес-школы при Гонконгском университете науки и технологии (Hong Kong UST Business School) и американской школы Kellogg.

Впрочем, азиатские и западные вузы находятся на разных стадиях жизненного цикла: если в Европе и Америке десятки лет продолжается стадия зрелости (за которой последует либо вымирание, либо развитие на новом витке), то в Азии сейчас — стадия бурного роста, в том числе из-за бурного роста экономики. Азиатский рынок образования занимается агрессивным продвижением, привлекает иностранных студентов, получает поддержку со стороны государства. Последнее, однако, не всегда однозначный плюс, замечает Лариса Карташова.

 

Так, китайское правительство имеет свои специфические требования к программам MBA (например, тесная связь с заказчиком), которые могут не совпадать с требованиями AMBA (ассоциация рассматривает MBA как дженералистские программы, допускающие переход из бизнеса на госслужбу). Доля китайских школ, подавших на аккредитацию своих программ в AMBA (одна из основных международных ассоциаций, дающих аккредитацию бизнес-программам), растет интенсивнее, чем доля каких-либо других стран. Многие из них при этом получают аккредитацию, отмечает Карташова.



Зачем и куда ехать в Азию на MBA

Сколько бы ни было споров о том, к чему Россия ближе — к Западу или Востоку, — в сфере образования и в сфере бизнеса она определенно ближе к Азии. “Азия — это пример того, как западные англосаксонские модели, по которым составляют рейтинги вузов, были применены не в европейской или американской традициях, а в рынках, более похожих на наш”, — поясняет глава Центра образовательных разработок при московской бизнес-школе “Сколково” Денис Конанчук. Он в рамках программы повышения конкурентоспособности возил российских ректоров посмотреть на опыт коллег из Южной Кореи и Гонконга.

Впрочем, хотя в Южной Корее университеты тесно связаны с крупнейшими компаниями (к примеру, с Samsung и Hyundai), в сфере бизнес-образования корейцы совсем не на слуху. Центр азиатского бизнес-образования, при провальных позициях в академических рейтингах, — Индия (на это Forbes обращал внимание еще в 2007 году). Лучшая школа — Индийская школа бизнеса в Хайдарабаде — в 2014 году заняла 36-е место в рейтинге MBA по версии Financial Times. Правда, тенденции у школы не очень радужные: в 2012-м она занимала 20-е место, а в рейтинге программ MBA по версии QS ее обгоняют две другие индийские школы.

Говоря о дешевизне азиатских программ, необходимо понимать, что восточные страны очень разные. С одной стороны, есть Индия, Малайзия, Таиланд, отчасти Китай, где жизнь и учеба сильно дешевле, чем в Европе и США. С другой, есть дорогие Сингапур, Гонконг и Корея, и сэкономить на MBA в этих странах намного сложнее — год учебы в Национальном университете Сингапура стоит чуть больше $46 000, тогда как в Гарвардской бизнес-школе — почти $59 000. Цена отличается, но не в разы, и здесь на помощь приходят другие аргументы, почему при прочих равных стоит выбрать Сингапур (если, конечно, в планы не входит строить бизнес в Америке или с американскими партнерами).

Во-первых, роль Юго-Восточной Азии в мировой экономике растет и будет продолжать расти. Помимо развития собственного азиатского бизнеса, все больше западных компаний обращают внимание на этот регион, а Сингапур (как, впрочем, и Гонконг) можно назвать столицей транснациональных корпораций. Во-вторых, азиатские бизнес-школы в силу своей молодости и нахождения в стадии бурного роста более чувствительны к изменениям в экономике и способны быстрее реагировать на них, нежели традиционные школы. В-третьих, сам опыт развития образования в Азии должен послужить хорошим уроком. “В какой-то момент университеты поняли, что копировать ровно то же, что делают европейцы и американцы они не могут, иначе им не угнаться, и это открыло пространство для интересных инновационных решений”, — говорит Денис Конанчук.

 

Главный недостаток — отсутствие сильных брендов бизнес-школ на азиатском рынке. По мнению Ларисы Карташовой, нужно время, как минимум десять лет, чтобы качество азиатских программ запомнилось всем. Среди трендов бизнес-образования на 2015 год на конференции руководителей бизнес-школ, которую провела AMBA, было названо развитие программ MBA в Азии: “Учиться бизнесу надо там, где он делается”. На данный момент лучшее место для этого — Азия.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+