Своя ноша: что происходит с российским рынком сумок и кожаных аксессуаров
Дорогое удовольствие
Согласно исследованию компании Mordor Intelligence, общемировой объем рынка сумок к 2028 году составит $106,50 млрд с учетом прогнозируемого среднегодового темпа роста 7,50%. Высокая конкуренция внутри индустрии, повышение покупательской способности, а также желание клиентов приобщиться к тому или иному бренду путем приобретения доступной категории товаров из ассортимента ведут к столь активному расширению ниши. В России спрос также растет: по данным BusinesStat, за 2023 год продажи сумок и чемоданов выросли на 18% и достигли 278 млн штук.
«За последние несколько лет повысился спрос на сумки и аксессуары в целом: они перестали быть просто функциональной составляющей гардероба и стали необходимой частью стилизации образов. Желание соответствовать современным трендам изменяет привычки покупателей — они выбирают несколько моделей для разных образов и стилистических решений», — подтверждают в команде Lime. Действительно, у потребителей есть запрос на новые локальные бренды, способные им предложить продукты, которые смогут соответствовать привычным стандартам качества. Но чтобы производители могли обеспечить российских покупателей всем необходимым, им необходимо справиться с некоторыми проблемами и ограничениями.
«Главное препятствие — рост цен буквально на все, не только на материалы. Мы хотим расти, привлекать к сотрудничеству классных профессионалов для достижения новых высот в продукте и контенте, но наши продажи будто не поспевают за затратами, как и у многих коллег-предпринимателей в индустрии. Хотелось бы больше себе позволить и быть смелее, однако постоянно меняющийся контекст не дает пространства для маневра», — говорит Евгения Петрова, основательница бренда JENËK. Об увеличении затрат на оплату сырья и зарплат говорит и Катерина Волчек, дизайнер и основатель бренда Volchek. При этом, по словам эксперта, усложняет процесс получения прибыли блокировка социальных сетей и сложности с продвижением через таргетированную рекламу.
Одним из решений финансовых трудностей в индустрии, как утверждают эксперты, могут стать государственные программы, связанные с инвестициями в локальные марки. По мнению Катерины Волчек, для развития отечественного бизнеса необходимы дополнительные средства: доступность кредитования и приемлемые процентные ставки сподвигли бы развитие таких проектов. А дизайнер и основательница бренда Nado Nado, Анастасия Радимашвили рассказывает о помощи со стороны Центра поддержки предпринимательства в Ижевске, говоря об эффективности подобных инициатив: «До событий 2022 года мне помогли создать «копию» сайта на английском языке, так как я планировала активно развивать это направление продаж. На тот момент они покрыли 80% от суммы расходов на создание онлайн-платформы».
Очевидно, что сложности у брендов возникают уже на процессе закупки и выбора сырья. Не только повышение цен, но и другие причины порой не позволяют маркам в полной мере реализовывать свои идеи. «К сожалению, российские производители не готовы обеспечивать всем необходимым сырьем, или же до нас пока не дошла их продукция. Кожа российского производства достаточно дорогая, но для производства сумок неподходящая», — говорит Катерина Волчек, уточняя, что поставщики, которые привозят материалы из Италии, Франции, Испании, продолжают сотрудничать с российским бизнесом. В то же время Евгения Петрова уточняет, что итальянская кожа, с которой работают в JENËK, хоть и дорожает из-за колебаний курса и долго доставляется в Россию, но действительно стоит того и в разы превосходит отечественные аналоги, которые, например, производятся на заводах «Русская кожа» в Рязани и «Хром» в Ярославле.
Основательница Nado Nado также упоминает, что российские производители, хоть и расширяют ассортимент, но не могут обеспечить стабильность поставок, а также разнообразие материалов, которое особенно важно в случае, когда бренды пытаются следовать трендам. «Могу точно сказать, что в России не налажена работа с закрепителем краски на коже. Видимо, дело в отсутствии нужных ингредиентов. Недавно у нас была небольшая закупка и при выходе первых моделей материал начал «отдавать» краску — то есть по-простому окрашивать другие вещи», — рассказала Анастасия Радимашвили, добавляя, что в этой ситуации маркам остается только нести финансовые и репутационные потери.
Дело мастера боится
Обеспечить материальную поддержку и закупить сырье для создания коллекций — лишь малая часть задач, которые приходится решать российским брендам сумок. Все упирается в производственные процессы, которые зависят от квалификации специалистов. «Многие сложности в основном сконцентрированы вокруг поисков информации о фабриках, которые открыты к переговорам, или талантливых кадров с подходящим видением и достаточным опытом. Найти человека с нужной экспертизой в дизайне — пожалуй, самая сложная задача», — говорит Нино Шаматава, креативный директор Ushatava. Катерина Волчек подтверждает, что сейчас есть дефицит кадров в производственной части процесса: не хватает технологов, конструкторов, закройщиков, покрасчиков, швей, мастеров сборки.
