«Оммаж Солженицыну» за $4,6 млн и Фаберже на английских торгах: новости арт-рынка

Новости рынка: Марина Абрамович и NFT-проект, Дональд Трамп и портрет
Американский президент Дональд Трамп на днях раскритиковал собственный портрет, висящий в Капитолии штата Колорадо. В своих соцсетях президент отметил, что его образ был искажен, а саму работу следует убрать. «Я бы предпочел, чтобы моего портрета там не было вообще, чем быть представленным в таком виде», — подчеркнул Трамп. Работа, о которой идет речь, принадлежит кисти художницы Сары Бордман из Колорадо-Спрингс. В Капитолии Колорадо также висит ее портрет экс-президента Барака Обамы, который, по словам Трампа, выглядит замечательно. «Видимо, с возрастом она утратила свой талант», — предположил Трамп.
Марина Абрамович решила пойти по стопам Джеффа Кунса, Дэмиена Херста и Такаси Мураками, анонсировав собственный NFT-проект, который будет запущен этим летом. Ее партнером стал маркетплейс цифрового искусства TAEX (его основатель — Инна Баженова, бывший издатель The Art Newspaper). Проект под названием «Элемент Марины Абрамович» (сокращенно — MAE) подразумевает выпуск токенов в трех разных тематических категориях: «Искусство», «Жизнь», «Метод». Каждому произведению будет присвоена разная степень редкости. Токены будут обычными, редкими и эпическими. Собирая из них разные комбинации, покупатели смогут создавать «трансформационные кристаллы», которые, как утверждает художница, помогут перемещаться в иные измерения. На финальном этапе проекта планируется дроп анимированных и видеотокенов MAE с аватарами художницы.
На восемь лет тюремного заключения суд штата Пенсильвания приговорил члена преступной группировки, которая занималась кражами произведений искусства из американских музеев. Как сообщается в материалах дела, 49-летний Томас Тротта отвечал за проникновение в арт-учреждения. По решению суда Тротта обязан выплатить $2,8 млн в качестве компенсаций. За последние 20 лет группе, к которой он принадлежал, удалось похитить работы Энди Уорхола, Джексона Поллока и других художников.
Предстоящие аукционы: коллекция Биттенкур и модель пришельца за $1 млн
На 3 апреля Sotheby’s запланировал тематические торги, посвященные голливудской меморабилии. С молотка пустят декорации, постеры, костюмы, сценарии. Топ-лотом распродажи станет модель пришельца из фильма Стивена Спилберга «Инопланетянин» (1982). По словам аукционистов, это одна из трех оригинальных моделей, которые использовались при съемках. Все они были созданы итальянским мастером по спецэффектам Карло Рамбальди. Учитывая пожелания Спилберга, который хотел, чтобы пришелец выглядел разумным, Рамбальди старался придать ему отдельные черты Альберта Эйнштейна и Эрнеста Хемингуэя. Форму глаза инопланетянина Рамбальди позаимствовал у своей гималайской кошки. На продажу лот будет выставлен с оценкой в $600 000–900 000.
Sotheby’s планирует распродажу собрания основательницы Музея современного искусства в Рио-де-Жанейро. Бразильская предпринимательница и журналистка Ниомар Монис Содре Биттенкур родилась в Сальвадоре в 1916 году. К 15 годам она уже писала статьи о положении женщин для Correio da Manhã. К началу 1940-х Биттенкур стала совладелицей газеты, выйдя замуж за ее издателя. В 1963 году, после смерти мужа, она возглавила газету, превратив ее в оппозиционный рупор, критиковавший военную диктатуру, воцарившуюся после переворота 1964 года. Страстно увлеченная искусством, Биттенкур тесно общалась с Пегги Гуггенхайм и Нельсоном Рокфеллером, с Альберто Джакометти и Марселем Дюшаном. На торги Sotheby’s 10 апреля выставят подборку работ из ее коллекции. Список топ-лотов возглавляет бронза Джакометти «Стоящая женщина» (€2,5–4 млн) и картина Пабло Пикассо «Обнаженная с гитарой» (€1,2–1,8 млн). Особое место среди лотов будут занимать произведения бразильских художников-модернистов.
Прошедшие торги: сокровища Фаберже и «Оммаж Солженицыну» за $4,6 млн
Девять новых ценовых рекордов были установлены в ходе посвященных искусству Южной Азии нью-йоркских торгов Sotheby’s 17 марта. Главный успех выпал на масштабный (более четырех метров в длину) триптих «Оммаж Солженицыну» (1973) индийского художника Джагдиша Сваминатана, ушедший за $4,6 млн. Предыдущий рекорд на его работы был установлен зимой 2024 года на Bonhams, когда работа «Без названия» (1991) ушла за $987 600. В «Оммаже Солженицыну» наследие советского писателя-диссидента нашло отражение в центральном образе хрупкого дерева. Его тоненькие веточки, только начинающие покрываться розовеющими почками, буквально пронзают собой окружающий пейзаж. В общей сложности торги Sotheby’s принесли $16,8 млн. Выставлявшийся на продажу из американской частной коллекции горный пейзаж Николая Рериха «Хребет Тангла» был продан за $127 000.
