Новая рутина: как система «умный дом» меняет наши представления о комфорте
Победной поступью
Наши дома и квартиры «умнеют» с каждым годом. Новые технологии все эффективнее помогают превращать жилье в многофункциональное пространство, адаптируя его к потребностям жильцов и городскому контексту. Об этом свидетельствуют сухие цифры: в 2023 году спрос на товары для умного дома в объединенной розничной сети «Мегафона» и Yota увеличился на 90%.
Согласно данным недавнего исследования GfK о знании систем умного дома и их использовании в России, 52% россиян, проживающих в крупных городах, уже активно используют такие устройства, а 23% намерены начать пользоваться ими в ближайшее время.
При этом речь уже давно не только о колонках с голосовыми ассистентами, бытовых приборах, всевозможных датчиках, розетках или выключателях, которые делают проще и комфортнее жизнь конкретного человека, — такие технологии активно применяют девелоперы и архитекторы сразу на этапе проектирования и строительства многоквартирных домов и бизнес-центров. Это позволяет автономно управлять техникой и системами жизнеобеспечения зданий и быть готовым к самым разным сценариям.
Впрочем, на этой стадии технологии довольно дороги и сложны во внедрении и эксплуатации, нас же интересует то, как разнообразные устройства помогают облегчить жизнь конечного пользователя.
Локомотивом этого рынка стал огромный (по сравнению с остальными) сегмент умных колонок. С их распространением интегрировать умный дом стало удобнее: большинство устройств крупных производителей работает в рамках популярных экосистем.
«В 2023 году только один рынок умных колонок с голосовыми помощниками превысил 40 млрд рублей. В первой половине этого года он показывает рост около 50%. Даже если темпы снизятся, рынок умных колонок в 2024 году должен выйти за 55 млрд рублей. Что касается умных камер, розеток, шлюзов, кнопок, датчиков оповещения, движения, защиты от проникновения, то в прошлом году по сравнению с 2022-м прирост продаж этих устройств в штуках составил 97% (с 1,8 млн до 3,5 млн), а в деньгах — 83% (с 5,6 млрд до 10,3 млрд рублей)», — оценивает объем средств, инвестируемых россиянами в технологии и гаджеты для умного дома, заместитель директора по стратегическому развитию IT-холдинга Fplus Станислав Солтицкий.
Мода и простота
Чем продиктован рост интереса россиян к таким устройствам? Во-первых, дело в простоте, считает руководитель группы продуктового управления «Умного дома с Алисой» Александр Тимченко: «Постепенно развенчивается миф о том, что умный дом можно создать только на этапе ремонта: люди стали создавать разной сложности экосистемы как в своих, так и в съемных квартирах. Еще одна причина — иметь умный дом стало модно».
Интерес людей к умным устройствам в России обусловлен ростом потребности в оптимизации домашнего хозяйства и личного времени, безопасности дома и автоматизации бытовых процессов, рассказывает cтарший категорийный менеджер Группы «М.Видео-Эльдорадо» Ирина Страту. Интерес к категории стал расти во время пандемии коронавируса и длительного пребывания людей дома, считает она. «После отмены ограничений часть россиян осталась работать из дома и, следовательно, продолжила улучшать свои условия и повышать качество жизни, — рассуждает Страту. — А к хорошему, как известно, быстро привыкаешь».
Понятийный аппарат
Что же такое умный дом и зачем он нужен? В нескольких словах: это набор устройств в квартире и около нее, которые взаимосвязаны и управляются из единого центра. Таким центром может быть, например, смартфон или колонка с голосовым помощником (или оба вместе).
Базовая идея умного дома — облегчение рутинных операций, которыми наполнена наша повседневная жизнь. Но если говорить об основных функциях, которые выполняет умный дом, то они обычно сводятся к трем компонентам: безопасность, комфорт и сбережение ресурсов.
Первый реализуется с помощью различных интеллектуальных датчиков, которые могут фиксировать протечки воды, возгорание или задымление, несанкционированные проникновения в дом, включать камеры наблюдения и записывать происходящее. Второй достигается благодаря тому, что с помощью гаджетов и нужных настроек (в том числе автоматических сценариев в мобильном приложении) система может регулировать температуру, освещение, уровень влажности, включая в заданное время и при выставленных условиях бытовую технику. Третья же составляющая позволяет экономить ресурсы, включая лампы или кондиционер только тогда, когда это действительно необходимо, то есть прежде всего в присутствии человека.
Соблюдение протокола
Одной из наследственных проблем умного дома с точки зрения массового рынка было разнообразие протоколов, то есть «языков», на которых умные устройства общаются между собой. Поэтому основное движение в сегменте умного дома в последние годы связано со сближением и взаимной интеграцией устройств, чтобы пользователям не приходилось думать, что с чем работает, разъясняет Станислав Солтицкий: «Именно в этом состоит главный пафос продвигаемого мировыми IT-гигантами нового протокола Matter. Российские производители тоже следуют тренду».
Разобраться в работе протоколов, на базе которых работают эти устройства, бывает непросто, подтверждает Тимченко: «Чаще всего они указаны прямо на упаковке конкретного девайса: если видите Zigbee, проверьте, поддерживает ли его ваша колонка, или обзаведитесь хабом. С протоколом Matter проще — он появился не так давно как раз с целью упростить жизнь миллионам людей». Кроме того, этот протокол позволяет работать умным устройствам в офлайн-режиме, уточняет Ирина Страту.
Хитрости устройства
Сегодня система умного дома обычно состоит из двух главных элементов — управляющего центра, то есть некоего «главного устройства» (хаба), и интеллектуальных датчиков (розеток, камер и прочих домашних гаджетов), которые чаще всего по беспроводным протоколам связи соединяются с хабом. «Существуют разные девайсы: лампочки, датчики температуры или движения, которые в рамках сценария могут управлять климатом и светом, умные камеры, роботы-пылесосы и т. д.», — объясняет Александр Тимченко. Хаб, которому пользователь отдает команды, эффективно управляет ими — часто это умная колонка, подключенная к Wi-Fi.
«Например, когда вы просите «Алису» в «Станции» включить лампочку, она отправляет запрос на сервер «Яндекса». Там алгоритмы распознают речь, и запрос отправляется в облако производителя. Наконец, сервер производителя отправляет команду на вашу лампочку», — говорит Тимченко.
Компактная сборка
Самый популярный и базовый комплект умного дома — хаб, умные лампочки и розетки. В России таких девайсов очень много, и у пользователей действительно есть выбор. Обычно эти устройства «общаются» с колонкой напрямую через Wi-Fi. Далее к ним добавляются роботы- пылесосы, реле для штор, чтобы не просыпаться раньше времени от солнечного света, и умные датчики, чтобы управлять климатом, перечисляет Тимченко.
В умном доме нет ничего обязательного, все зависит от желания пользователя. «Кто-то хочет, чтобы одной кнопкой или одной голосовой командой у него активировался сценарий подготовки ко сну — закрывались занавески, выключался свет (или переключался на ночное освещение), включался кондиционер, — размышляет Станислав Солтицкий. — Кто-то просто хочет поставить одну камеру, чтобы наблюдать за собакой».
Например, по команде «Я дома» колонка включит умный чайник, с помощью умных розеток — увлажнитель воздуха и гирлянду, после — светодиодную ленту в гостиной и, наконец, любимую песню. Можно настроить и сценарии без прямой команды — привязанные ко времени суток или показателю на датчике температуры. Многие вендоры предлагают стартовые комплекты устройств, в которые, помимо хаба, входит набор датчиков.
Какие задачи могут выполнять устройства умного дома? В базовые системы часто входят управление освещением и розетками, функции домофона и охранной сигнализации. Кроме них, в состав могут входить датчики температуры, влажности, задымления, утечки газа, мониторинга качества воздуха, движения или присутствия, разбития стекла, открывания окон или дверей.
Конечно, бытовые приборы, поддерживающие работу в умном режиме (кондиционеры, светильники, чайники, пылесосы, кофемашины и т. д.), также являются составной частью системы. Например, большой выбор техники (кофемашины, блендеры, тостеры, пылесосы и другие устройства), которую можно интегрировать в систему умного дома, предлагает Bork. Если зарегистрировать технику в приложении Bork и добавить свой аккаунт там в приложение «Дом с Алисой», все поддерживаемые устройства подключатся к голосовому помощнику автоматически. Управлять ими и настраивать различные сценарии использования можно в мобильном приложении.
Чтобы собрать свою экосистему умного дома, можно объединять устройства разных вендоров — так будет доступен больший функционал, но остановить свой выбор на одном производителе, чтобы свести к минимуму сбои, надежнее. Выбор за пользователем.