Театр обостренных чувств: режиссер Лев Додин вывел на сцену новое поколение артистов

«Молодые додинцы» — так называют выпускников Школы-студии Российского государственного института сценических искусств в Санкт-Петербурге. Открытие студии в 2021 году стало большим событием: к тому моменту Лев Додин не набирал свой курс уже 14 лет. Этот факт даже стал мемом в театральной среде: якобы Додин ждал, когда отремонтируют 319 аудиторию в учебном корпусе — бывшем Тенишевском коммерческом училище — памятнике архитектуры. Из-за статуса памятника ремонт и реставрация непредсказуемо затягивались, а именно в этой аудитории мастер вел свои актерско-режиссерские курсы в 1980-е, 1990-е и нулевые годы. И вот, наконец, в 2021-м он набрал 25 студентов.
Им пришлось выдержать конкурс в 113 человек на место. Как известно, вступительные экзамены в мастерскую Додина — это практически кастинг в Малый драматический театр, труппа которого состоит в основном из учеников разных лет. По мнению режиссера, строительство театра — процесс непрерывный.
Когда-то основу труппы МДТ составляли выпускники актерского курса Аркадия Кацмана и Льва Додина в Ленинградском государственном институте театра и кинематографии 1978 года, показавшие дипломный спектакль «Братья и сестры» по Федору Абрамову. Этот спектакль обозначил театральную эстетику Додина-режиссера и особенный тип додинского актера — профессионала, полностью посвятившего себя театру, преданного учителю и добровольно существующему в условиях, близких к монашеским.
Додин начал ставить спектакли на сцене МДТ в 1974 году, когда пост главного режиссера занял Ефим Падве. В 1980-м мастер создал «Дом» по Федору Абрамову уже со своими выпускниками, а в 1985 году перенес на сцену театра своих «Братьев и сестер». Этот курс, в составе которого были Татьяна Шестакова, Сергей Бехтерев и Игорь Скляр, так и вошел в историю как «курс «Братьев и сестер». В 2015-м, в 30-летнюю годовщину спектакля, Лев Додин представил новую версию «Братьев и сестер» в новом составе, где некоторые прежние участники сыграли других персонажей. В новой редакции с новыми выпускниками Додин «переиздавал» такие спектакли, как «Гаудеамус» и «Повелитель мух», где роль Ральфа в новой редакции получил Данила Козловский, окончивший мастерскую Льва Додина в 2007 году.
Объявлено, что выпускники 2025-го вольются в МДТ в виде «Молодой студии Льва Додина», и своим сочинением для сцены «Ромео и Джульетта во мгле» режиссер представляет публике актеров нового поколения и их актерские умения и делает своим выпускникам роскошный подарок — спектакль на большой сцене. При этом «Ромео и Джульетта во мгле» — подчеркнуто студенческий спектакль, где действие построено так, чтобы каждый из участников мог показать все свои возможности — в том числе умение танцевать, в диапазоне от акробатического рок-н-ролла до вальса; владение приемами сценической драки и духовыми инструментами; умение по-разному произнести один и тот же текст и переключаться из одного образа в другой. А все вместе — предстать как единый организм согласно тезису мастера о том, что «театр — коллективный художник, и ему нужна коллективная художественная душа».
«Ромео и Джульетта во мгле», как указано в программе, сочинение Льва Додина по мотивам произведений Шекспира, Отченашека, Астафьева, Абрахамса, Солженицына и других авторов. Режиссер взял у Шекспира несколько диалогов и сам посыл, заключающийся в финальной фразе герцога: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте», с поправкой на новейшие времена — то есть на мглу, безысходность и неминуемую гибель влюбленных в мире бесконечной вражды и войн.
Спектакль начинается с энергичного, почти бешеного массового рок-н-ролла. За ним идет сцена, когда разные пары разыгрывают фрагмент из первого действия «Ромео и Джульетты», где Ромео, переодетый монахом, впервые целует Джульетту. Юношеская экзальтация, рефреном повторяющаяся фраза Джульетты: «Мой друг, где целоваться вы учились?», включенность всего курса, когда каждый выдает реакцию на сыгранный диалог, — все это создает впечатление, что зритель попал на урок по актерскому мастерству, переходящий в капустник. Сценограф Александр Боровский и стрит-арт-художник Ник Касьяненко построили на сцене пространство с бетонными стенами, испещренными граффити, место, где могла бы происходить история о современных Ромео и Джульетте, похожая на интерпретацию фильма База Лурмана «Ромео+Джульетта».
Но во вселенной Льва Додина простых историй не бывает. Ромео и Джульетта внезапно превращаются в Павла (Михаил Тараторкин) и Эстер (Алина Кудас), чеха и еврейку, встретившихся в оккупированной Праге, персонажей повести Яна Отченашека «Ромео, Джульетта и тьма». Их сменяют другие пары обреченных влюбленных: турок и гречанка из повести турецко-британской писательницы Элиф Шафак, заключенные ГУЛАГа из пьесы Александра Солженицына, герои Виктора Астафьева лейтенант Борис (Алексей Тезиков) и его возлюбленная Люся (Софья Запорожская) из «Пастуха и пастушки». Это самая эмоционально заряженная и одновременно чувственная сцена спектакля. Молодым актерам нужно сыграть и великое счастье, и великое отчаяние, обнажив и душу, и тело. Додин деликатно раздевает актеров в этой сцене, но это производит сильнейшее впечатление: пока главные персонажи произносят астафьевский текст, все остальные безмолвно его переживают, повторяя те же движения.
Финал спектакля мрачен. Герои обречены. Однако это не только трагическое высказывание режиссера, но и ряд эскизов будущих спектаклей, этюдов с участием будущих звезд МДТ. Новый этап бесконечного процесса строительства театра, который часто называют «театром жестокости», но точнее было назвать его «театром обостренных чувств».