К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Женщин оценили: что продавали и покупали на ярмарке Art Basel в Париже

Фото Art Basel
Фото Art Basel
В открытый после реставрации Гран-Пале на ярмарку современного искусства Art Basel Paris, которая проходила в Париже с 18 по 20 октября, пришли 65 000 посетителей. Что они увидели и купили на стендах 195 галерей (из которых 65 были французскими) из 42 стран мира, рассказывает Forbes Life

В этом году ярмарка сменила название с уклончивого Paris+ par Art Basel на внятное Art Basel Paris, подчеркнув статус сателлита крупнейшей мировой ярмарки Art Basel. Париж стал региональным отделением Базеля вслед за Майами и Гонконгом. Новая ярмарка, вытеснившая в 2022 году прежнюю парижскую FIAC, впервые прошла в отреставрированном к Олимпиаде Гран-Пале, гигантском стеклянном дворце, который соорудили в 1900 году для Всемирной выставки.

Как сообщил президент Hauser&Wirth Марк Пайот, «мощная энергия, дружелюбие и интернационализм на фоне великолепной архитектуры и атмосферы Гранд-Пале подтверждают, что Париж — мировая столица искусства XXI века».

Символы века: Далида, сюрреалисты и Arte Povera

Три главные темы ярмарки — произведения художников-сюрреалистов (100 лет назад, в октябре 1924 года, были опубликованы их первые манифесты), произведения художников Arte Povera и произведения женщин-художниц — были поддержаны большими музейными проектами. 

 

Art Basel Paris показала идеальную синхронизацию городских, музейных и коммерческих проектов. На Вандомской площади выросла инсталляция-гриб Карстена Хеллера. В Пале д’Иена Miu Miu устроил выставку-перформанс. В 10 точках на карте Парижа шла публичная программа. На музейные выставки выстроились хвосты очередей, и даже на VIP-входе на ярмарку, как не без иронии отметили обозреватели, было не протолкнуться.

Ярмарка Art Basel Paris проходила в Гран-Пале

Обновленная музейная экспозиция в Центре Помпиду предложила равноправное представление женщин и мужчин-художников. Убрав в запасники все советское и русское искусство, которое подарили коллекционеры и художники в 2016 году (из советского искусства музей оставил только работы Ильи Кабакова 1974 года и тотальную инсталляцию Ильи и Эмилии Кабаковых «Два времени» 2020 года, по сути реквием художника, посвященный самому себе), в нынешней экспозиции кураторы усилили женскую репрезентацию.

 

4 сентября Центр Помпиду открыл большую ретроспективу художников-сюрреалистов, которая была так и названа напрямую — «Сюрреализм». А в Бирже, парижском пространстве Фонда Пино, с 9 октября показывали выставку, посвященную движению Arte Povera. Художники обоих направлений, возникших по окончании двух мировых войн, много работали с темами изживания травм, вели поиски новых путей искусства. Возможно, именно градус безумия, заданный сюрреалистами и поддержанный Arte Povera в послевоенной Италии, оказался соразмерным нынешнему самоощущению коллекционеров. 

«Далида», Нина Чайлдресс, галерея Art Concept, Art Basel Paris (фото Art Basel)

Женское лицо стало и непосредственным символом ярмарки. На плакатах, заполонивших собой весь город, изображена Далида. Портрет сделан с почти фотографической точностью — она безошибочно узнаваема. С позиции искусства выбор неожиданный для ярмарки, где практически нет фигуративной живописи.

Зато с позиции новой этики выбор безупречный для международного культурного события. Певица и актриса Далида, итальянка, родившаяся в Египте, стала звездой в Париже, она — символ страны. Ее портрет написан Ниной Чайлдресc, американкой, также живущей в столице Франции, и выставлен на ярмарке за €25 000 парижской галереей Art Concept.  

 

Уже в день превью сайт ярмарки подтвердил успех концепции: произведения женщин-художниц сделали рынок. Одной из первых продаж стала работа Джули Мерету, американской художницы эфиопского происхождения, на стенде галереи White Cube — $9,5 млн (рекорд цены на работу художницы —$10,7 млн на Sotheby’s в 2023). Этой весной в  Фонде Франсуа Пино в Венеции, в Палаццо Грасси, весь период Биеннале современного искусства все выставочное пространство занимала именно ретроспектива Джули Мерету. 

