Новый декан Wharton School of Business ТОМАС РОБЕРТСОН планирует расширять присутствие за рубежом — но с осторожностью
Индийская школа бизнеса В Хайдарабаде открылась в 2001 году, тогда к обучению приступили 128 студентов. Шесть лет спустя годичный курс MBA здесь проходят уже 423 студента. Indian School of Business — центр бизнес-образования всей Азии. Школа в Хайдарабаде собирает больше абитуриентов из этой части света, чем любая другая бизнес-школа в мире. В этом году ее выпускники получили приглашения на работу от азиатских подразделений McKinsey & Co., Infosys Technologies и Deutsche Bank.
Как и многие другие американские товары, почтенный MBA теперь сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны более дешевых заведений с сокращенным сроком обучения. Годичная программа в Индийской школе бизнеса обходится в $40 000 против $79 000 за двухлетний курс в Гарварде. По данным международного Совета по приему в школы менеджмента (Graduate Management Admissions Council), из 3710 магистерских программ подготовки менеджеров, которые появились в мире за последние 10 лет, 81% возникли за пределами Северной Америки.
Особую опасность представляют зарубежные конкуренты для Wharton School of Business Пенсильванского университета (5-е место в нашем рейтинге школ США). Благосостояние старейшей бизнес-школы Америки традиционно базируется на иностранных студентах. В прошлом году Уортон получил 6200 заявок от абитуриентов (второе место после Гарвардской школы с 6700 заявками); обычно 40% студентов приезжают из-за границы, в выпуске 2008 года представлены граждане 70 стран. Кроме того, Уортон помог учредить бизнес-школы в Сингапуре, Индии и Таиланде, а также участвует в студенческом обмене с французской Insead.
Но у иностранных студентов, за которыми идет такая охота, появились новые потребности. Возьмем для примера 26-летнего Билаля Хана, который весной 2007 года стал студентом Уортона. Хан родился в Пакистане, получал образование в Саудовской Аравии, Швейцарии и Флориде. Он знает урду, арабский, французский и английский. Этим летом Билаль Хан провел месяц в Египте и две недели в Дубае. На стажировке Хан встречался с менеджерами корпораций и чиновниками, в том числе с Фаруком аль-Окда, выпускником Уортона, который возглавляет Центральный банк Египта.
Хану предложили летнюю стажировку в private equity fund в Дубае. Он серьезно обдумывал возможность остаться там, бросив Уортон. «Сидя в США, уже не уследишь за ситуацией, — говорит Хан. — Даже с моими семейными связями в этом регионе я не знал, что там происходит».
Хан все же решил продолжить обучение в Уортоне до 2009 года. Но сомнения, посетившие его, знакомы и другим иностранным студентам. Бурный экономический рост сейчас наблюдается вовсе не в окрестностях кампуса знаменитой бизнес-школы в Филадельфии, а в Бразилии, России, Индии, Китае и на Ближнем Востоке. Международные компании, устремившиеся в эти регионы, охотно принимают на работу соискателей, получивших местный диплом MBA — пусть они отучились всего 12 месяцев, а не два года, как в американских школах.
Бизнес-школы из развитых стран энергично борются за абитуриентов из стран развивающихся. В нынешнем сентябре London Business School, к примеру, начнет подготовку первого курса из 75 студентов в своем подразделении в Дубае. Среди набранных студентов — граждане 27 стран Азии и Африки. Стоимость 16 месяцев обучения составляет $80 000. «В Дубае сейчас мало возможностей получить диплом мирового уровня в области бизнеса. Поэтому у нас есть преимущество первопроходцев», — говорит заместитель декана по программам обучения Лондонской школы бизнеса Зегер Дегрэве.
У бизнес-школы Чикагского университета есть кампусы в Лондоне и Сингапуре, ежегодно туда зачисляют 180 студентов. Международный курс обучения рассчитан на 21 месяц, и плата за него составляет $120 000. В Чикаго размышляют, не дать ли студентам американского подразделения возможность выполнить итоговую работу в Лондоне или Сингапуре. «Мы полагаем, что сейчас растет спрос на руководителей, которые могут работать в разных условиях», — объясняет декан Эдвард Снайдер.
Другой способ выйти на международную арену — организовать совместные предприятия. Columbia Business School (США) и London Business School предлагают 20-месячную программу для руководителей среднего и высшего ранга, за обучение которых заплатит работодатель (стоимость обучения $126 000). Студенты попеременно занимаются то в Лондоне, то в Нью-Йорке. «Студенты зарубежных школ, приезжающие к нам по обмену, становятся нашими агентами влияния, — объясняет Дипак Джайн, декан Kellogg School of Management, у которой есть четыре совместные программы MBA с зарубежными университетами. — Если наша программа им понравится, они будут посылать к нам на учебу своих сотрудников и нанимать наших выпускников».
Когда после своего назначения в июле новый декан Уортона Томас Робертсон назвал в числе приоритетов «развитие опорных пунктов по всему миру», это никого не удивило. Стратегия Робертсона заключается в создании того, что он называет «точками присутствия» на внешних рынках. «Мы пока не готовы, скажем, приехать куда-то, построить свой кампус и начать предлагать дипломы, но мы собираемся приезжать, например, в Мумбай, Дубай или Шанхай и вешать вывески Уортонской школы», — объясняет Робертсон. «Точки присутствия» будут привлекать абитуриентов и поддерживать связь с проживающими в этой стране выпускниками Уортона. Если же вокруг какого-то из «опорных пунктов» возникнет ажиотаж, Робертсон задумается об открытии в этой стране полноценного кампуса.
Но Робертсон воздерживается пока от дальнейших шагов, таких, например, как переговоры о сотрудничестве с местными образовательными учреждениями. Он опасается, что трудно будет найти достаточное число американских преподавателей, которые были бы готовы так часто путешествовать. Кроме того, объединяясь с другими заведениями, можно потерять свое имя и утратить контроль над ситуацией. «Я думаю, наши сотрудники хотят работать под вывеской Wharton School, а не под двумя вывесками», — поясняет он.
Так или иначе, изменения уже начались. Своим распоряжением Робертсон назначил первым вице-деканом по международным инициативам и продвижению марки Дэвида Шмиттляйна, преподающего в Уортоне с 1980 года. Если Уортон со временем и выстроит сеть образовательных учреждений за границей, это будет, как говорит Робертсон, «преимущественно американское образование — потому что люди стремятся к нему».
Как считали?
Рейтинг бизнес-школ основывается на финансовой отдаче, полученной студентами, окончившими курсы MBA в 2002 году. В ходе исследования мы направили анкеты 18 500 выпускникам со всего мира; в общей сложности было охвачено 102 программы MBA. Откликнулись 22% опрошенных. Для списка лучших бизнес-школ США были отобраны только двухлетние программы.
Выпускники указали в анкетах размер своей зарплаты до обучения и в первые три года (из пяти прошедших) после получения степени MBA. Далее мы сравнивали доход выпускников по итогам обучения с тем, во сколько оно им обошлось (то есть с платой за обучение и недополученной за время учебы зарплатой), а также с тем, сколько бы они заработали, если бы сохранили прежние должность и зарплату.
Мы учитывали изменения в стоимости жизни за прошедший период, а также меняющуюся стоимость денег, используя действующие на финансовом рынке ставки.
Более подробные версии таблиц смотрите на сайте www.forbes.com/bschools.