К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Советское наследие: почему заботу о себе в России часто считают эгоизмом

Фото Guido Mieth / Getty Images
Фото Guido Mieth / Getty Images
Почему забота о себе так слабо развита в российской культуре? Коллективистская модель, где забота о других ставится на первое место, зачастую затмевала индивидуальные потребности. В СССР это было особенно ярко выражено: личные интересы часто воспринимались как нечто эгоистическое и вторичное по отношению к интересам общества или государства. Forbes Life публикует главу из книги доктора философских наук, автора Telegram-канала «Счастье на научном» Гульнары Красновой о том, почему концепция забота о себе может нести негативную коннотацию в русском языке
Обложка

В последние годы про «заботу о себе» часто говорят  в соцсетях, СМИ, кабинетах психологов и т. д. А книга Ольги Примаченко «К себе нежно»  стала бестселлером и бьет все рекорды по продажам последние два года.

Однако, несмотря на популярность идеи, опрос ВЦИОМ показывает, что только 4% россиян сознательно заботятся о себе. Причем под этим они понимают контроль за своим здоровьем и приемом лекарств.

В то же время большинство (89%) считает себя заботливыми по отношению к детям, супругам, родителям, друзьям, домашним животным. Проявлениями заботы они называют: материальную помощь, выполнение просьб, помощь по любым вопросам, решение бытовых проблем, моральную поддержку.

 

Для сравнения. По данным всемирного опроса Института Гэллапа и Фонда «Благополучие планеты Земля» по 122 странам мира в 2022 г.:

Заботятся о себе – 47,9% респондентов; 

 

Заботятся о других – 27,8%;

Заботятся о себе и других – 22,8%;

Не делают ни того, ни другого – 0,3%. 

 

Почему так?

Я думаю, что преобладание заботы о других у нас связано опять-таки с влиянием коллективистской культуры, когда интересы группы стоят выше собственных. Но есть и другие объяснения, связанные, в том числе, со значением слова забота в русском языке.

Слово «забота» появилось в русском языке в 1731 году в значении тревоги, беспокойства и попечительства о ком-то или о чем-то. Интересно, что корень «зоб-» был также в глаголе «зобать», означавшем «кушать с жадностью и торопливо». Позже появилось слово «забота», которое до настоящего времени сохранило связь со своей ранней формой через значение «то, что (тебя) ест, грызет» и близкое значение к словам «тревога», «беспокойство», «печаль», «страдание».

Для сравнения английское слово «care» появилось на несколько веков раньше. Оно возникло от древнеанглийского «caru» (печаль, тревога, бремя ума, то, что требует серьезного внутреннего внимания), древнегерманского «chara» (крик, плачь) и готского «kara» (горе, беда, уход). Значения «руководство» и «ответственность» появились у слова «care» в XV веке, а значения «взять в свои руки» и «опекать» — в XVI веке. В современном английском языке понятие «care» практически полностью потеряло связь с негативными эмоциями в отличие от русского языка.

Еще одно объяснение я нашла у российской исследовательницы феномена заботы Елены Богдановой, и связано оно с советским периодом нашей истории. Она считает, что проявление заботы к себе в СССР не допускали негласные правила общественных отношений: только «обо всех и обо всем кроме самого себя и своих личных проблем». Выполнение этого правила поощрялось, а невыполнение строго наказывалось. Советский человек был обязан проявлять заботу по отношению к другим, но не мог проявлять заботу по отношению к себе. Если он нуждался в заботе, то он мог попросить об этом и потом ждать.

 

Основным распорядителем заботы в Советском Союзе было государство. Только оно определяло ее форму, размер, направленность в зависимости от объекта заботы, то есть на «заботу» существовала норма. В результате решение личных проблем в то время перестало быть ответственностью отдельного гражданина и стало ответственностью государства. Это логично — если кто-то берется за решение ваших проблем, то зачем их вам самим решать? И это объясняет, почему наши родители, родившиеся и выросшие в СССР, не умели заботиться о себе и нас не научили. Поэтому и они, и мы все ждем, когда кто-то проявит заботу по отношению к нам.

И все же нам нужно научиться это делать. Хотя бы потому, что если мы не позаботимся о себе, то в конечном счете не сможем позаботиться и о других, не говоря уже о качестве нашей жизни и благополучии.

Забота о себе — это не эгоизм или потворство своим прихотям. Это сознательное и активное участие в действиях, которые поддерживают наше физическое, эмоциональное  и психическое благополучие.

Когда мы заботимся о себе, мы становимся более устойчивыми к жизненным невзгодам, больше способны справляться с трудностями и строить здоровую и полноценную жизнь.

 

Как показывают научные исследования, забота о себе может уменьшить стресс, повысить самооценку, улучшить физическое и ментальное здоровье. Как выяснили ученые, люди, которые заботятся о себе, более склонны следить за своим питанием, физической активностью и соблюдать режим сна.

Российский философ Галина Иванченко в свое книге «Забота о себе: история и современность» дала определение счастья как негарантированного и побочного продукта заботы о себе — мне это очень откликается. Забота о себе, по ее мнению, связана с человеческим достоинством, самореализацией и самосовершенствованием, любовью и доверием к себе, но не сводится к ним. Заботу о себе она определяет как трезвое, разумное, деятельное отношение к собственной личности, возникающее из стремления человека к счастью.

Мне нравится такой подход. Он переводит абстрактное понятие «заботы о себе» на язык конкретики. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+