В Арктику гулять: как почетный полярник делает бизнес на экотуризме
«Вы когда-нибудь задумывались, что означает слово «экология»? Не поверите — «наука о доме»! Вот бы каждый воспринимал свой город, страну, планету как родной дом», — вздыхает владелец эко-отеля «Летняя Золотица» Олег Продан. Мы беседуем в кафе на первом этаже торгового центра. На Олеге простой свитер и джинсы, на столе — старенький «самсунг». Заметно, что бренды его не волнуют. «Мы еще не наигрались, потребляем чересчур много, — Олег с неприязнью смотрит на магазины. — Мы отравлены цивилизацией. Хотя в той же Скандинавии, например, люди уже научились жить, следуя простым правилам гармонии».
Восстанавливать душевное равновесие у Продана лучше всего получается в Арктике. Он улетает туда, как перелетная птица, каждую весну и лето, участвует в научных и поисковых экспедициях (уже более чем в двадцати). Самая известная — «По следам «Двух капитанов» — состоялась два года назад. История исчезновения в 1912 году в Арктике шхуны «Святая Анна» — одна из самых жгучих загадок Крайнего Севера. Полярники пытались найти следы отряда Альбанова на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Продан готовился к этой экспедиции пять лет, изучал архивные документы. Результаты сенсационны: следуя по маршруту, описанному Альбановым, полярникам удалось найти останки участника похода 1912 года, фрагменты одежды и детали снаряжения.
С чего все начиналось
Отец Олега Продана был подводником и водолазом, он же сам с детства мечтал стать летчиком. Не сложилось, но образование авиационного инженера он получил, а еще совершил более 1500 парашютных прыжков в разных широтах, в том числе на Северном полюсе.
В Арктику Продан впервые попал в 1994-м — ему предложили заняться подготовкой совместной российско-бельгийской экспедиции «Взгляд на Север», которая по заказу «Уренгойгазпрома» (теперь «Газпром добыча Уренгой») изучала экологическое состояние тундры на Гыданском полуострове. Команда почти месяц жила среди ненцев-кочевников. «До этого момента я считал себя цивилизованным человеком, несколько раз бывал за границей, — вспоминает Продан. — Но когда попал в чум к кочевникам, образ жизни которых не менялся столетиями, начал восхищаться ими». Ненцы научили простым вещам: жить в гармонии с природой и беречь «землю предков». Продан говорит, что общение с философами-оленеводами перевернуло что-то в сознании и именно там, в тундре, у него возникла мысль заняться экотуризмом.
В 1998 году, после очередной экспедиции на Северный полюс, ему в руки случайно попала книга, на обложке которой был изображен белек — новорожденный детеныш гренландского тюленя. Он познакомился с директором российского отделения Международного фонда защиты животных IFAW Марией Воронцовой. Она рассказала, что раз в год, в марте, тюлени приплывают к берегам Белого моря, чтобы родить потомство. В это время разворачивается жестокая охота: новорожденных бельков забивают палками, чтобы не испортить ценные шкурки (с 2009-го промысел официально запрещен). Посетив поморскую деревню и увидев все своими глазами, Продан предложил альтернативу: делать бизнес не на шкурках, а на туристах.
«Зеленые» как только не клеймили поморов, — вспоминает Продан. — Вплоть до того, что Гринпис высаживался на льдины и красил бельков краской. Я предложил, что надо по-другому к этому подходить: ребята, создайте что-то альтернативное, чтобы поморы могли выбирать, чем заниматься, а сейчас, когда у людей нет никакой альтернативы, что толку бороться». Так Олег решил превратить побережье Белого моря в зону экотуризма. В 2002 году он зарегистрировал ООО «Клуб «Живая природа», нашел в Москве неравнодушных инвесторов-бизнесменов (по словам Олега, они пришли в проект не с целью получения прибыли, а с идеей сделать что-то доброе, «на века», поэтому просят не называть их имен).
Стройка посреди тайги
«С приморской администрацией мы пролетели на вертолете по побережью, мне было предложено три площадки: «Зимняя Золотица» — традиционное место зверобойки, «Летний наволок», где была брошенная воинская часть, и «Летняя Золотица», где сейчас находится наш отель. Там красота необыкновенная», — рассказывает Продан. Землю он взял в аренду. Изначально Продан не замахивался на масштаб, хотел построить «избушку» — деревянный дом, в котором туристы могли бы ночевать. Но инвесторы настояли, что это должен быть четырехзвездочный комплекс. Его строили пять лет — с 2002-го по 2007-й. Два года назад выкупили в собственность первую часть земли, вторую — в этом году (всего 27 га).
Деревня «Летняя Золотица» расположена в 220 км от Архангельска, полтора часа полета на рейсовом Ан-2, в 40 км от Соловков. Не край света. Но построить что-то здесь — посреди тайги, в полной автономии — целое приключение.
Водопровод, например, рыли вручную, чтобы не повредить деревья. Многотонный кран перевезли на внешней подвеске вертолета Ми-26, точно так же доставили модуль дизельной электростанции. Срубы доставляли на барже. «Уперлись, сделали. Получили много седых волос, но результат есть», — с гордостью говорит Продан.
На этапе строительства он столкнулся с неожиданной проблемой — местные жители отказывались работать, приходилось возить строителей из Москвы. «Люди искали подвох: раз пришел с деньгами, значит хочет любой ценой извлечь прибыль». Посмотрев на стройку издалека, народ со временем подтянулся. Вот только у Продана одно правило — пить категорически запрещено, до первого замечания. Сейчас в отеле работает шесть человек.
