Ротко за $45 млн и российское искусство в Сенегале: новости арт-рынка
Новости рынка: продажи современного искусства за год — $2 млрд
Согласно новому отчету Artprice, мировой рынок современного искусства вырос на 1800% с 2000 года. По словам основателя портала Тьерри Эрманна, за этот период он претерпел глубокие структурные изменения. Один из главных трендов последнего времени — снижение числа многомиллионных продаж, на фоне которого резко выросло число сделок со средней ценой в $5000. Этот сегмент вырос на 6%. На него пришлось более 80% от общего числа сделок, произошедших с прошлого лета. За год суммарный объем продаж современного искусства (работы авторов, родившихся после 1945 года) составил $1,89 млрд. Для сегмента ультрасовременного искусства (произведения художников моложе 40 лет) этот показатель составил $148 млн.
Будущие аукционы: в пользу музея Гурьянова и Ротко за $45 млн
На аукцион Vladey 26 октября выставлены на продажу свыше 30 произведений искусства из личной коллекции художника, барабанщика группы «Кино» Георгия Гурьянова. Наследники художника обещают потратить вырученные средства на создание его музея-квартиры в Санкт-Петербурге (ориентировочный срок открытия — февраль 2026 года, к 65-летию Гурьянова). Суммарный эстимейт подборки «Коллекция Гурьянова» составляет €171 700–224 200. Предаукционная выставка проходит в пространстве Vladey на Неглинной вплоть до дня торгов. Топ-лотами предстоящего аукциона считаются большой живописный «Штурвал» Гурьянова 2000 года (€65 000–75 000) и самый ранний из известных портретов Гурьянова, выполненный Олегом Котельниковым в конце 1970-х (€4000–6000). В €3000–4000 Vladey оценил эскиз к знаменитым «Гребцам» художника (в прошлом году они стали самым успешным лотом декабрьской сессии Vladey Russia; лот ушел с молотка за €95 000. Его купил Дмитрий Разумов в свою коллекцию МИРА).
По словам наследников художника, будущий музей-квартира будет представлять собой пространство с аутентичными интерьерами, задуманными и во многом созданными самим Гурьяновым. Их планируется лишь дополнить музейными стендами и витринами. Сама квартира площадью чуть больше 100 кв. м будет поделена на три основных и два дополнительных выставочных зала. Экспозицию составят архивные документы, музыкальные инструменты, личные вещи, материалы для живописи, антикварная мебель, которую Гурьянов самостоятельно реставрировал, остающиеся в коллекции работы друзей-художников и собрание фотографий. Средства от предстоящего аукциона планируется направить на решение связанных с открытием музея технических и организационных задач. Победители торгов станут официальными меценатами новой институции.
Sotheby’s объявил топ-лот торгов, с которых начнется аукционная активность новой гонконгской площадки, открывшейся для посетителей в конце июля. Изначально планировалось, что торги в Sotheby’s Maison в бизнес-центре Landmark Chater начнут проводить в сентябре, но потом запуск перенесли на 8 ноября. В этот день с молотка обещают пустить абстракцию Марка Ротко «Без названия (Желтый и синий)», оцененную в $30–45 млн. Ранее полотно 1954 года принадлежало обвиненному в финансовых махинациях беглому малазийскому финансисту Джо Лоу. В 2015 году он купил его на Sotheby’s за $46,5 млн.
Прошедшие аукционы: Фрейд, Кунс и Хокни на лондонских торгах
Топ-лотом вечерних торгов Sotheby’s, посвященных искусству XX–XXI веков, которые проходили в Лондоне 9 октября, стала картина Дэвида Хокни «Отель L’Arbois, Сен-Максим». При оценке в £7–10 млн полотно, созданное в 1968 году, было продано за £11,5 млн. Предыдущий владелец купил его в 2011 году за £1,3 млн. Картина была написана художником по фотографии, которую он сделал в Сен-Максим, когда отдыхал там в 1966 году в доме кинорежиссера Тони Ричардсона.
Лондонские торги Christie’s в той же категории, проходившие на прошлой неделе, принесли в общей сложности £82 млн. Как и ожидалось, самым дорогим лотом вечера оказался «Портрет обнаженной (Риа)» кисти Люсьена Фрейда, проданный за £11,8 млн. «Обезьянка из воздушного шара (голубая)» Джеффа Кунса ушла с молотка за £7,5 млн. В общей сложности новых владельцев нашли 89% лотов.
