Помолодевшие покупатели яхт приносят новую моду на рынок: на известных во всем мире судах появляются почти русские bani, исчезают обеденные залы и необходимость чопорных обедов, а роскошь сменяется практичностью. О последних тенденциях на рынке яхт и о том, во сколько они обходятся покупателям, Forbes рассказали ведущие специалисты дизайна, чью символику на своем борту хотели бы видеть многие владельцы яхт.
В индустрии дизайна яхт не так много громких имен. «Всего 10-15 авторов, с которыми работают крупнейшие верфи мира и несколько молодых и талантливых, которых не знает никто», - говорит Майкл Бремен, директор по продажам немецкой верфи Lurssen, где рождались такие знаковые для отрасли яхты, как Pelorus, Octopus, Dilbar, 147-метровый гигант Topaz, рекордсмен рейтинга самых больших яхт мира Azzam, а также новый шедевр Quantum Blue (его владельцем называют российского миллиардера Сергея Галицкого. - Forbes). Компания сотрудничает с передовыми дизайнерами со всего мира - Тимом Хейвудом, Nauta Design, Эспен Ойно, Эндрю Винчем. Однако назвать любимых авторов или проекты Майкл наотрез отказывается: это все равно, что выбирать любимого среди детей, объясняет он.
Любимые дизайнеры яхт миллиардеров
Forbes проанализировал список тех, кому приписываются люксовые судна, и выбрал семерых, наиболее востребованных в России декораторов супер- и мега-яхт.
Альберто Пинто:
парижское агентство Пинто трудится над интерьерами квартир, вилл, яхт и частных самолетов. Его работы называют "haute couture декорирования интерьеров": все дорого и богато, при этом цвета мягкие и теплые. Пинто, много путешествовавший в юности, известен нестандартной трактовкой эстетики стран и городов, где он работает, в интерьерах.
Работы: интерьеры Dilbar, St.Princess Olga, Kibo, Ocean Victory, Quantum Blue.
Лаура Сесса Ромболи:
в интерьерах использует редкие породы дерева и текстурированные ткани, за счет чего каюты яхт обретают мягкость и изысканность. Столы, лампы, кресла, потолки создаются необычных форм и окрасок. К деталям интерьера хочется прикасаться: дизайнер любит инкрустировать и декорировать мебель.
Работы: интерьеры 4You,Ocean Victory совместно со студией Альберто Пинто, Ebony Shine
Тим Хейвуд:
специалист по проектированию внешнего дизайна яхты, один из наиболее титулованных дизайнеров яхт в мире. Ученик великого яхтенного дизайнера Джона Банненберга. Почерк Хейвуда – это функциональность в сочетании с классическими линиями.
Работы: экстерьеры Pelorus, Ice, Dilbar, 4You, Quantum Blue.
Дональд Старки: разрабатывает яхты с 1989 года: он начинал как архитектор и привык смотреть на любой интерьер глазами заказчика, стараясь угадать его желания. Например, на 73-метровой Queen K, владельцем которой был Олег Дерипаска, для хозяина была построена собственная палуба с фойе, гардеробом, ванной и спальней с четырьмя большими окнами: чтобы заказчик мог уединиться.
Работы: интерьеры Luna, Queen K
Теренс Дисдейл:
особенность его интерьеров – в компоновке несочетаемых на первый взгляд вещей, например, глянцевой мебели ручной работы с древесиной грубой обработки, кожей с эффектом «старения» и камнем. У Дисдейла такие миксы выглядят стильно.
Работы: интерьеры Eclipse, Ecstasea, Pelorus, Ice, дизайн Kibo
Эспейн Ойно:
потомственный судостроитель в пятом поколении, один из самых востребованных яхтенных дизайнеров сегодня. Почти каждая вторая громкая суперъяхта последних лет – его рук дело. Студия Ойно работает над экстерьерами и интерьерами суперъяхт, при этом все эскизы дизайнер выполняет вручную.
Работы: дизайн экстерьера и архитектура Serene и Ocean Victory, дизайн экстерьера Hermitage, экстерьер Queen K
Эндрю Винч:
студию Винча привлекают для работы над дизайном яхт и самолетов, причем в случае с последними Vinch design сотрудничает не только с частными владельцами, но и с Boing и Kingair. Винч создает многофункциональные пространства: офис-обеденная зона, кинотеатр-спальня.
Работы: дизайн интерьера Madam Gu и Hermitage
Верфи не навязывают клиентам своих дизайнеров, однако наиболее востребованных можно проследить по списку известных проектов. У владельцев яхт из числа членов российского списка Forbes не больше десятка «любимчиков» (см. врез).
Эти дизайнеры, как правило, доступны заказчикам супер- и мегаяхт и стоят недешево: цена работы их команды стартует от 1,5% от стоимости судна и может достигать до 10%. Лодки, над которыми трудились авторы с именем, имеют больший вес на вторичном рынке, потому что это качество, проверенное годами эксплуатации, и престиж.
Смена курса
Мода в дизайне экстерьера яхт весьма неповоротлива: вид люксовых лодок может оставаться неизменным десятилетиями. «Яхтенный дизайн довольно консервативный, и в целом слабо поменялся с начала века за последние 15 лет», - делится наблюдениями Сергей Добросердов, открывший в Монте-Карло свою дизайн-студию несколько лет назад. Часто клиенты верфей выбирают классическую архитектуру корпуса и надстройку, чтобы лодку было проще продать на вторичном рынке. Крупные верфи, скажем, Heesen, Amels или Lurssen, годами строят суда на одних и тех же платформах.
