КС признал право пострадавших от насилия обнародовать информацию о случившемся
Конституционный суд (КС) признал право пострадавших от насилия разглашать информацию о случившемся с ними. Об этом сообщается в постановлении суда.
Решение было принято после рассмотрения дела и жалобы россиянки Елены Боголюбской. Женщина долгое время состояла в браке с Олегом Гершманом, в 2014 году у них родилась дочь. Во время брака Боголюбская подвергалась домашнему насилию со стороны мужа. В 2017 году, после того как супруги разъехались, Гершман выкрал их общую дочь, и женщина в течение полутора лет не знала о местонахождении своего ребенка. В отношении Гершмана было возбуждено уголовное дело, и следствие объявило его вместе с ребенком в розыск. Мужчину и девочку удалось обнаружить только в 2018 году в Белоруссии.
После возвращения дочери между супругами началось судебное разбирательство, о котором женщина рассказывала в социальных сетях. Из-за этого Гершман решил подать против бывшей супруги иск о защите репутации. Изначально суд встал на сторону Боголюбской, однако после апелляции мужчины его требования о взыскании морального вреда были частично удовлетворены. Женщина решила обжаловать это решение в Верховном суде, однако он не нашел оснований для пересмотра дела. Тогда Елена Боголюбская обратилась в Конституционный суд, чтобы оспорить часть 1 статьи 152 Гражданского кодекса о защите чести, достоинства и деловой репутации и попросила пересмотреть действующую норму, по которой ее обязали выплатить Гершману компенсацию.
Как пишет «Консорциум Женских НПО», рассмотрев жалобу Елены Боголюбской, в своем решении КС указал на роль судов в защите достоинства и соблюдении баланса прав сторон в гражданских спорах о домашнем насилии и необходимости пересмотра дела россиянки. По сути, как отмечает «Консорциум Женских НПО», Конституционный суд подтвердил решение Верховного суда 2021 года по делу Екатерины Федоровой. В 2019 году журналистка рассказала в соцсетях во время акции «Я не боюсь сказать» о пережитом насилии со стороны соучредителя PrimaMedia Алексея Мигунов. В ответ мужчина подал на нее в суд за клевету. Верховный суд в 2021 году встал на защиту Федоровой и признал, что обвинения рассказавших о домашнем насилии в клевете нужно рассматривать особым образом.
В марте этого года Центр защиты пострадавших от домашнего насилия при Консорциуме проанализировал практику российских судов по аналогичным делам и направил обобщающее заключение, которое подготовили адвокат Валентина Фролова и юрист Дарьяна Грязнова.
«Это большая победа и Елены Боголюбской, и всех других смелых и настойчивых женщин, которые годами доказывали свое право на свободу высказывания о пережитом ими насилии. Принцип прост: человек, рассказавший о тяжелом, травмирующем событии, не должен оказываться за это в суде. Теперь у женщин в России есть решения двух высших судов, защищающих их право говорить о своем опыте свободно и без страха и обязывающих суды рассматривать такие дела с особой тщательностью», — прокомментировала решение КС адвокат Валентина Фролова.