Новая жизнь старых фабрик: как промышленность снова возвращается в города

Город в исторической перспективе
В течение практически всего XX века крупные города в России, да и во всем мире, оставались по преимуществу промышленными — то есть их городской бюджет пополнялся в основном за счет деятельности фабрик, заводов и других предприятий. Москва, Сан-Франциско, Лондон или Берлин были не только региональными центрами или культурными столицами, но и крупными производителями и логистическими хабами.
Особенность урбанизации в нашей стране состояла в том, что во время индустриализации в СССР были созданы сотни так называемых моногородов, то есть населенных пунктов, складывавшихся вокруг промышленных предприятий. Так удалось в очень сжатые сроки наладить производство вблизи мест добычи сырья на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Но к 2000-м многие из них пришли в упадок, а отток населения в крупные центры до сих пор остается важной проблемой таких населенных пунктов.
Конечно, основной причиной деградации промышленных городов был спад в экономике, но на постсоветском пространстве он совпал с популяризацией идеи о том, что города и вовсе не должны складываться вокруг каких бы то ни было производств. Стало очевидно, что информация — не менее важный ресурс, чем железо для станков или полупроводники для техники. Постепенно на передний план урбанистики вышла концепция постиндустриального общества, в котором главной считалась сфера услуг, а промышленности отводилась роль «второй скрипки».
Еще 20-30 лет назад было впечатление, что в России архитекторам больше не нужно будет проектировать заводы или цеха, а грязную, вредную, дымящую и чадящую промышленность можно перенести в страны «третьего мира». Идеалом виделся постиндустриальный город, в котором нет промышленных предприятий, а большая часть людей занята в сфере обслуживания, науки, образования, где сложилась новая городская экономика и соответствующая ей инфраструктура.
Возврат к индустриализации
Ряд экономических кризисов в Европе и Азии в конце 1990-х — начале 2000-х показал, что здоровый производственный сектор — это драйвер сервисной сферы и источник долгосрочного развития любой национальной экономики.
Многие государства провозгласили возврат к местной промышленности как одну из важнейших целей на десятилетия вперед.
Россия, США, Китай, Бразилия и многие другие развитые страны мира сегодня борются за дальнейшее развитие индустриализации. В России темпы промышленного производства растут непрерывно, начиная с марта 2023 года. Максимально быстрый рост, по данным Росстата, наблюдался в феврале — 8,5%, а индекс промышленного производства за январь — сентябрь 2023-го составил 104,4%. Только в Москве ежегодно открывается порядка 150 предприятий, а в масштабах страны в последние годы появился даже ряд новых промышленных гигантов, таких как горно-металлургический комбинат «Удокан» в Забайкалье, Тайшетский алюминиевый завод в Иркутской области и «ЗапСибНефтехим» в Тюменской.
Недавно выбранный президент США Дональд Трамп среди своих предвыборных обещаний выделял возрождение американской промышленности. Добиваться этого он планирует путем введения больших тарифов на импорт и налоговых льгот для американских компаний, которые переведут производство из-за границы в США. И это с учетом того, что в 2022 году расходы на строительство новых предприятий в Америке выросли на треть и достигли $108 млрд — это рекордный показатель за всю историю страны.
Также Китай модернизирует производства за счет внедрения цифровых технологий. Предприятия горнодобывающей отрасли, традиционно сопряженные с высоким риском для человека, становятся полностью автоматизированными. В шахте в Циндао на глубине 500 м электровоз, оснащенный видеокамерами, транспортирует руду, пока рабочие на поверхности следят за его перемещениями. Крупные производства Китая расположены чаще всего в ближайшем пригороде, что позволяет им быть интегрированными в городскую инфраструктуру и иметь постоянный доступ к рабочей силе.
В Японии обнародовали план по расширению субсидирования национальной полупроводниковой промышленности. Помимо этого финансирование будет направлено на развитие технологий искусственного интеллекта. Авторы законопроекта рассчитывают, что экономический эффект достигнет $1 трлн.
