Феникс из пепла: как памятники и музеи восстанавливают после пожаров и ураганов

Пожары в Лос-Анджелесе продолжаются больше полутора недель — и под угрозой оказываются не только жилые дома, но и музеи и памятники архитектуры. В частности, огонь полыхает в непосредственной близости от Центра Гетти и виллы Гетти, где хранятся произведения мирового искусства, включая шедевры Моне, Ренуара, Ван Гога и многих других художников. При этом руководство отказывается вывозить их в более безопасное место.
На обеих площадках регулярно дежурят десятки сотрудников, которые, по их собственным словам, чувствуют себя в полной безопасности, полагаясь на противопожарную систему, которую считают «настоящим чудом». С похожей ситуацией Центр Гетти уже сталкивался в 2017 году, когда на фоне лесных пожаров ему пришлось закрыться на несколько дней. Эвакуация тогда также не проводилась. В середине января трастовый Фонд Пола Гетти вместе с другими крупными институциями основал фонд помощи пострадавшим от пожаров художникам и деятелям культуры в размере $12 млн.
Собор Парижской Богоматери
В €700 млн обошлась продолжавшаяся пять лет реставрация собора Парижской Богоматери. Разгоревшийся в апреле 2019 года пожар охватил несущую конструкцию здания, часть которого на тот момент окружали строительные леса. Несмотря на усилия 400 пожарных, вскоре обрушился шпиль собора. Сбор средств на восстановление Нотр-Дама начался практически на следующий день. Самыми щедрыми дарителями после французов оказались американцы: благодаря им удалось в сумме собрать $65 млн. Накануне открытия собора в декабре прошлого года оказалось, что из общей суммы пожертвований неизрасходованными остались $140 млн. Их обещают потратить на проект начавшейся еще до пожара плановой реставрации, которая продлится с 2025 по 2028 год.
«Мои слова, возможно, звучат несколько шокирующе, но в сухом остатке мы потеряли только одну кровлю, один шпиль и несколько частей свода. Все остальное чудом уцелело. Не пострадали ни орган, ни витражи с «розами», ни статуя Богоматери. Все это вселяло надежду и давало уверенность, что пять лет — реальный срок»,— объяснял Эмманюэлю Макрону главный архитектор исторических памятников Филипп Вильнев.
Прежде всего укрепили свод и стены. Почти полтора года разбирали обуглившиеся строительные леса (в момент пожара в соборе шла реставрация). Восстановление собора велось по историческим технологиям с использованием аутентичных материалов. Так, сгоревший каркас крыши, который был собран из дубовых балок XIII века, плотники восстановили вручную, использовав 2000 реликтовых дубов, привезенных в Париж со всей Франции.
Два года реставраторы очищали от копоти почерневшие витражи, затем по уцелевшим осколкам были отлиты новые стекла. Четыре витража реставрировались в Германии. Восемь колоколов Нотр-Дама реставрировали на литейном заводе в Нормандии. Шесть из них почистили и обработали воском, еще два починили. С третьей попытки удалось восстановить горгулий, которых посадил на водостоки крыши архитектор-реставратор XIX века Эжен Виолле-ле-Дюк. Почти четыре года ушло на восстановление органа, который покрылся свинцовой пылью и промок, зато в день открытия собора, 7 декабря 2024 года, по оценкам знатоков, звучал превосходно.
Капелла Туринского собора
11 апреля 1997 года в капелле Туринского собора, где с 1578 года хранится Туринская плащаница, вспыхнул пожар. Капеллу в тот момент еще окружали деревянные леса, оставшиеся после недавно завершенной реставрации. Из-за лесов огонь разгорелся особенно сильно. Повторная реставрация заняла долгие годы. Здание простояло закрытым 21 год. Проект восстановления неоднократно задерживался, подрядчики менялись. Проволочки в ходе восстановительных работ возникали буквально на каждом этапе.
После пожара пол капеллы был покрыт метровым слоем кальцинированных обломков мрамора и частично расплавившейся бронзы. В итоге решили заменить 1150 сильно поврежденных деталей и укрепить оставшиеся 4000. Специально для этого снова открыли каменоломню возле Фрабозы-Сопраны в Пьемонте, где раньше добывали черный и серый мрамор, использованный при строительстве капеллы. Поврежденные элементы соединяли с новым мрамором, а затем патинировали, добиваясь полной визуальной однородности. Сейчас здание капеллы снова стоит без опор, как задумал проект священник и математик Гварино Гварини, держась исключительно за счет оригинальной конструкции.
Реставрация капеллы Туринского собора обошлась в €30 млн. Основную часть средств выделило итальянское Министерство культуры, недостающие €2,7 млн перечислил фонд Compagnia di San Paolo.
Галерея Курто в Лондоне
В середине августа 2024 года пламя охватило крышу лондонского Сомерсет-хауса, где с 1932 года располагается галерея Курто. В ее коллекции — шедевры мирового искусства, включая произведения Ван Гога, Мане и Сезанна. В тушении принимали участие 125 пожарных и 15 машин. Причины возгорания окончательно установлены не были. По заявлению руководства, ни экспонаты, ни сотрудники не пострадали. Галерея вернулась к полноценной работе уже через три дня.
За три года до этого в комплексе были завершены реставрационные работы, которые финансировались за счет привлеченных средств, включая пожертвования от группы LVMH, принадлежащей Бернару Арно, и миллиардера Леонарда Блаватника. В результате реставрации произвели внутреннюю перепланировку, чтобы лучше приспособить пространства галереи для демонстрации ее коллекции.