Выручка по итогам прошедших 10 октября торгов Christie’s, полностью посвященным скульптурным работам французского художника Франсуа-Ксавье Лаланна, составила $59 млн. Большинство из 70 выставленных на продажу лотов ушли с молотка с многократным превышением эстимейта. Например, цена «Большого кентавра» составила $7,5 млн, что в шесть раз дороже оценочной стоимости.
Итоги лондонской ярмарки Frieze и московского маркета WIN-WIN
C 12 по 13 октября на «Винзаводе» проходил очередной осенний маркет современного искусства WIN-WIN, на этот раз собравший 115 участников. Посетителей впервые пускали по билетам (раньше вход был бесплатным). Как отмечали художники, это сказалось на посещаемости. Но некоторым все равно удалось полностью распродать свои работы еще в день открытия: на второй день маркета стол Яны Сахно уже пустовал (ее яркие керамические фигурки-Блобы раскупили почти сразу), а стены у других авторов заметно поредели (о том, чтобы не выходить во второй день, подумывал и Виталий Тюрлик, успешно распродавший многие из новых текстильных работ).
Текстильному искусству на этот раз была посвящена целая секция FOCUS. Ее куратором выступил основатель галереи Atelier Choutko Евгений Шутко. Собственный стенд он отдал под работы именитых авторов, включая Гошу Острецова и Марию Арендт. «Мы не столько гнались за продажами, сколько хотели продемонстрировать разнообразие и возможности текстильного искусства и в целом поднять планку мероприятия», — подчеркнул Шутко. При этом он отметил, что в целом большинство сделок в его секции совершалось в ценовом диапазоне от 2000 до 35 000 рублей, хотя были и отдельные продажи до 100 000 рублей. «Был интерес и к более дорогим предметам, которыми потенциальные покупатели заинтересовались, но не были готовы сразу заплатить несколько сот тысяч», — добавляет Шутко.
Хорошие впечатления остались от маркета и у Анастасии Уткиной, директора Textura Gallery. «Большого ажиотажа не было, но работы приобретались вдумчиво и неспешно нашими постоянными покупателями и подписчиками», — отмечает Уткина. Со стенда Textura Gallery в общей сложности ушло порядка 30 работ по цене от 4000 до 30 000 рублей. На второй день галерея полностью сменила экспозицию.
Художница Елена Шарганова, выпускница десятого сезона «Открытых студий», отмечает, что среди посетителей, которых в целом было меньше, чем прежде, преобладали люди, уже неплохо знакомые с современным искусством. «Общения было много, но люди в принципе не были готовы к дорогим покупкам. По-моему, средний чек был порядка 1000–10 000 рублей», — добавляет Шарганова.
Художница Катя Улитина участвовала в WIN-WIN в составе галереи «Е.К.АртБюро», на стенде которой были представлены работы как молодых, так и именитых авторов. Дебютировала на маркете с персональным стендом Юлия Санжаревская, продавшая за два дня 10 работ по цене от 2500 до 25 000 рублей. «Самую дорогую работу купили играючи и до сих пор так и не забрали», — отмечает художница. Осталась довольна продажами и Анна Зыкина, соосновательница ArtTube Editions. Больше всего внимания на стенде галереи привлекали «Пушистые собачки» Тары Тарабцевой и платки с принтами Алены Федоткиной. «Радует появление детской зоны и работа с большими инсталляциями — большой плюс к общей организации», — говорит Зыкина.
В Лондоне с 9 по 13 октября проходила ярмарка Frieze, объединившая в этом году 160 галерей из 43 стран. Звездными гостями открытия стали Билл Мюррей, Микки Рурк, FKA Twigs, Бенедикт Камбербэтч и Том Форд. Главной продажей превью стала картина Аршила Горки «В темноте» (1947), ушедшая со стенда Hauser & Wirth за $8,5 млн. В тот же день галерея David Zwirner продала две картины Яеи Кусамы ($670 000 и $720 000), а White Cube подтвердила продажу четырех бронз Трейси Эмин (по $450 000 каждая).
Музейные новости: грант в $25 млн для MFA и новый глава попечительского совета Еврейского музея
Музей изящных искусств Бостона (MFA) получил $25 млн от фонда Wyss Foundation. Средства планируется направить на реконструкцию крыла современного искусства. Проект бюро Annum Architects также предусматривает создание четырех новых залов, которые будут открываться для зрителей постепенно вплоть до следующей весны. Три из них будут названы в честь швейцарского предпринимателя и мецената Хансйорга Висса, чей фонд пожертвовал музею средства.