Однако в последнее время покупатели яхт молодеют, и их активный стиль жизни отражается на дизайне и планировке судов, говорит один из самых востребованных дизайнеров Эспен Ойно, связанный с верфью Lurssen более чем 20 успешными работами.
Что нового появилось в яхтенной архитектуре?
Сегодняшние покупатели стремятся к здоровому отдыху, а потому пространство для спа на яхтах растет.
Banya - так совсем по-русски и с большой буквы называют зону спа яхты на немецкой верфи Lurssen.
На множестве лодок появляются большие бич-клабы (места для загорания и купания у воды) с зонами здоровья, говорят топ-менеджеры Oceanco и Lurssen. В «зону здоровья» входят парилки, сауны, ледяной и контрастный души, краны со снегом, массажные и косметические кабинеты, спортзалы.
Системы развлечений, например кинотеатры Al-fresco с большими выдвижными экранами, из салона и кают перемещаются наружу, добавляет дизайнер Тони Кастро. Голландский автор Кор Д. Ровер на этой волне запатентовал новую разработку DEPP – бассейн-пляж, превращающийся в танцпол нажатием кнопки.
Клиенты хотят быть поближе к природе: все спа и спортзалы теперь планируются на яхтах на уровне моря или с простым доступом к нему, объясняет маркетинговый директор Oceanco Мишель Фландин.
На судах строятся террасы и откидывающиеся балконы: экстерьер как бы перетекает в интерьер и связывает внешние и внутренние пространства, которые не рассматриваются как отдельные части, как было ранее, утверждает Дикки Банненберг, дизайнер и управляющий студией отца Bannenberg Designs. Из-за этого формальная обеденная зона – столовая в закрытом салоне с пышным столом – фактически умерла. Клиенты отказываются от классических приемов пищи с фарфоровыми супницами и проводят их на открытых палубах.
Новые увлечения покупателей заставляют менять архитектуру судов: доскам для серфинга и виндсерфинга требуются открытые тендеры, а кайтам и субмаринам для подводного исследования - свободные пространства на палубе близко к воде. Разрабатываются вертолетные палубы с лыжными шкафчиками, облегчающими подъем снаряжения для лыж в горы. Размеры вертолетов увеличились, поэтому Winch Design и Lurssen строят для них большие площадки с возможностью взлета и посадки модели 24/7 круглосуточно.
Особенности национального дизайна
Главный тренд в дизайне интерьеров яхт – стремление к индивидуальности. «Клиенты лучше анализируют свои потребности, сосредотачиваясь на них, вместо повторения того, что было сделано для других», - рассуждает Эспейн Ойно. Дизайнерские решения более смелые и красочные, на лодках - многообразие форм и цвета, говорит Тони Кастро.
Суда все больше напоминают дом. Владельцы проводят много времени на борту своих яхт, и дизайнеры стараются включить в интерьер предметы из обычной жизни, рассказывает дизайнер Эндрю Винч. В проектах Winch design стирается грань между рабочей зоной и зоной отдыха.
У всех клиентов независимо от национальности появился спрос на мягкие цвета, современные материалы и ткани - за исключением среднеазиатских стран, которые все еще ценят декоративный дизайн, говорит дизайнер Кристиано Гатто.
Российские покупатели изменили свои запросы. Раньше основное требование было «не хуже, чем у других», упор делался на классические интерьеры с темной полированной мебелью и с коврами, как это было модно при Союзе в дорогих квартирах и домах. Сейчас они ищут комфорт и современность и в дизайне, и в технологиях на борту.
Конец «сумасшедших проектов»
«Пока еще мы видим много сумасшедших проектов яхт, - признает президент компании Yacht-Ology Мишель Карсенти, - но большинство из них приносит огромные суммы эксплуатационных расходов. И в одной вещи я уверен - немало клиентов готовы иметь более надежные и менее дорогостоящие яхты».
Вслед за мировой промышленностью яхтенный рынок стал стремиться не только к красоте, но и к эффективности. Заказчики хотят уменьшить чиленность команды, увеличить скорость лодки и снизить расход топлива. В Yacht-Ology, например, работают над дизайном 54-, 58-метровых яхт – они смогут достичь высокой скорости с минимальным использованием энергии. Центральными местами станут на таких судах внешние пространства, а каюты будут носить изначальную функцию - для сна.
Мишель Фландин из Oceanco отмечает, что и российские покупатели больших яхт «немного успокоились» и не стремятся к демонстрации богатства.
Через пять лет в производстве суперъяхт начнется эпоха ультраэффективного использования энергии и материалов, считает госпожа Фландин.
На крупных мировых верфях (таких как Oceanco, Lurssen, Heesen) перед проектировщиками ставят задачи по повышению эффективности бортовых систем и минимизации воздействий на окружающую среду, использованию “зеленых” технологий. На Oceanco, например, применяют аккумулирование и возврат ненужной энергии, произведенной двигателями, в форме высокой температуры. Корпуса оптимизируются, чтобы снизить расход топлива и увеличить эффективность использования при различных условиях работы.
«Тенденции ближайшего будущего будут сосредоточены на более осторожном способе жить в богатстве: не будет больше показной роскоши для "декларации статуса", - уверен дизайнер Кристиан Гранде. – Современный тип состоятельности будет базироваться на качестве жизни и времени, последнее будет считаться реальным успехом».