Это доказывает, что промышленность из городов никуда не ушла, но трансформировалась, став более безопасной для жителей, а значит, может и должна быть органично вписана в ткань городов.
Неоиндустриальные города
Цифровизация и другие технологические инновации изменили не только жизнь обычных людей, но и многие рабочие процессы крупных предприятий. В результате внедрения цифровых технологий и автоматизации труда к 2025 году 43% работодателей собираются сократить число рабочих мест, сказано в докладе The Future of Jobs 2020.
Современные системы очистки и более совершенные подходы решили большинство проблем промышленности, связанных с экологией. Сами заводы теперь воспринимаются совсем иначе: не уродуют облик города, а скорее говорят о его экономической стабильности. Наверное, это не так заметно в городах-миллионниках, где до сих пор идут процессы джентрификации и ревитализации бывших промзон. Более очевидна такая трансформация в менее крупных городах, многие из которых были построены в советское время как спутники заводов, шахт или электростанций.
На нефтехимическом комбинате компании «Сибур» в Тобольске, который дает стотысячному городу значительную часть бюджета, сегодня работает лишь порядка 4000 человек. Благодаря повсеместной автоматизации большинство его работников — это «люди в белых халатах», ученые-химики, инженеры и другие высококлассные специалисты, за которых компании приходится конкурировать на рынке труда.
С открытием компании Boeing Airplane Company в начале XX века крупнейший город штата Вашингтон Сиэтл развивается как центр производства аэрокосмической техники. Открытый в 1967 году завод Boeing Everett Factory стал крупнейшим по площади заводом в мире. Техническая компетентность сотрудников производства Boeing, приглашенных на работу в Сиэтл, привлекла в город крупнейшие технологические корпорации — Microsoft и Amazon, которые также открыли здесь свои штаб-квартиры. По состоянию на конец 2023 года в компании Boeing в Сиэтле работают 66 792 человека из города с населением 755 000 человек. В целом в аэрокосмической отрасли Большого Сиэтла занято 102 000 человек, а технологическая отрасль обеспечивает около 290 000 рабочих мест.
Штутгарт стабильно входит в число 20 крупнейших мегаполисов Европы по ВВП. Согласно структурному отчету Ассоциации региона Штутгарт, в 2022 году около 18% работающего населения работали в сфере высоких технологий. По аналогичному отчету за 2021 год, 42,8% работников заняты в отраслях будущего — промышленность пластмасс, автомобилестроение, машиностроение, логистика, высококачественные корпоративные и исследовательские услуги, технологии ИКТ, отрасль здравоохранения. В ежегодном отчете компании Industrial & Logistics за 2024 год партнер Маркус Кнаб отмечает, что недвижимость, промышленность и логистика региона явно ощущают последствия ослабления экономики. Компания видит решение в структурных изменениях: «Примеры из Восточной Германии показывают, что все еще возможно успешно привлекать промышленные поселения. В регионе Штутгарт нам срочно нужно изменить наше мышление, чтобы защитить наше экономическое процветание в будущем» — говорится в отчете.
И перед работодателем встает вопрос: как привлечь и удержать в небольшом городе такие ценные кадры? Здесь мало одних лишь высоких зарплат. Ведь эти люди получили высшее образование, получили опыт жизни в крупных городах, а значит, хорошо понимают, какой им нужен уровень комфорта, доступности разнообразных услуг и сервисов. В результате предприятия начинают вкладываться в создание соответствующей инфраструктуры: строят больницы, школы, культурные центры, музеи и даже аэропорты. Такие города следует назвать неоиндустриальными. В их экономике превалирует именно промышленность, она является драйвером всех процессов, происходящих в городе. Выкса, Тобольск, Нижнекамск, Альметьевск и многие другие центры региональной промышленности преображаются, становясь не менее комфортными для жизни, чем столичные агломерации.
