Из любви к искусству: деньги и женщины в биографии Льва Бакста
За Бакста — 1500 франков, за Пикассо — 77 франков
После триумфа дягилевских балетных сезонов в 1909 году — Лев Бакст оформлял балет «Клеопатра», — художник переселился из Санкт-Петербурга в Париж. Парижские, лондонские, американские театры, антрепризы Анны Павловой и Иды Рубинштейн, опера в Монако заваливали его заказами. Перед Первой мировой войной Леон Бакст был, без преувеличения, самым знаменитым художником в мире. «Вот я у цели, признание невероятное, непостижимое, в центре мира Париже, целый день все, что есть славного на земном шаре, в живописи, в музыке, в литературе, — все оставляют мне карточки, приглашают на обеды и завтраки», — писал Бакст жене Любови Павловне Гриценко-Бакст.
20 июня 1910 года в галерее Бернхейма на выставке художников дягилевской антрепризы Бакста, Бенуа и Головина, впервые в художественной истории театральные эскизы были представлены как станковые произведения. Бакст дал на выставку 31 работу, — все они были раскуплены. Чтобы справиться с количеством заказов, художник поднял цены на свои работы, его рисунок или акварель стоили 150 франков, эскиз — 1 000 или 1 500 франков. Цены у конкурентов Бакста на порядок ниже. Так, знаменитая на весь Париж покупка Волларом сразу 20 картин Матисса в 1906 году принесла художнику 2 200 франков, (т. е. холст Матисса шел тогда за 110 франков), а покупка 27 картин Пикассо — 2 000 франков (т. е. холст Пикассо стоил в среднем 77 франков).
Выставка в Лувре в павильоне Марсан в 1911 году принесла художнику 80 тысяч франков. Для сравнения: ученик Бакста Шагал в это время осваивается на Монпарнасе и живет на пособие от российского благодетеля в 150 франков в месяц.
Три четверти своей жизни Бакст прожил в России, а признание, востребованность и финансовый успех пришли к нему только в парижский, последний период жизни.
Российская история Бакста прошла в поисках себя, и в искусстве, и в любви.
Шесть лет «Мира искусств»
В январе 1903 года Лев Бакст познакомился с Любовью Павловной Гриценко. В редакцию журнала «Мир искусств» пришла женщина в элегантном черном платье. Третья дочь Павла Михайловича Третьякова, первого коллекционера России, представительница видной московской купеческой фамилии, вдова художника Николая Гриценко, обласканного императорским двором. Дама с парижским шиком заинтересовала Бакста, который был очень чуток и к женской красоте и к моде.
Кем был Бакст в 1903 году? Ему 37 лет. Он — известный в узких кругах художник, живет от гонорара к гонорару, только начинает свою театральную деятельность. В 1887 году он оставил Академию художеств. За 16 лет карьеры создано два известных произведения: «Ужин» 1902 года и за десять лет написана «Встреча адмирала Авелана в Париже» по заказу Морского ведомства ( после этой работы ни одно ведомство ему больше заказов не давало). Бакст работал художником-графиком в журнале «Мир искусства», с 1898 по 1904 год, пока выходил журнал. Но работы Бакста воспроизводились всего четыре раза. Он рисовал в журнале виньетки, но не больше, чем Лансере и Билибин. Его регулярный доход в это время — ретушерство. Как вспоминал Александр Бенуа: в квартире, где живут Дягилев и Философов, в комнате за спальней сидит Левушка Бакст и ретуширует все, что будет воспроизведено в журнале «Мир искусства». Оценивая творческий потенциал друга, Бенуа в своей книге о русской живописи в 1902 году прямодушно написал: «В былое время «золотые руки» Бакста нашли бы применение. Он не стыдился бы посвящать себя тому, к чему он в сущности призван... был бы декоратором, ювелиром... — мелким, но интересным и истинным художником... Его не смущало бы желание тягаться с Менцелем». Менцель — знаменитый исторический живописец, ролевая модель для Бакста в этот период. Все крупные произведения Бакста, как и предсказывал Бенуа, признания не получили.
О личной жизни Бакста до зимы 1903 года мало что известно. В 26 лет у него был роман с сорокалетней актрисой Императорского Михайловского театра, француженкой Марсель Жоссе. Известно, что Бакст ее писал. И вероятнее всего, «Ужин» из Русского музея, прообразом которого принято считать жену Бенуа — это воспоминание о Жоссе, ее коварстве, дерзости, лукавстве. На этом полотне почти не заметно лицо героини, там главное — тело. Власть талантливой, сильной, эротически привлекательной женщины над мужчиной — вот тема этой работы.
Жоссе два сезона играла в Михайловском театре, в 1892-1893 и потом в 1893-1894. Чтобы заманить французских артистов в Россию, дирекция Императорских театров выплачивала им хорошие деньги. Артисты цапались за право приехать в Петербург. Жоссе была состоятельной дамой и содержала молодого возлюбленного.
