К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

У меня лапки: что такое вооруженная некомпетентность и почему удобно быть беспомощным

Фото Getty Images
Фото Getty Images
«Ты же знаешь, я не умею», — такую фразу можно услышать и от коллеги, которому уже множество раз объясняли, как отправить факс, и от партнера, никак не способного запомнить, где включается стиральная машинка. Это поведение описывается термином «вооруженная некомпетентность», который стал популярен благодаря TikTok. Forbes Life рассказывает, как мнимая беспомощность оказывается оружием для защиты собственных интересов в ущерб другим

— А куда девать эту крышку? — мужчина на видео с недоумением вертит ее в руках. 

— Оставь, я сама положу, — устало говорит ему женщина, которая моет посуду, отмечая, что вместе они живут далеко не первый год. 

Сегодня под хэштегом #weaponizedincompetence TikTok выдает множество роликов с миллионами просмотров. В них, как правило, женщины рассказывают о поведении партнеров-мужчин, которые едва справляются с домашними обязанностями. Например, приносят продукты, но забывают убрать их в холодильник; берутся за уборку, но без конца спрашивают, где моющие средства; остаются с ребенком, но не знают, чем его занять; убираются на кухне, выставив батарею бутылок на столе. В результате дела завершает автор видео. 

 

Дословно weaponized incompetence переводится как «вооруженная» или «стратегическая» некомпетентность. Понятийно — как притворная беспомощность; несостоятельность, которая используется в качестве оружия для защиты своих интересов. Если кратко — «я не могу, у меня лапки». Применяя такой психологический прием, человек независимо от пола притворяется беспомощным, чтобы саботировать выполнение задач, которые ему не нравятся. Они при этом становятся заботой кого-то другого. 

 «Я бы помог, но ты справишься лучше»

Термин появился еще в 2007 году благодаря статье The Art of Showing Pure Incompetence At an Unwanted Task (дословно: «Искусство демонстрировать полную некомпетентность в том, что не хочешь делать») в издании Wall Street Journal. Стивену Кроули, руководителю отдела кадров, удалось саботировать нежелательное поручение начальства по организации пикника: он приложил все усилия для того, чтобы показаться бестолковым и беспомощным. «На любые просьбы или предложения он отвечал вопросами и комментариями вроде «как вы это делаете» или «помогите мне вспомнить, почему мы об этом говорим». В итоге ответственность за мероприятие была перераспределена», — описывалось в материале. 

 

В русском языке существует сходное, но более грубое выражение «косить под дурачка». Вполне дееспособный человек утверждает, что не в состоянии позвонить подрядчику, заменить лампочку, приготовить ужин, сходить в магазин, присмотреть за ребенком. «Ты же знаешь, я не умею»,  «Я бы помог, но ты справишься лучше», «Я буду возиться с этим целую вечность», «Я сейчас очень занят. Не мог бы ты сделать это вместо меня?», «Я не знаю, как это правильно сделать. Может, ты попробуешь?», «Ой, а где у него кнопка?» — типичные фразы, которые можно услышать в этот момент. 

«Вооруженная некомпетентность передает демонстрацию собственной беспомощности с целью, чтобы от человека отстали или сделали что-то для него и вместо него. Такое явление обычно встречается в системе семейно-бытовых и деловых отношений», — говорит Forbes Life клинический психолог Наталья Иванова. Она объясняет, по каким признакам можно определить, что партнер или коллега использует вооруженную некомпетентность. 

  • Происходит неравное разделение труда: раз за разом проявляется поведенческий паттерн, при котором один человек «подчищает» за другим или полностью выполняет его работу несмотря на договоренности как на деловом, так и на семейном уровне. Например, только один партнер убирается в доме, только один делает презентацию в совместном проекте;
  • Игнорирование проблем: кран течет месяцами, посуда не мыта с вечера, дедлайны провалены;
  • Второй человек взваливает всю ответственность на партнера: «Как, ты не забронировал отель? Ты же знаешь, у меня нет времени. Как, ты не подготовил отчет? Я же говорил, что ухожу в отпуск»;
  • Если он все-таки принимает участие в процессе, то использует различные отговорки; задает бесконечные вопросы, вроде «А куда складывать? А где у нас пылесос?»;
  • Тот, кому приходится выполнять всю работу, чувствует негодование и злость, потому что он или переделывает за своим партнером, или много раз просит его об одном и том же;
  • Человек понимает, что ему лгут, прикрываясь беспомощностью. 

«Помоги, я же маленький»

В клинической практике вооруженная некомпетентность может рассматриваться как вид манипуляции, проявление инфантилизма или форма газлайтинга. «Насколько модель такого поведения оказывается осознанной у взрослых, говорить сложно, однако она прослеживается уже с детских лет», — делится наблюдениями с Forbes Life детский психолог и нейропсихолог Наталья Дорохина. 

 

К примеру, ребенок в рамках диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста должен уметь собирать пазл. «Есть дети, у которых действительно возникают проблемы с восприятием, поэтому им бывает сложно справиться с задачей. Но есть и такие, которые прекрасно знают, как это сделать, но пытаются подключить взрослых к процессу, всем видом показывая, что ничего не получается. При этом как психолог я понимаю, что уровень интеллекта ребенка соответствует возрастным нормам», — описывает Дорохина. 

Эксперт отмечает, что родители и сами зачастую не дают возможности детям справиться с посильной задачей: активным вмешательством они как бы подтверждают его беспомощность. Ребенок понимает, что есть люди, чье участие решает все проблемы: «Закатился мячик под диван? — Сиди, котик, я достану. Потерял ключи? — Не плачь, сейчас найдем». При этом виновник суеты, как правило, в процесс не вовлечен. «Просто это дело привычки, когда кто-то выполняет работу вместо тебя, — делает вывод Наталья Дорохина. — И такой сценарий переносится во взрослую жизнь». 

Специалисты подчеркивают, что вооруженная некомпетентность вызывает пассивную агрессию и недоверие, превращает отношения в рутину, а недостаточный вклад мужчины в домашние дела приводит к снижению либидо у женщины — все это негативно сказывается на взаимодействии на работе и в семье.

Для того чтобы изменить этот сценарий, психолог Наталья Иванова рекомендует:

  • Проговорить проблему; открыто высказать партнеру недовольство. В деловом контексте эффективнее всего продублировать сообщение письменно: «Вот твои обязанности. Вот мои. Они прописаны в договоре. Делать за тебя работу я не буду». В сфере семейно-бытовых отношений можно апеллировать к чувствам и эмоциям: «Я расстроен(а). Я тоже устал(а)». Здесь важно не обвинять или переходить на личности, а решать конкретную задачу: «Ужин не готов, значит мы или сидим голодные, или готовим вместе»;
  • Выслушать. Дать партнеру объясниться. Постараться понять причины такого поведения; возможно, это происходит на подсознательном уровне;
  • Высказать пожелания. Сформулировать, что вы хотите и на что готовы или не готовы пойти. Постараться договориться. От вооруженной некомпетентности можно избавиться, но при условии, что обе стороны настроены решительно;
  • Если ситуация повторяется, следует задуматься: «Почему я принимаю в этом участие? Каким я боюсь показаться окружающим? Зачем мне нести бремя вины и ответственности за другого?». Возможно, обращение к специалисту поможет выявить скрытые мотивы. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+