Аттракцион с тюленями
Стаи белух, одинокие моржи и многочисленные тюлени на огромных льдинах — картины в иллюминаторе постоянно меняются. Наконец, вертолет садится в центр льдины — здесь обнаружен большой «детский сад», сотни бельков с мамашами. Туристы в экспедиционных куртках и сапогах радостно выпрыгивают из вертолета. Не пытайтесь приблизиться к взрослому тюленю: у него зубы, когти, и весит он, как борец сумо, предупреждает Продан. Подходить желательно только к детенышу без матери. Впрочем, мать все равно будет неподалеку внимательно наблюдать из лунки. Бельки очень трогательны и забавны. Реагируют на людей по-разному: кто-то нервничает, а кто-то совершенно спокоен. На льдине туристы проводят около двух часов, разглядывая и фотографируя бельков, затем улетают обратно в отель. Знакомство с новорожденными тюленями — изюминка «Летней Золотицы». Каждый год в марте сюда приезжают десятки туристов. «Подобных уникальных мест на земном шаре совсем немного, — говорит Продан. — По пальцам сосчитать. И Белое море в их числе».
Финансы и планы
Экотуризм — дорогое удовольствие. В «Летней Золотице» два корпуса, 12 двухместных номеров. Проживание будет стоить от 2000 рублей на человека в сутки до 18 500 рублей (цена «люкса»). «Бельковая» программа обойдется минимум в 90 000 рублей на человека, в зависимости от числа забронированных дней.
Кто приезжает сюда? В основном состоятельные москвичи, бывают бизнесмены из Петербурга, совсем редко — из Архангельска. Раскрутиться отелю помогло громкое открытие. Так получилось, что именно здесь останавливался «звездный десант»: Вайкуле, Троицкий, Свиридова, Гусев, Скляр. В 2008-м они приехали в Арктику спасать бельков от кровавого промысла. Акцию организовал Центр защиты прав животных «Вита», Продан взял на себя технические аспекты (трансфер, инструктаж, вертолеты). Ирина Новожилова, основатель «Виты», говорит, что без опыта Продана ничего бы тогда не получилось.
Отель существует пять лет, но пока не вышел на самоокупаемость. По расчетам Продана, это случится в следующем году, а пока все заработанные деньги вкладываются в содержание комплекса. «Качественный экотуризм — это когда турист не замечает трудностей, — убежден Олег. — Мы живем в экспедиционных условиях, но должны обеспечивать людей свежими продуктами. Для этого завели корову и посадили овощи в теплицах, мясо везем из Москвы». Ежемесячно отель «съедает» около миллиона рублей.
«Но мы смотрим в будущее с оптимизмом», — говорит жена Олега Марина Пацай. Математик по образованию, она помогает мужу и в бизнесе, и в экспедициях, «обеспечивает тылы», просчитывает риски. «Жена должна поддерживать мужа, а не пинать и ограничивать», — мудро рассуждает Марина. С этого года Олег доверил жене управление отелем, сейчас она генеральный директор «Летней Золотицы». В 2001 году Марина даже сопровождала мужа в экспедиции на Северный полюс. Хотя Олег убежден, что Северный полюс, белые медведи — это развлечения не для женщин. Сам он, кстати, сталкивался с хищниками неоднократно. Например, на острове Врангеля, когда медведь неожиданно вышел из-за сугроба. Что делать, если встретил белого медведя? Продан говорит, что есть несколько нехитрых правил: прежде всего, надо держаться на дистанции, пользуясь тем, что у хищника зрение хуже; в группе всегда кучковаться, чтобы зверь видел силуэт существа гораздо большего размера, чем он. Если не удалось сразу скрыться, стреляйте: травматический пистолет с пластиковыми пулями или светошумовыми патронами — достаточно действенное средство, чтобы отпугнуть чересчур любопытного зверя. Но вот если медведь пошел в атаку, его уже не остановишь, доводить до этого, конечно, не стоит.
Арктическое сафари
В феврале 2013 года осуществилась давняя мечта Олега — был создан национальный парк «Онежское поморье». 206 000 га на Онежском полуострове и в акватории Унской губы Белого моря сейчас охраняются государством. Ученые добивались этого с 1997 года. В августе Продана назначили директором парка.
Национальный парк будет заниматься сохранением уникальной природы и разработкой экотуризма (финансирование ведется из федерального бюджета). Пока что в качестве аттракциона на Белом море раскручен только тюлень. А ведь есть еще кит-белуха, медведь, росомаха, лось. Задача нацпарка — стать чем-то вроде африканского сафари. Для зверей поставят кормушки и специальные регистраторы на тропах. Для людей — избушки, чтобы можно было в защищенном месте наблюдать за дикой природой. На территории парка находится девять деревень. Хозяйственная деятельность там как велась, так и будет вестись. Продан заинтересован в том, чтобы деревни развивались. С местным населением будет взаимодействовать специальный отдел экопросвещения.
У Олега все получится, уверена Марина. В «Летней Золотице» природа привыкла, что с ней никто не конфликтует: птиц не пугает присутствие человека на территории отеля, по ночам ходят медведи, волки и лисы, белые грибы растут прямо у крыльца. Значит можно жить в гармонии.