Christie’s 19 марта провел свои тематические торги, посвященные искусству Южной Азии. Им удалось собрать чуть больше, чем конкурентам из Sotheby's. Общая выручка составила $24,8 млн. Более половины этой суммы пришлась на картину классика индийского модернизма Макбула Фида Хусейна. Его полотно «Без названия» (Сельская поездка)» установило рекорд как самое дорогое произведение современного индийского искусства. Лот ушел с молотка за $13,8 млн.
Общая выручка по итогам торгов Vladey «Три ЧК», где продавались работы из трех частных коллекций, составила €295 000 (все цены указаны с учетом комиссии аукционного дома в размере 25%). Топ-лотом распродажи стала картина «Тамбур» Алексея Каллимы, ушедшая с молотка за €50 000, вдвое превысив эстимейт. Персональная выставка художника «Почтальон, под которым обрушился мост» до 20 апреля проходит в пространстве Vladey Space на «Винзаводе». Нового владельца за €40 000 нашли «Тюльпаны и рыбки» Виноградова и Дубосарского. В пределах эстимейта был продан «Натюрморт с водкой» Леонида Пурыгина (€37 500).
Английский аукционный дом Dreweatts провел 19 марта торги, посвященные ювелирным изделиям и произведениям декоративно-прикладного искусства. Из более чем 100 лотов большую часть составляли предметы, созданные фирмой Фаберже и мастерами, которые в разное время с ней сотрудничали. В подборке было немало необычных вещей, включая миниатюрный золотой подсвечник, украшенный эмалью гильоше (от капающего воска изящную вещицу защищает заслонка из горного хрусталя). По данным экспертов аукционного дома, подсвечник, созданный в мастерской Федора Афанасьева, ни разу не использовался по назначению, благодаря чему превосходно сохранился. Его цена составила £26 000. Вдвое превысила эстимейт цена набора из восьми игровых фишек, выполненных из нефрита с добавлением золотых элементов (£16 000). Среди топ-лотов было много украшений. За £35 000 ушла подвеска с необычным сапфиром желтого цвета. Похожая подвеска с аквамарином, которую только накануне торгов удалось идентифицировать как работу фирмы Фаберже благодаря инвентарному номеру, была продана за аналогичную сумму в £35 000.
Топ-лотом проходивших 22 марта петербургских торгов аукционного дома «Литфонд» стал комплект эскизов Льва Юдина к неизданной книге Даниила Хармса «Клоун Макс». Лот был продан за 5,2 млн рублей. Книга была задумана в 1941 году, но уйти в печать не успела. Хармса арестовали в конце августа, а уже полгода спустя он умер в тюремной психиатрической больнице. Лев Юдин погиб на фронте под Ленинградом в ноябре 1941 года. Все остальные лоты аукциона также были посвящены творчеству Юдина, который был видным советским графиком первой половины ХХ века. Оформленное Юдиным последнее прижизненное издание Хармса «Петух и лиса» ушло за 2,9 млн рублей.
Петербургское «Стрит-арт хранение» наращивает свою коллекцию
Санкт-петербургское «Стрит-арт хранение» (САХ) на территории «Севкабель Порта», основанное в марте 2023 года, действует уже два года. CAX занимается коллекционированием, изучением и популяризацией искусства «уличной волны», проводя выставки как на собственной, так и на сторонних площадках. Например, в 2024 году в красноярском музейном центре «Площадь Мира» при поддержке САХ прошла выставка «Стрит-арт столицы», рассказывающая об отличиях уличных художественных сцен 10 российских городов. Выставка была признана «Проектом года» по версии организаторов премии Scan Awards.
За два года «Стрит-арт хранению» удалось нарастить собственную коллекцию до 800 произведений (350 из них демонстрируются непосредственно в открытом хранении, где проводится регулярная ротация работ). Собрание развивается за счет регулярных экспедиций в разные города России. Сейчас в коллекции представлено искусство более 130 авторов из 11 городов. Посещаемость САХ тоже уверенно растет, с момента основания было проведено более 600 экскурсий.
