Человек, вещь, цена: потомок Рубинштейна, «Христос во гробе» и изумруд Ага-Хана
Человек: Ксения Светакова
Жена миллиардера и филантропа Александра Светакова зарегистрировала Центр по сохранению наследия композитора Антона Рубинштейна — она его потомок. «Я с детства слушала рассказы об Антоне Рубинштейне, — говорит Ксения Светакова. — Была мысль написать книгу о семье: о нем, его внебрачном сыне Иоакиме Тартакове (оперный певец и режиссер. — Forbes), других родственниках». Прадед Ксении — внук Тартакова Георгий Георгиевич Шароев, пианист, жил в Баку и участвовал в создании музыкального образования в Азербайджане. «Еще мой дед и его брат обсуждали создание фонда для популяризации творчества Антона Рубинштейна, — вспоминает Светакова. — Его хорошо знают в России как пианиста, музыкального просветителя и гораздо меньше как композитора и филантропа».
Пока Центр Антона Рубинштейна ищет здание, идет работа по популяризации наследия композитора. Совместно с оркестром musicAeterna и его руководителем Теодором Курентзисом центр провел мастерскую для молодых пианистов и композиторов, в декабре стартует мастерская для пианистов и симфонических дирижеров. Прошла выставка, посвященная Рубинштейну, в петербургском Доме радио. «Для многих открытием стал тот факт, что улица Рубинштейна в Санкт-Петербурге названа в честь Антона Рубинштейна, — говорит Светакова. — Вообще Рубинштейна знают мало, его музыку редко исполняют. А ведь он один из лучших пианистов своего времени, композитор, дирижер, инициатор открытия первой русской консерватории, педагог, вырастивший поколение музыкантов. Рубинштейн был филантропом, давал благотворительные концерты, помогал молодым музыкантам».
Вещь: транспарент «Христос во гробе»
До 12 мая 2025 года в Русском музее идет ретроспектива Брюллова «Великий Карл», где впервые публично выставлен транспарент (живопись на просвет) «Христос во гробе». Предположительно, работа была создана Карлом Брюлловым по заказу графа Николая Адлерберга в 1846 году, в период работы над росписью Исаакиевского собора. В 1845 году, будучи глубоко религиозным человеком, граф совершил паломничество в Иерусалим. Картина Брюллова предназначалась для домовой церкви Адлерберга. В 1881 году граф Адлерберг вышел в отставку и жил в родовом имении под Мюнхеном. В 1935 году картина Брюллова из его собрания оказалась в Брюсселе.
В 1990-е, писал «Коммерсантъ», фотография с изображением большеформатной картины «Христос во гробе» ходила по рукам коллекционеров и музейщиков. В Третьяковке, Русском музее нашли эскизы и наброски к этой работе Брюллова.
5 декабря 2002 года транспарент за €100 000 купил у прихода православной церкви в Брюсселе коллекционер Александр Певзнер. «В церкви случилась протечка. Картина пострадала. Поскольку у прихода не было денег на реставрацию, картину решили продать», — рассказывает он. По его мнению, из-за того что «надежно установить авторство картины возможно было лишь в Русском музее или Третьяковской галерее, в договоре купли-продажи были сделаны дополнения, которые предусматривали расторжение сделки в случае неподтверждения авторства Брюллова».
В марте 2003 года коллекционер ввез «Христа во гробе» в Россию на условиях временного ввоза и передал на экспертизу в Русский музей. «Эксперты Русского музея признали картину шедевром Брюллова, затем было возбуждено уголовное дело, и картина была изъята как вещественное доказательство», — говорит Певзнер.
Через две недели по завершении экспертизы работу арестовала ФСБ. С тех пор Александр Певзнер в судах разных инстанций борется за возращение картины. Его адвокат Максим Крупский сообщил Forbes: «Дело о картине «Христос во гробе» состоит из целого комплекса судебных процессов, включая процессы в Конституционном и Верховном судах, и не закончено до сих пор, так как в настоящее время в ЕСПЧ на рассмотрении находятся две наши жалобы. В зависимости от решений, которые будут приняты по ним, дело получит дальнейшее развитие. Более того, и российские суды не вынесли какого-либо окончательного решения относительно правового статуса картины. В своем последнем на данный момент решении от декабря 2019 года Верховный суд фактически уклонился от разрешения вопроса о судьбе картины».
В мае 2017 года картину Брюллова включили в Музейный фонд, а Русский музей оформил ее в свою коллекцию и присвоил ей инвентарный номер.
16 декабря 2023 года в ходе презентации выставочных планов в Минкультуры директор Русского музея Алла Манилова сообщила, что на юбилейной выставке Брюллова к его 225-летию музей впервые представит картину «Христос во гробе». С этим решением музея не согласны Александр Певзнер и его адвокат. «Картина в настоящее время находится в незаконном владении музеем, что, вне всяких сомнений, известно его руководству. Демонстрация картины на выставке — очередное нарушение наших прав», — сообщил Певзнер. Дирекция Русского музея на запрос редакции ответила: «Вопрос о собственности произведения Карла Брюллова «Христос во гробе» определен однозначно. Произведение включено в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации, является неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации, в силу чего не отчуждаемо».
С 18 октября 2024 года в Русском музее идет выставка «Великий Карл», где показывают транспарент «Христос во гробе». Александр Певзнер считает, что экспонирование картины опасно для живописи. При правильном освещении транспарент Брюллова, говорит он, излучает мягкий свет. Освещенная свечами картина обретает цветность. По мнению Певзнера, «имеющиеся изображения в альбомах и каталогах Русского музея, а также способ презентации транспарента на выставке говорят о том, что музей применяет чрезмерно интенсивное освещение, засвечивает работу». К тому же, по мнению коллекционера, многолетнее хранение в запасниках могло ухудшить состояние работы, поскольку она закреплена между стеклами, которые скреплены по периметру проклеенной плотной тканью, и плохо защищена от влаги.
Цена: $8,7 млн за изумруд Ага-Хана
$8,7 млн заплатили за изумруд Ага-Хана — это новый рекорд цены на единичный изумруд. На ювелирных торгах Christie’s 7 ноября в Женеве с мировым рекордом за $8,7 млн был продан изумруд Ага-хана. Уникальный камень плоской квадратной огранки весом 37 карат имеет богатую историю. В 1960 году принц Садруддин Ага-хан передал его мастерам Cartier, чтобы те оправили изумруд в брошь, предназначавшуюся для Нины Дайер, невесты принца. Садруддин Ага-хан — сын султана Ага-хана III, духовного лидера мусульман-исмаилитов, считающегося прямым потомком пророка Мухаммеда. Нина Дайер — бывшая супруга барона Ханса Генриха фон Тиссен-Борнемиса. Специально для нее изумруд оправили в золотую брошь, дополнительно инкрустированную бесцветными бриллиантами. В 1969 году украшение стало топ-лотом самых первых женевских торгов Christie’s. Оно было куплено представителями ювелирной фирмы Van Cleef & Arpels за $75 000. Следующим владельцем изумруда стал ювелир Гарри Уинстон, который изменил оправу, чтобы украшение можно было также использовать в качестве подвески. На ноябрьских торгах Christie’s брошь побила предыдущий аукционный рекорд на единичный изумруд. С 2011 года он держался на отметке $6,5 млн, за такую сумму была продана бриллиантовая брошь с изумрудом 18,04 карата из коллекции Элизабет Тейлор — свадебный подарок актрисе от Ричарда Бертона в 1962 году.