Работа Джули Мерету, проданная за $9,5 млн на стенде White Cube (фото Art Basel)

Громкий старт продаж обнадежил галеристов. «Это очень хорошо, учитывая две войны и сумасшедшие выборы», — сказал в интервью Artnet партнер Gladstone Gallery Гэвин Браун.

Летописцы нашего времени

В самом центре ярмарочного пространства, под куполом, на стенде галереи Esther Schipper была установлена римская волчица работы Юлиуса фон Бисмарка. Из дерева, с подвижными суставами на металлических скобах. Она вдруг начинала крениться и осторожно заваливалась на левый бок. Удивленные падением, собирались зрители. Волчица вставала, распрямлялась и вновь падала на бок, теперь уже гораздо сильнее. Но опять вставала. Выдерживала паузу. И теперь уже падала на правую сторону. Вновь вставала. И вновь падала, запрокидывая голову.

Падение римской волчицы собирало вокруг массу любопытствующих. Она двигалась в своем ритме, четко выдерживая паузы. Подвижная скульптура продавалась за €120 000. Но в дни ярмарки не была ни продана, ни зарезервирована. Платить за метафорическое падение Европы зрители не захотели.  

Работа Юлиуса фон Бисмарка на стенде галереи Esther Schipper (Фото Art Basel)

На стенде галереи Mennour  была представлена неоновая работа коллектива Claire Fontaine «Чужеземцы повсюду», давшая название Биеннале в Венеции этого года; цветная скульптура Уго Рондиноне и две работы Райана Гандера, орденоносца Британской империи, заслужившего поистине народную любовь за инсталляции с маленькими кукольными мышками, которые заикаясь пытаются что-то сказать. Одну такую инсталляцию с белой мышкой I am I am I am 2011 года французский миллиардер Франсуа Пино установил на Бирже в Париже, другую, серую, — в Венеции, на Таможне, в пространстве Путо делла Догана. Маленький бородатый человечек, который пытается встать, смешно раскидывая конечности, свежая работа Гандера, была выставлена за £120 000. 

 

В честь столетия сюрреализма часть своей огромной коллекции на Art Basel Paris+ представила семья Нахмад. На стенде, как на подиуме, выставлены работы музейного уровня Александра Колдера, Макса Эрнста, Ива Танги, Жоана Миро, Пабло Пикассо, Джорджо де Кирико, Франсиса Пикабиа. Некоторые только показывали, но какие-то  продавали. На стенде Nahmad Contemporary отметились дизайнер Раф Симмонс, Оуэн Вилсон, Натали Портман.

Полотно Макса Эрнста «Клетка, дрель и черное солнце» 1927 года ушло за €10 млн. Работа Франсиса Пикабиа — за €3,5 млн. «Перспектива «Балкона» Мане» Магритта 1950 года, где художник повторил расположение героев, как на картине Мане, который в свою очередь заимствовал композицию у Гойи «Махи на балконе», но заменил людей гробами, была выставлена за €3,8 млн. 

Другая галерея, сделавшая ставку на коллекцию сюрреалистов, Di Donna представила работы Вифредо Лама, Ива Танги и Алисии Пенальба. Как сообщил галерист Эммануэль ди Донна, покупать ведущих художников XX века — простой выбор для коллекционеров.

Галлерея Di Donna (Фото Art Basel)

Итальянская Tournabuoni продала масштабную «Карту» работы Алигьеро Боэтти, участника Arte Povera, в первый же день превью ярмарки. О сумме сделки галерея не распространялась, лишь с гордостью сообщила, что покупателем стала некая итальянская музейная институция. На стенде этой же галереи холст с разрезом Лучо Фонтаны 1960-х годов, одна из позднейших работ художника, был выставлен за €1,95 млн. Работа ученика Фонтаны, Паоло Скеджи, 1965 года продавалась за €650 000. 

 

Инвестиции в музейных художников

Безупречная, музейная выверенность стендов ведущих мировых галерей традиционно отличает ярмарки Art Basel. В Париже в этом году такая расчетливость особенно бросалась в глаза. У галереи Gagosyan центральную часть занимал холст Пабло Пикассо, рядом — Том Вессельман, Филипп Гастон, Ив Кляйн, Джузеппе Пеноне (последователь Arte Povera, чьему творчеству на выставке в Бирже отведен отдельный зал), Энди Уорхол и Такаси Мураками. Все — художники-звезды, лидеры аукционов, чьи работы заполняют коллекции музеев современного искусства.

