К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Пенсионный план: как правильный выбор хобби помогает встретить старость

Фото  Noel Vasquez / Getty Images
Фото Noel Vasquez / Getty Images
Знаменитый комик Джей Лено два года назад ушел на покой — и с тех пор занят как никогда

В глубине гаража — огромного, как футбольное поле, — Джей Лено, склонившись в три погибели, осторожно капает масло в мотор серебристого Corvette 1957 года. Типичное трудовое утро пенсионера. Два года назад Лено покинул знаменитое «Ночное шоу» на канале NBC и с тех пор делит время между выступлениями в стэндап-шоу и своей коллекцией автомобилей и мотоциклов, насчитывающей 267 машин. Часть из них он демонстрирует в «Гараже Джея Лено» — своем шоу на канале CNBC. Весьма поучительный пример для всех, кто собирается на пенсию и думает, чем бы занять себя на склоне лет.

«В четверг я закончил свое последнее «Ночное шоу», а уже в пятницу у меня было три выступления во Флориде, — вспоминает он. — Я не из тех, кто сидит без дела». Зайдите в его гараж — реальный, который находится в калифорнийском городке Бербанке, неподалеку от аэропорта Боба Хоупа, — и вы увидите, чем именно занимает себя этот пенсионер. Раритетные авто сверкают как леденцы: тут горстка Lamborghini, там, в дальнем углу, дюжина Bugatti.

Большинство его Bugatti — а они все довоенные — сегодня имеют семизначные ценники, хотя Лено уверяет, что покупал их намного дешевле. Так он говорит про многие свои авто: от старого Chevrolet Corvair, за которое он заплатил $600, до McClaren F1, купленного за $850 000. Сегодня Corvair стоит $12 000, а за McClaren ему недавно предлагали $12 млн, но он отказался. Лено считает, что в этих тачках примерно 10-15% его состояния. Что вполне правдоподобно. Если представить себе человека с состоянием $500 000, то он вполне может обладать машиной за $50 000, домом за $250 000 и брокерским счетом, на котором держит порядка $200 000. И все же финансовые гуру рекомендуют оставить серьезное коллекционирование автомобилей профессионалам.

 

«Для такого человека, как Лено, это неплохо, — считает Стейси Бакри, финансовый консультант компании The Family Firm из Мэриленда. — Но вы не можете питаться автомобилями, не можете обедать коллекционными предметами. Чтобы покрывать ежедневные траты, нужны ликвидные активы, которые будут создавать поток наличности».

Из всех звезд шоу-бизнеса, состояние которых исчисляется сотнями миллионов долларов, Лено, безусловно, образец для подражания, если вы думаете о пенсии заранее. Он всегда был бережлив. Свою первую машину купил за $350 в возрасте 14 лет — это был Ford пикап 1934 года, вдвое старше его самого. Следующие два года он провел большей частью под капотом, а когда по возрасту смог получить права, у него не только была машина, но и увлечение на всю жизнь. «У нас в шоу-бизнесе все очень субъективно, — говорит Лено. — Один считает, что было смешно, другой — что ты плохо выступил, и оба правы. Это ведь как посмотреть. А вот если что-то сломалось и ты починил, никто не скажет, что это не работает».

 

Такого основательного человека, как Лено, еще поискать. Будучи студентом колледжа Эмерсон в Бостоне, он подрабатывал в местном дилерском центре Rolls Royce. Иногда ему приходилось ночью перегонять машины клиентам в Нью-Йорк, и он успевал выступить там с небольшим скетчем в ночном клубе. А к утру уже был в Массачусетсе на занятиях. «Кроме этих машин, у меня нет другого хобби, — говорил он в интервью the New York Times в 1989 году, уже зарабатывая $3 млн в год на выступлениях с юмористическими скетчами. — Я ненавижу спорт. Люблю читать и сам пишу свои шутки. А что еще мне делать?»

В 1992 году он начал выступать в популярном «Ночном шоу», приняв эстафету от знаменитого комика Джонни Карсона. И при этом он продолжал давать более 150 живых концертов в год. И что еще более замечательно, на деньги от этих выступлений он жил, а зарплата от «Ночного шоу» оставалась на его банковском счете (до $36 млн в год).

Жизнь его организована рационально. Они с женой купили дом за наличные; детей решили не заводить. Лено не пьет, не курит, не играет в азартные игры. Из пагубных страстей у него только автомобили, но и они могут приносить дивиденды: шоу «Гараж Джея Лено» после сверхудачного дебюта было перезапущено на второй сезон. «Зрители еженедельно имеют возможность прокатиться на авто с этим великим энтузиастом, — написал в пресс-релизе вице-президент CNBC Джим Акерман. — Джей Лено сочетает увлеченность автомобилями с неподражаемым даром рассказчика, и это привлекает зрителей. Поэтому весной мы с ним снова выходим на дорогу!»

 

По оценкам самого Лено, сейчас он зарабатывает примерно вдвое меньше, чем когда он вел «Ночное шоу», но и этого более чем достаточно, чтобы не снижать привычный уровень жизни. Будущие пенсионеры, возьмите на заметку: пока вы еще на коне, придумайте для себя какое-нибудь прибыльное побочное занятие, которое доставляет вам удовольствие, копите деньги, и тогда ваше хобби сможет кормить вас в лучший период жизни.

«Некоторые из этих машин не представляют собой ничего особенного, — рассказывает Лено, завершая экскурсию по гаражу. — Вот это, например, старый служебный автомобиль из гаража КГБ, мне его Колин Пауэлл продал». Я недоверчиво щурюсь. «Да-да, — подтверждает он. — Колин Пауэлл — фанат автомобилей. Он реставрирует Volvo». — «Volvo? Почему вдруг Volvo?» — «Любит Volvo. Не ищи логики».

Вот, пожалуй, главное, что делает Лено образцом для подражания: он предан своей работе и гордится ею, но не слишком серьезно к себе относится. В конце дня он рассказал мне байку, чтобы объяснить, что такое голливудский истеблишмент. Однажды один из его знаменитых друзей спросил его, какой сейчас самый крутой автомобиль. Лено не задумываясь, порекомендовал Ferrari. «Да ну, — сказал друг, — Ferrari есть у всех». «Нет, — одернул его Лено. — Ferrari не у всех. Если ты так будешь говорить, тебе морду набьют или убьют. Большинство людей никогда в жизни и не видели Ferrari. Надо иногда отъезжать подальше от Беверли-Хиллз».

Лено пробовал следовать собственному совету, и ничего страшного не произошло. Однажды он с женой поехал на выходные на Гавайи, они посидели в толпе туристов, потягивающих «Маи таи», понаблюдали за океанскими волнами. «О'кей, я это попробовал. Смогу ли я так жить? — задается он вопросом (понятно ведь, что коктейль не вписывается в его представление о жизни на пенсии). — Просто сидеть на пляже? Нет, это не для меня». Похожую историю он уже пересказал в интервью Times в 1989 году: Гавайи, сказал он тогда, это смерть. Может это была та самая поездка, о которой он рассказал и мне, неважно. Главное, что сейчас, 30 лет спустя, он, как и тогда, не хочет сбавлять обороты. И кто его за это осудит?

«Когда ты начинаешь работать руками, то понимаешь, как легко достаются деньги тому, кто работает языком, — говорит он напоследок. — Да, это шоу-бизнес, и люди сделали его довольно сложным. Отдадим ему должное. А на самом деле трудно ли пробиться в люди? Не так уж и трудно… если хорошо относиться к людям и жить по правилам, то все получится».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+