Часовня Ротко в Техасе
Вместе с пострадавшим летом 2024 года от урагана «Берил» зданием техасской часовни Ротко были отреставрированы и четыре из 14 хранящихся там работ художника. Само пространство вновь открыто для публики. Суммарный ущерб от урагана «Берил» местные чиновники оценили в $29–32 млн. Ремонт здания часовни обошелся примерно в $50 000.
Размер затрат на реставрацию работ Ротко руководство институции не разглашало. Здание часовни реставрировалось в 2019 году, когда архитектурное бюро Architecture Research Office переделало застекленную часть крыши. Яркий техасский солнечный свет, проникающий сквозь окна купола, разрушал живопись Ротко. С первых же дней открытия часовни хранителям пришлось натянуть внутри экран, напоминавший гигантский черный зонт. Благодаря реставрации экран удалось демонтировать. В новом куполе со специальным стеклом на случай особенно солнечных дней предусмотрены жалюзи.
Также решено расширить прилегающее пространство часовни, построить информационный центр, здание администрации и архив, трансформаторную подстанцию, центр для проведения публичных мероприятий, а стоящее неподалеку от часовни бунгало перенести на новое место и создать сад для медитаций. Реализация этого проекта займет порядка двух лет. Его бюджет оценивается примерно в $42 млн.
Национальный музей Индонезии
Ровно год понадобился на частичное восстановление Национального музея Индонезии, пострадавшего от разрушительного пожара осенью 2023 года. С конца XIX века коллекция исторических памятников и археологических находок хранилась в просторном здании неоклассического стиля (новое крыло было построено в 2007 году). Собрание музея насчитывает почти 200 000 экспонатов.
Пожар разгорелся в одном из залов 16 сентября 2023 года, быстро охватив почти все здание, что привело к частичному обрушению крыши. Как выяснилось впоследствии, причиной стала неисправная проводка. Потушить огонь удалось за считаные часы, но только по предварительным оценкам руководство музея заявило о возможной утрате более чем 800 экспонатов, преимущественно — артефактов доколониального периода (с начала XVII и до вплоть до середины ХХ века значительная часть территории современной Индонезии находилась под контролем Нидерландов).
Впоследствии уточнялось, что большинство уничтоженных экспонатов были репликами. Год спустя музей открылся проектом, подробно рассказывающим о том, как велись восстановительные работы. При этом подчеркивалось, что полная реставрация займет еще три года. В выставке открытия, наряду с коллекцией, представлены произведения из коллекции балийской живописи 1930-х годов Пита Маха, которая была возвращена в 2023 году после того, как с 1950-х годов хранилась в Тропическом музее в Амстердаме, статуи Сингхасари, которые были возвращены в 2023 году, произведения из коллекции принца Дипонегоро, из коллекций музея Нусантара и Клунгкунг Керис. Как сообщает пресс-релиз музея, посетители могут «воссоединиться с наследием наших предков и получить сокровище их знаний».
Национальный музей Бразилии
В 2018 году мощнейший пожар уничтожил 85% экспонатов Национального музея Бразилии, крупнейшего в западном полушарии собрания естественно-научных и антропологических экспонатов. Первая фаза реставрации здания была завершена к осени 2022 года: восстановили фасад музея и несколько мраморных статуй, во время пожара упавших на крышу музея. Суммарный бюджет на восстановление оценивается примерно в $75–97 млн. Ожидается, что первых посетителей музей сможет принять не раньше 2026 года.
Как показало расследование, причиной возгорания стал неисправный кондиционер на одном из этажей. Всего за пару часов пламя объяло все 122 зала, уничтоженными оказались 18 млн экспонатов. О риске пожара инспекторы предупреждали еще в 2004 году, за несколько месяцев до катастрофы в прокуратуру поступила анонимная жалоба от архитектора, который отметил и сфотографировал потенциально опасные элементы.
Музей расположен во дворце Сан-Кристован 1803 года постройки, служившем резиденцией португальской, а затем бразильской императорской семьи. «После реконструкции атмосфера станет более современной, но с вкраплениями сохранившихся и восстановленных элементов», — говорит директор музея Александр Кельнер. До пожара в музее было около 3400 кв. м экспозиционного пространства, где демонстрировалось примерно 6000 объектов. После реконструкции выставочная площадь увеличится до 5500 кв. м, на которых смогут разместить около 10 000 экспонатов.
Музей сформировал список экспонатов, которые он надеется получить в дар от бразильских и зарубежных институций. В частности, ЮНЕСКО пообещала передать в общей сложности 140 предметов. В 2024 году музей получил в дар порядка 1000 редких ископаемых, найденных на территории Бразилии, которые помогут частично восполнить пробелы в коллекции.
Загребский археологический музей
К концу 2020 года сотрудники Загребского археологического музея горько шутили, что теперь им осталось ждать только нападения Годзиллы, так как все остальные несчастья они уже видели. В самый разгар эпидемии COVID-19 город пережил сначала землетрясение, вслед за которым через четыре месяца последовал сильнейший шторм. В здании 1879 года, в котором размещается музей, появились трещины. По сообщению музея, оно было объявлено «временно непригодным для использования». Хранителям пришлось срочно переносить наиболее хрупкие экспонаты в подвал, чтобы они не пострадали от протекающей с крыши воды.
В 2024 году Археологический музей Загреба открылся в отреставрированном здании. Выставочные площади музея расширились до 5100 кв. м. Зданию присвоен третий уровень сейсмостойкости. 178 поврежденных экспонатов реставрированы. Общий бюджет музейной реставрации оценен в €2 млн.