В галерее Thaddaeus Ropac «Серп и молот» Энди Уорхола продавался за $750 000. Рядом были выставлены Роберт Раушенберг, Зигмар Польке, Тони Крэгг, Алекс Кац. На стенде White Cube рядом с рекордсменкой Джули Мерету — работы Томаса Шютте, скульптуры Трейси Эмин, живопись Сальвадора Дали, скульптура Энтони Гормли.

Для тех, кто готов собрать коллекцию женского искусства XX и начала XXI века, галеристы отобрали первые имена, проверенные временем, надежные как швейцарский банк. На стенде Gladstone gallery — керамика Розмари Троккель, многократной участницы Венецианской биеннале, чьи работы входят в коллекции ведущих мировых музеев (в Москве ее выставки неоднократно показывал МАММ), продается за €450 000. Барельеф другой германской художницы, принесшей Германии «Золотого льва» на Биеннале в Венеции в 2017 году, Анне Имхофф, у Sprut Wangers выставлен за €150 000. На этом же стенде — классики индустриальной съемки, мастера черно-белой фотографии Берндт и Хилла Бехер, за €160 000. 

На стенде Marian Goodman объект из стекла и металла армянско-германской художницы Наири Баграмян, «Иссекающий. Ущелье» продавали за €400 000. Работа из этой серии есть в коллекции фонда V-A-C, ее выставляли в павильоне «Вагнер» в проекте «Настройки-3» осенью 2022 в ГЭС-2. Год назад скульптуры Баграмян украшали фасад Метрополитен-музея. 

 
На стенде Marian Goodman посетитель смотрит на работу Джованни Ансельмо (Фото Art Basel)

У израильской галереи Dvir, которая расположилась первой у выхода из зоны VIP, были выставлены произведения француженки марокканского происхождения Латифы Эшак, участницы женской биеннале 2022 года в Венеции. Работу за €120 000 зарезервировали в первые же часы работы ярмарки. Абстрактную живопись австрийской художницы Марии Лассниг на стенде Esther Schipper продавали за €700 000.  

Галерея Nathalie Obadia, в прежние годы привозившая выставки в МАММ и участвовавшая в «Да! Moscow», продала гобелен Лор Пруво за €95 000. Это одна из работ серии, созданной художницей для Венецианской биеннале. 

У парижско-нью-йоркской Lelong стенд открывала деревянная женская фигура с развороченным чревом, внутри которого скрывался ягненок, окутанный не то колючей проволокой, не то терновыми стеблями. Черты лица женщины напоминали ритуальную маску, а глаза, выложенные из фрагментов зеркала, словно прожекторы, потоками света пронзали пространство вокруг. Автор — афро-американская скульптор Алисон Сар. Цена работы — €165 000.

Настоящим триумфатором ярмарки стала американка Шейла Хикс, чьи текстильные скульптуры и структуры на ярмарке представляли сразу несколько галерей: Alison Jaques продала две работы за €360 000 и €120 000; Frank Elbar выставляла ее произведения за  $650 000 и за $80 000, а Nachst St. Stephan Rosemarie Schwarwalder предлагала скульптуру из ткани Хикс за €70 000. 

 

Галерея Le Minotaure, много лет продающая художников «парижской школы»,  в этот раз вместе с Робером Делоне (€700 000) и автопортретом Баранова-Россине (€350 000) выставила серию рисунков ню Марии Васильевой. Все восемь рисунков были куплены за €16 000 каждый. Также, как сообщил совладелец галереи Бенуа Сапиро, была продана живопись Фратиншека Купки, пастель Отто Фрейндлиха, гуашь Миро и очень редкий рельеф Леона Тутунджяна 1929 года.

Из современного российского искусства на Art Basel Paris был замечен небольшой холст живущего в Америке художника Сани Канторовского на стенде галереи Capitan Petzel за €50 000. 

За пару часов до закрытия, в последний день ярмарки на Art Basel Paris, на нее приехал президент Франции Эмманюэль Макрон. Галеристы Continua разместили в соцсетях пост, как он осматривает работы французского художника алжирского происхождения, мастера провокаций Аделя Абдессемеда (его скульптуры показывали в «Гараже» в 2009 году среди других работ из собрания Франсуа Пино и на Уральской биеннале современного искусства), многократного участника Венецианской биеннале.

Макрон на фоне Абдессемеда стал живым подтверждением того, что ярмарка Art Basel Paris для Франции не просто возвращение статуса культурной столицы мира, центра торговли искусством и мировых ярмарок, но и вопрос мировой политики.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+