Город для машин и людей
Конечно, наивно полагать, что отток молодых людей из промышленных городов прекратится сразу после введения первых мер по улучшению качества жизни. Однако неоиндустриальные города будут привлекать новых людей, готовых сменить место жительства ради карьерного роста, выбрав новый город как место для хорошего старта.
Причем в условиях кадрового дефицита, заметного в последние годы во многих отраслях, эти задачи становятся еще более актуальными. Комфортная среда в городе становится конкурентным преимуществом на рынке труда, гарантирующим привлечение необходимого для эффективной работы предприятий числа сотрудников.
Экономика неоиндустриального города напрямую зависит от промышленного производства, основные налоговые импульсы исходят из индустрии, однако существенная или даже бо́льшая часть жителей может быть занята в других областях. Благодаря тому, что производства становятся автоматизированными, они не требуют большого количества рабочих и могут обслуживаться сравнительно немногочисленными высококлассными профессионалами. Так, например, на Выксунском заводе Объединенной металлургической компании ввод автоматизации производственных процессов позволяет сократить вдвое количество сотрудников, необходимых для одной операции. В ближайшее время мощным стимулом для автоматизации производственных процессов станет сокращение численности населения, обусловленное демографическими изменениями: к 2030 году доля трудоспособного населения России в возрасте от 30 до 40 лет сократится на 26%. При этом внедрение автоматизации в логистической отрасли может привести к сокращению минимум 5% рабочей силы.
Продолжается внутренняя миграция. Совершенно нормально, что люди передвигаются между городами в поисках подходящего им трудоустройства. Хотя темпы миграции снижаются. Так, по данным из аналитической записки ведущего научного сотрудника Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Никиты Мкртчяна, внутрироссийская миграция сократилась примерно на 300 000 человек в год: если в 2018 году число работников, переехавших ради занятости в другой регион, составляло 3 млн человек, то к 2023 году оно снизилось до 2,7 млн человек.
Жилые районы промышленных городов были построены еще в советское время по советским нормативам 1980-х годов, которые сегодня заметно устарели и не соответствуют современным требованиям ни к жилым пространствам, ни к комфортной городской среде. Также стоит понимать, что основной объем жилого фонда был возведен в один момент и одновременно эти дома придут в негодность. Поэтому помимо общественных пространств обновляться должна вся городская структура, включая жилые массивы.
В ходе работы над мастер-планом Нижнекамска мы подсчитали, что в рамках долгосрочного развития в городе следует предусмотреть лишь 15% квартир малой площади, то есть однокомнатных и студий, а 85% — двух-трехкомнатных квартир с разнообразием планировочных решений. Потому что среди жителей города 60% нацелены на покупку жилья в Нижнекамске, 30% хотели бы улучшить свои жилищные условия.
Также сотрудники производственных компаний, которые приезжают работать из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, приезжают с семьями, и пока один человек работает, семье особо нечем заняться. Нет никакого третьего места, и поэтому многие потенциальные работники останавливаются перед решением о переезде в промышленный город. И задачу преобразить пространство в такой ситуации берет на себя работодатель: он обновляет не только офисы и промышленные территории, но и городскую среду вокруг, чтобы контраст при переезде сотрудников из столицы не был столь велик.
Для реализации таких масштабных изменений необходимо привлечение всех городских стейкхолдеров — политиков, горожан, представителей малого и крупного бизнеса. Только их совместная работа сделает возможным полное преобразование городской инфраструктуры на базе традиционных промышленных мощностей. Для местных жителей такие преобразования дают возможность испытывать гордость за то, что они живут в городе, который не только производит важные и нужные стране товары, но и за само место, его историю, частью которой является человек.
Таким образом, современный неоиндустриальный город — не менее комфортный и чистый, чем столицы. В нем строится новое качественное жилье, развиты образовательные институты и транспортные сети, происходят культурные события и создаются все возможности для самореализации молодежи. Но при этом именно промышленное предприятие остается важным элементом его экономики, фактором привлечения работоспособного населения и драйвером городских изменений.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора