Разбираться в новом, а не запрещать: Дарья Золотухина — о воспитании нового поколения
Помню, как мой пятилетний сын в ответ на обещание поиграть с ним через 10 минут впервые попросил умную колонку: «Алиса, засеки 10 минут». Я так никогда не делала — может быть, максимум ставила таким образом таймер во время готовки. Современные дети растут в ситуации нативной адаптации к технологиям — осваивают их быстрее, чем большинство взрослых. Это принципиальное отличие от нашего детства, когда взрослые знали и делали все лучше, чем ребенок. И это какая-то новая логика взросления, которую нам, родителям, предстоит освоить.
Еще я часто замечаю в современных детях не по годам развитый эмоциональный интеллект. Накануне рождения второго ребенка мой старший сын (ему на тот момент было семь лет) признался, что испытывает злость, потому что внимание мамы придется делить с братом. Меня поразило, как точно он назвал свои чувства. В этот момент, как и в ситуации с Алисой, я подумала: «О, этот мальчик будет другим, непохожим на меня».
Умение называть свои эмоции, проявлять осознанность и способность к саморегуляции — то, с чем сегодня в психотерапии работают многие взрослые, а топ-менеджеры приходят за развитием этих тонких навыков в коучинг. Возможно, более развитые эмоциональный интеллект и эмпатия у наших детей и есть следствие растущей осознанности нашего поколения: многие мои друзья и коллеги используют коучинговые приемы как в отношении своих команд, так и в воспитании детей.
И это здорово.
Мы восхищаемся, как быстро наши дети адаптируются к стремительно меняющемуся миру, но и переживаем: а что, если с развитием искусственного интеллекта наши дети разучатся думать и учиться и гаджеты их полностью захватят? Какое будущее ждет наших детей — более открытых, эмпатичных и ранимых?
У современных детей жизнь не разделяется на онлайн и офлайн: во втором классе школы моего сына уже просят использовать планшет для учебы, да и вся семья в течение дня в ноутбуках и телефонах, поэтому запрещать гаджет ребенку — все равно что запрещать разговаривать. К сожалению, в школах и среди части родителей пока нет осознания, что в цифровом мире есть навыки коммуникации, критического мышления, сложный поиск и анализ информации. В итоге все часто сводится к запретам из-за того, что взрослые сами этими навыками владеют слабо или не находят времени разобраться. И дети учатся таким вещам по наитию, хотя многие исследования говорят нам, что эти навыки уже дают огромное конкурентное преимущество.
В прошлом году мы в Яндекс Учебнике сделали курс по нейросетям для учителей информатики: мы показывали, как их можно использовать при подготовке к уроку и проверке заданий. Курс прошли уже более 5000 учителей, и это говорит об огромном потенциале искусственного интеллекта в образовании — для повышения доступности и качества обучения. Я сама все еще учусь использовать гаджет в образовательном процессе своих детей. В частности тому, как сделать этот процесс нескучным: найти аргументы для споров, написать сочинение в формате твитов литературного героя или разобраться, как сделать подборку рилзов по бытовой химии. Здорово показать ребенку, что чат-бота можно не только использовать как поисковую строку, но и прокачивать с ним новые навыки.
Например, навык, который, можно сказать, только выходит на сцену: умение ставить задачу. Формулировать для нейросетки задание, уточнять его в процессе, вести диалог с чат-ботом, проверять результат — все это становится важным, когда у каждого из нас появляется в кармане ассистент, способный увеличить нашу эффективность. Все это требует освоения новых знаний — прежде всего, нами, родителями, — чтобы cуметь создать образовательную среду для своих детей в стремительно меняющемся мире технологий.
Вопреки популярному мнению о том, что молодые люди сегодня в меньшей степени определяют себя через профессиональную деятельность, больше ценят баланс и ментальное состояние, меньше проявляются как «достигаторы», скажу, что в своей профессиональной деятельности наблюдаю множество обратных примеров. Лично знаю двух школьников, которые вышли к нам работать в 11-м классе, параллельно учась в кружке для олимпиадников и поступая в НИУ ВШЭ. И в целом каждый год к нам на стажировки приходит больше 2000 студентов и вчерашних выпускников.
Уверена, что у молодого поколения огромные запасы мотивации профессионально развиваться,. Просто сегодня, действительно, изменилась среда и есть выбор: пойти в корпорацию или стартап, фрилансить не на полную занятость, работать и учиться, быстро осваивать новые знания и навыки на обучающих онлайн-платформах, создавать контент и монетизировать свой блог.
Признаюсь, что меня саму не очень-то обрадовало, когда мой сын заявил, что мечтает стать блогером (а не математиком, архитектором — подставьте свое). Но я нашла время и силы придумать, как заинтересовать его снять первый влог об архитектуре и попробовать вместе сгенерировать в нейросети макеты самых странных и фантастических домов.
Осознание того, что наши дети непохожи на нас и что наши отношения с ними меняются, может сбивать с толку и ставить под сомнение нашу компетентность как родителей. Сейчас у меня на руках второй младенец, и думаю, что он будет еще более непохожим на наше поколение и на первых детей. Не вижу здесь более плодотворной и динамичной стратегии, чем направить свою энергию и силы на то, чтобы учиться самим, разбираться в новых технологиях и навыках, нежели упорствовать в попытках контроля и ограничений, превращающих нас в камень. Здорово, что дети могут стать нашими учителями, подталкивая к творчеству, способностям и качествам, которые по какой-то причине мы считали неприемлемыми. Уверена, эти новые стороны и ценности несут в себе огромную энергию и могут стать толчком к кардинальным переменам в нас самих.
Над съемкой работали:
- Ф о т о г р а ф : Борис Борзо
- С т и л и с т : Александр Челюбеев
- П р и ч е с к а и м а к и я ж : Екатерина Долгова
- П р о д ю с е р : Эмма Григорьева