Судьба шедевров: забытый портрет Лавинии Фонтаны
В фондах французского музея обнаружили картину, которую теперь приписывают кисти Лавинии Фонтаны, одной из первых профессиональных женщин-художниц. Речь идет о полотне под названием «Портрет джентльмена, его дочери и служанки». В запасниках Музее Шартрез в Дуэ она хранилась с 1857 года как работа мастера Северного Возрождения Петера Пурбуса. Об авторстве Лавинии Фонтаны впервые заговорил специалист по флорентийскому и римскому искусству Филипп Костаманья, недавно впервые увидевший картину. По его словам, «это итальянская живопись, болонская по духу от первого до последнего мазка». После дополнительных исследований руководство музея приняло доводы Костаманьи, теперь картина висит в постоянной экспозиции как работа Фонтаны. Теперь приглашенный специалист настаивает на том, чтобы полотно отправили на реставрацию. «Портрет находится в отличном состоянии, до этого записей почти не делалось, поэтому изображение не слишком искажено, но реставрация точно его улучшит», — добавил Костаманья.
Музейные новости: $240 млн на ремонт крыши Барбикана, дары Эрмитажу
Новое руководство Художественного музея Орландо (OMA) отозвало иск против экс-директора Аарона де Грофта в связи со смертью Грофта. Судебные разбирательства были связаны со скандалом из-за выставки поддельных работ Жан-Мишеля Баския. Летом 2022 года ФБР конфисковало 25 картин с ретроспективы художника, подлинность которых вызвала у экспертного сообщества сомнения. Вскоре после скандала де Грофт был уволен, а затем против него выдвинули обвинения в том, что он вступил в сговор с владельцами подделок и пытался их «легализовать» для последующей перепродажи. В 2023 году экс-директор выдвинул встречный иск о защите чести и достоинства, который только предстояло рассмотреть. Аарон де Грофт скоропостижно умер от неназванной болезни в январе 2025 года.
Лондонский Барбикан-центр ожидает масштабная реставрация, бюджет которой оценивается в $240 млн. Озабоченность руководства в первую очередь вызывает накрывающий оранжерею центра стеклянный купол общей площадью более 2000 кв. м. По оценкам специалистов, он грозит вот-вот обрушиться. Работы по укреплению купола собираются начать в 2027 году.
Государственный Эрмитаж планирует отметить Всемирный день театра 27 марта открытием выставки даров, которые музей получил от артистов за последнее время. Все экспонаты связаны с историей балета и судьбами легендарных солистов XX–XXI веков. В экспозицию, которую можно будет увидеть до 6 апреля, включат пуанты Дианы Вишневой с ее автографом, несессер выдающейся балерины Марины Семеновой, подаренный Эрмитажу Николаем Цискаридзе.
Новые выставки в Санкт-Петербурге, Перми и Москве
В санкт-петербургском «Манеже» до 25 мая идет историко-документальная выставка «Великая страна — Великая Победа 1941-1945», посвященная подвигу тыла. В залах — более тысячи предметов, документов, карт и фотографий, рассказывающих об эвакуации, перемещении промышленных предприятий в тыл, системе транспортировки раненных с линии фронта. На входе посетителей встречает собирательный образ — несколько рядов старых канцелярских столов, окрашенных в серый цвет, как бы покрытых уже пылью времен, где разложены копии документов, например постановление о производстве бронеавтомобилей. Это архив или статистическое учреждение, которое собирает документы, цифры и факты и каталогизирует по разделами. Цифры подкреплены артефактами. Некоторые их них, например облигации военных займов, знакомы многим, и даже сохранились в семьях. Из огромного количества фактов, представленных на выставке, складывается впечатляющий образ жертвы, которую люди принесли во имя Победы.
В петербургской галерее «Цифергауз» на территории Новой Голландии до 22 июня проходит выставка «Моей матерью был компьютер», посвященная искусственному интеллекту и его влиянию на жизнь человека. Куратор Ольга Вад, руководитель магистратуры Art & Science Университета ИТМО, собрала художественные инсталляции, интерактивные объекты и видеоработы. Особенность проекта в том, что у выставки есть визуальная партитура: в залах «Цифергауза» перед зрителями предстает цельное произведение, которое вполне можно было бы назвать «Времена года искусственного интеллекта». ИИ предстает как нечто вполне одушевленное, что и демонстрируют экспонаты.
С 27 марта до 27 апреля в Центре городской культуры в Перми работает выставка «Вокруг мифа», посвященная итогам арт-резиденции фонда современного искусства MaxArt. Для раскрытия темы участники шестого сезона резиденции использовали различные формы и медиумы — от графики до фотографии.
При поддержке фонда «Сфера» в московском пространстве Агентства.ArtRu до 10 апреля идет выставка по итогам двухнедельной экспедиции художников в поселок Эльтон и на одноименное озеро в Волгоградской области. По словам куратора и инициатора проекта, художника Димы Филиппова, озеро и окружающий ландшафт задали эстетическую рамку, которой удалось изменить привычный режим работы художников. «Это мой ответ на вопрос о возможных формах существования сообщества и способов художественной практики сегодня», — добавляет Филиппов.