В 2024 году рынок развлекательных и спортивных мероприятий достигнет 227 млрд рублей
В 2024 году продажи билетов на развлекательные и спортивные мероприятия выросли на 20% в денежном выражении. В этом году объем рынка офлайн-мероприятий достигнет 227 млрд рублей. Это следует из данных совместного исследования консалтинговой компании OKS Labs (by Okkam), проведенного совместно с крупнейшими билетными операторами — «Яндекс Афишей», Kassir.ru и МТС Live. Результаты исследования есть в распоряжении Forbes.
Как отмечают аналитики, за последние четыре года рынок офлайн-развлечений пережил два серьезных кризиса, связанных с пандемией и началом «спецоперации»* и санкциями, — в 2020 и 2022 годах. Но несмотря на это, индустрия развлекательных и спортивных мероприятий смогла перестроиться и вернуться к показателям 2019 года. В 2023-м объем рынка увеличился на 44% по сравнению с предыдущим годом в денежном выражении и достиг 190 млрд рублей.
Посещаемость мероприятий, при этом, восстанавливается не так быстро. В этом году количество проданных билетов будет отставать от допандемийного уровня на 13%, а в следующем году разрыв сократится до 7%. По мнению аналитиков, на ситуации сказывается отсутствие концертов иностранных артистов, уход крупных зарубежных кинокомпаний, отстранение российских спортсменов от международных соревнований, а также распространение системы Fan ID.
По мнению экспертов, возвращению продаж билетов на офлайн-мероприятия на допандемийный уровень способствовали несколько факторов. Во-первых, это обусловлено ростом цен на билеты из-за увеличения издержек бизнеса — подорожания организации мероприятий, роста зарплат специалистов, занятых в индустрии, и других. Во-вторых, улучшению ситуации на рынке способствовало переключение аудитории на сегменты, которые не пострадали из-за ухода иностранных игроков. Так, например, если в 2019 году лидерами были кинотеатры (29%), концерты (25%), то в 2023 году интерес покупателей сместился в сторону театров (23%). Третьим фактором исследователи называют государственную поддержку индустрии в виде программы «Пушкинская карта».
В 2024 году сегмент концертов заработает 53,5 млрд рублей — это на 28% больше, чем в прошлом году. Как считают эксперты, это произойдет благодаря инфляции и переключению интереса зрителей на российских артистов. Сборы театров по итогам этого года составят 48,8 млрд рублей (на 14% больше, чем в 2023-м), кинотеатров — 45,2 млрд рублей (на 16% больше), а музейно-выставочного сегмента — 38,2 млрд рублей (на 19% больше). Объем продаж билетов на шоу увеличится до 9,8 млрд рублей (на 30% больше), на спортивные мероприятия — до 11,7 млрд рублей (на 26% больше), а на детские мероприятия — до 8 млрд рублей (на 13% больше).
Самым дорогим видом досуга в 2023 году году были концерты из-за высоких затрат на их организацию и шоу, где высокая цена билета, связана с дорогими форматами. Самыми бюджетными развлечениями, по данным аналитиков, являются выставки и музеи. Однако, увеличение издержек и растущий спрос повлияли на то, что в 2021–2023 годах билеты на выставки в среднем подорожали на 13%. Билеты на спортивные мероприятия стали дешевле в среднем на 7% из-за отсутствия международных соревнований.
Согласно результатам исследования, почти две трети (64%) продаж билетов в денежном выражении приходится на онлайн-каналы, в том числе витрины билетных операторов и сайты организаторов. Традиционные каналы продаж характерны для музеев и выставок, а онлайн — для концертов и шоу. Доля крупнейших агрегаторов («Яндекс Афиши», МТС Live и Kassir.ru) за последние пять лет выросла в два раза с 18% до 35% с учетом кино.
По мнению аналитиков, в 2025 году индустрия офлайн-развлечений может рассчитывать на прирост в 17%. Эксперты ожидают, что сегмент концертов в следующем году вырастет на 23%, театров — на 12%, кинотеатров — на 19%, музеев и выставок — на 12%, шоу — на 21%, спорта — на 17%, а детских мероприятий — на 15%. Главным драйвером сектора останется инфляция. Также, по их мнению, на динамику продаж внутри сегментов будут влиять популярность отдельных форматов, эффект высокой базы у театров, музеев и выставок, бум внутреннего туризма, а также увеличение числа кинорелизов с выручкой более 500 млн рублей.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.