Эта схема отношений Бакста с женщинами, сложившаяся в 26 лет, действовала на протяжении всей жизни.
Пять тысяч рублей на галстуки
Зимой 1903 года Любовь Павловна зашла в редакцию «Мира искусства» по делам: она приехала в Петербург из Парижа, чтобы организовать посмертную выставку своего супруга. Чуть позднее она делала выставку своей родственницы Марии Якунчиковой. Бакст увидел, что у Гриценко есть задатки менеджера, — бесценный для начинающего художника дар, и быстро настроился на ее волну и, возможно, даже искренне влюбился.
В архиве Третьяковской галереи 527 писем Бакста жене, из них писем 200 периода жениховства и первого года супружества. Переписка продолжалась до 1917 года, они в тот момент уже были разведены, но их связывал сын. Особенно активной была переписка в момент сватовства. Любовь Павловна осторожна и недоверчива. Бакст преподносит себя как пылкого, знающего любовника. Выступает как большой мастер любовной лирики: все три года, что Бакст был возлюбленным Марсель Жоссе, он каждый день бывал в театре. А там чередой шли любовные драмы и любовные фарсы. Поэтому Бакст прекрасно владеет любовными текстами. Он цитирует «Песнь торжествующей любви» Тургенева, речи Фауста, соблазняющего Маргариту, из французского текста оперы Гуно. Бакст сравнивает любимую с такими непохожими героинями, как Манон и Брунгильда, уподобляет ее и иконе, и сфинксу.
Гриценко, обеспеченная, сдержанная, совсем не Манон, пишет ему прямым текстом о том, что богата, а жених ее несостоятелен, и она боится, что на почве денег возникнут осложнения. Бакст отвечает вопросом: а какое отношение ваши деньги имеют ко мне? И приводит в пример художника Остроухова, который, женившись на богатой московской купчихе, по сути перестал быть художником, вошел в совет Третьяковской галереи, отвечает за закупки произведений в коллекцию и мало работает творчески. Бакст показывает: он от своего призвания не откажется, ему важно стать великим художником.
Тему денежных осложнений жених и невеста обсуждали весь год. Но брак состоялся. В этот момент начинается история Бакста в театре: накануне знакомства с Любовью Павловной он оформил античную драму «Ипполит» для Александринского театра, а в период ухаживания работает над балетом «Фея кукол» для Мариинского театра и «Эдип в Колоне» для Александринки. За «Эдипа» Бакст получил от дирекции Императорских театров 2, 5 тысячи рублей. Это были очень большие деньги. Можно сравнить: в 1907 году Вацлав Нижинский закончил хореографическое училище и два года проработал в Императорских театрах. Годовой заработок артиста императорских театров, который еще не стал ни солистом, ни корифеем, — 700 рублей. Молодой Нижинский за 700 рублей должен был снимать квартиру, правильно питаться, обуваться-одеваться и иметь деньги на отдых.
Бакст, только что получивший за «Эдипа в Колоне» 2,5 тысячи рублей, в этот же год занимает у своей невесты еще 2,5 тысячи рублей. Он был страшным транжирой: любил красиво одеваться, обедал в дорогих ресторанах. Есть письмо, где Гриценко спрашивает, сможет ли он выплачивать долг регулярными суммами помесячно. Бакст отвечает, что помесячно не сможет, но за год обязательно выплатит. Но не выплачивает!
В ноябре 1903 года Бакст и Гриценко поженились. Бакст въезжает в квартиру к жене на Спасской улице в Петербурге. Получая деньги от жены на карманные расходы, Бакст отчитывается в письмах: дал швейцару 20 рублей на покупку электрических звонков, — вероятно, чтобы его не упрекали в том, что он все спустил на свои галстуки. Бакст с женой два года путешествуют по Европе, в Париж, на воды. Железнодорожные билеты покупает она, за гостиницу платит она. И в какой-то момент Гриценко-Бакст пишет Александру Бенуа, другу семьи, что Левушка довел ее до белого каления. Ему было дано 300 рублей на билеты и еще 500 рублей на карманные расходы в Париже, и все равно ему не хватило денег на портного. Бакст постоянно пишет жене: привези мне зимний фрак, костюм, жилет от портного в Париже. И добавляет, что парижский Хамон дешевле, чем Ланге в Петербурге.
Любовь Павловна жалуется Бенуа, что Левушка злоупотребляет ее помощью: «как я его убеждала, что он должен больше работать, чтобы не быть от меня зависимым». Она забоится о том, чтобы он создавал больше художественных произведений, а он увлечен обедами и портными.
Бакст с Гриценко прожили вместе два года, а потом разъехались. Брак не был расторгнут. Любовь Павловна надеялась, что когда Бакст будет жить отдельно, он сможет сам себя содержать.
Бакст стал финансово независимым только в 1909 году, после триумфа дягилевской балетной труппы в Париже. Только тогда он смог оплачивать себе столько фраков и галстуков, сколько его душе угодно.