Решать эту проблему, по мнению экспертов, можно несколькими способами. Например, в Volchek, по словам основательницы марки, специалистов либо обучают самостоятельно с нуля, либо переучивают работников, которые до этого занимались разработкой одежды. А Евгения Петрова напоминает, что это должен быть масштабный и повсеместный процесс: «Проблему надо решать коллективно, объединив усилия многих, от производителей до ВУЗов, подходить к этому более глобально с популяризации обучения и повышения престижа профессии. Люди, умеющие работать с продуктом, — самые главные герои, и надо об этом погромче говорить».
Другой аспект развития локального бизнеса касается напрямую производства. И тут встает вопрос: как создавать продукт — вручную или на автоматизированных фабриках? «Мне кажется, общей индустриальной проблемы нет: было бы желание и деньги, а оборудование можно купить и привезти любое, как китайское, так и итальянское. Мастеров искать сложнее, но эта задача все еще осуществима. Если под задачи бизнеса нужно огромное предприятие — завод — есть смысл открывать его в регионе, где нет достаточного количества рабочих мест», — объясняет основательница JENËK, поясняя, что их собственное производство, которое выстраивалось около 10 лет, при команде меньше 20 человек имеет профессиональное оснащение, которым не могут похвастаться даже крупные фабрики. Анастасия Радимашвили выступает за ручное производство сумок, подчеркивая ценность персонализированного подхода к каждому покупателю и его заказу, и добавляет, что любая автоматизация — это стратегический расчет на объемы производимых и реализуемых моделей, ради которых нужны частые продажи и большие бюджеты.
Судя по мнениям экспертов, сотрудничество локальных брендов и отечественных производств усложняет и тот факт, что предприятия не всегда соответствуют стандартам качества и отвечают нужным срокам реализации. «Существует ряд критериев, по которым мы должны сходиться с любым производством, и российские фабрики не исключение. На данный момент таких производств в России немного, но я верю, что скоро ситуация изменится в лучшую сторону», — заявляет Нино Шаматава.
Все для своих
Обеспечив достойное производство качественных и стильных моделей, марки все равно приходят к единой для всех задаче — продать товар клиенту, которому приходится выбирать своего фаворита среди десятков марок, в том числе и зарубежных. «Покупатель полностью готов к покупке сумок локальных брендов. В связи с повышением интереса к аксессуарам в целом и текущей ситуацией на рынке, продиктованной уходом иностранных компаний, мы наблюдаем появление большого количества новых локальных марок, которые не уступают, а в некоторых случаях оказываются на уровень выше по качеству и дизайну продукта», — говорят в команде Lime. И этот фактор соответствия запросу потребителей особенно важен. Как говорит Катерина Волчек, 10 лет назад клиент относился к российскому производству настороженно, но отношение постепенно менялось в сторону доверия и в последние два года укрепилось окончательно. Если раньше у отечественного бренда искали только эксклюзивные изделия, то с уходом больших компаний потребители озадачились поиском замены, а у локальных проектов появилась новая аудитория.
Нино Шаматава считает, что клиенты будут приобретать товар российского бренда, если тот сможет выдержать конкуренцию с изделием, произведенным за границей. Сравнивая разные продукты с точки зрения дизайна, материалов, технологий и цен, потребитель осознанно или подсознательно чувствует несоответствие стоимости и уровня исполнения сумки, задавая себе вопросы: «Почему качество этой вещи не дотягивает до стандартов мировых брендов, но я должен платить столько же?». Так потребитель пытается объяснить себе, почему он не готов купить то или иное изделие.
В условиях перенасыщенности рынка и постоянного роста цен на универсальные модели, которые преимущественно повторяются в коллекциях многих локальных брендов, клиенты хотят получить действительно уникальный товар, который будет стоить своих денег. «Люди видят талант дизайнера, который миксует тренды и самовыражается, несет смысл и пользу. Покупатели ловко выбирают то, что им нужно: для самопрезентации, комфорта, ощущения важности в обществе, легких будней и свободных рук», — поясняет Анастасия Радимашвили, обращая внимание на тот факт, что бум на небольшие мастерские сумки прошел, и на рынке скоро останутся устоявшиеся марки со своей аудиторией.
Согласны с ней Катерина Волчек и Евгения Петрова, которая считает, что у отечественных брендов сумок все-таки может быть важная миссия: «Хочется, чтобы российский потребитель все больше убеждался, что сумки Made in Russia могут быть ничуть не хуже Made in Italy, а значит точно стоят своих денег. Насколько могу судить, сумки российских производств масс и миддл сегментов неплохо продаются: открываются новые точки продаж, появляется стрит-ритейл. Это мотивирует».