Годовой отчет о деятельности Еврейского музея и центра толерантности был представлен на ежегодном заседании Попечительского совета институции. Как следует из отчета, с октября 2023-го по сентябрь этого года музей посетили более 500 000 человек. Новым председателем Попечительского совета музея был избран бизнесмен Вадим Мошкович, сменивший Александра Клячина.
Выставки: в Москве, Сенегале, во Франции и в Турции
Московская Lumiere Gallery до 16 марта следующего года показывает выставку шотландского фотографа Альберта Уотсона, включая портреты таких знаменитостей, как Альфред Хичкок, Кейт Мосс, Ума Турман, Майкл Джексон. В экспозицию вошли 16 авторских отпечатков, в том числе работы, созданные для модных брендов Vivienne Westwood, Lanvin и Issey Miyake. Специально для выставки галерее был предоставлен происходящий из частной коллекции «зеркальный» портрет Майкла Джексона, созданный к выходу альбома Invincible и концертному туру музыканта в 1999 году.
В Музее африканских цивилизаций Дакара (Республика Сенегал) с начала октября проходит выставка «Творить чудеса», куратором которой выступила Ирина Горлова. Это первый масштабный показ российского современного искусства на африканском континенте. В экспозицию вошло более 20 произведений 12 современных художников разных поколений от Нины Котел, Владимира Наседкина и Аллы Урбан до Аси Заславской и Славы Нестерова. «Визитной карточкой» проекта стал световой объект Леонида Тишкова «Частная луна», который последние 20 лет путешествует по всему свету, результатом чего стала серия фотографий.
На парижской площадке Фонда Tora and Art при поддержке Sarah Vinitz Foundation до 31 октября проходит выставка «Рассказы о ксенофобии». Проект собрал произведения самых разных современных художников, включая таких российских авторов, как Александр Дашевский, Павел Пепперштейн, Валерий Чтак, Дмитрий Гутов, Елена Ковылина, Олег Кулик, Светлана К-лие и другие. Все они выстраиваются вокруг знаменитых слов Жан-Поля Сартра «Ад — это другие», затрагивая темы ксенофобии и идентичности.
Московская Sistema Gallery c 24 по 27 октября будет участвовать в 12-й ярмарке Contemporary Istanbul. В Стамбул галерея повезет работы Даши Мальцевой, Дарьи Калугиной, Саши Кокачевой. По словам галеристки Анастасии Волковой, произведения всех трех художниц объединены темой обращения к прошлому и работы с памятью.
До конца этой недели в Зверевском центре проходит выставка работ Владимира Потапова, посвященная истории поселка Аджером (Республики Коми), который в 1930-е был центральным отделением Локчимлага, одного из лагерей системы ГУЛАГ. Проект исследует процессы трансформации бывших лагерных сооружений, которые сегодня переоборудованы для гражданских нужд. В отдельных работах раскрываются случаи того, как историческое наследие продолжает жить в повседневности поселка через архитектуру и самые разные практики, включая эксперименты по выращиванию арбузов в суровом северном климате.
Инвестиции и фонды
Создатели маркетплейса MyInvest.Art токенинизировали работу Юрия Злотникова, предоставленную галереей pop/off/art. На платформе Московской биржи было выпущено 900 цифровых финансовых активов (ЦФА) с доходностью 22% годовых. Стоимость всей работы составляет 900 000 рублей, а цена каждой отдельной блокчейн-доли — 1000 рублей. Основатель MyInvest.Art Владимир Шабасон называет это «первой в России успешной токенизацией произведения современного искусства».
Основанный в 2021 году Фонд современного искусства MaxArt объявил о планах своего развития на ближайшие полтора года. До конца 2025 года акцент планируется сделать на трех направлениях: развитие арт-резиденций в Перми и других российских регионах; формирование и пополнение коллекции фонда, в первую очередь сосредоточившись на молодых художниках; сотрудничество с дружественными арт-институциями и участие в ярмарках. Реализации этих целей предшествовала реорганизация структуры фонда и его ребрендинг. В следующем году фонд MaxArt собирается открыть выставку при поддержке фонда «ОМК-Участие», а также планирует показать часть собственной коллекции на площадке пермского Центра городской культуры, который в этом году стал «Институцией года» на ярмарке Cosmoscow.