В этом году Лондонская неделя моды празднует свое 40-летие, оставаясь верной своей главной задаче — открытию и поддержке молодых талантов. Поэтому, в отличие от Милана или Парижа, здесь большую часть календаря традиционно занимают показы молодых дизайнеров в рамках инициативы Британского модного совета NEWGEN и любимого инсайдерами инкубатора талантов Fashion East. Среди других хайлатов недели: дебютный показ Edeline Lee — именно в ее платьях на официальных мероприятиях появляется новая первая леди Великобритании Виктория Стармер; первая коллекция женской одежды SS Daley (певец Гарри Стайлс теперь не только один из звездных клиентов бренда, но и главных инвесторов), который получил в этом году премию королевы Елизаветы II за вклад в британскую моду; долгожданное возвращение на подиумы Nensi Dojaka и показы-блокбастеры от лучших талантов Великобритании — JW Anderson, Erdem, Simone Rocha и Burberry под креативным руководством Дэниела Ли.
Кульминацией праздника моды стала встреча лидеров индустрии и дизайнеров в понедельник вечером на Даунинг-стрит, 10. Это верный признак, что новый премьер-министр из Лейбористской партии Кир Стармер сделает все, что в его силах, чтобы помочь молодым дизайнерам и модной индустрии в целом, которая заметно пошатнулась после Brexit, встать на надежные экономические рельсы. Такая поддержка критически важна для молодых дарований, чтобы превратить свой бизнес в JW Anderson, McQueen или Simone Rocha будущего (к слову, Роша и Андерсон — выпускники инкубатора Fashion East, а Маккуин прошел через программу NEWGEN). Важна она и для Лондона как города и столицы моды, чтобы сохранить свой уникальный статус места, где загораются новые модные звезды, и привлечь сюда лидеров и инсайдеров индустрии, которые в последние годы обходили его стороной, фокусируя свои силы на других неделях моды — в Милане и Париже, где показываются главные игроки люксовой индустрии.
«Лондон был первым местом, который предоставил мне платформу, и я всегда буду верен ему», — поделился своими мыслями Джонатан Андерсон, когда его спросили на бэкстейдже, планирует ли он продолжать показывать женские коллекции в Лондоне, так как традиционно он представляет мужскую моду в Милане, а свои работы для Loewe — в Париже. «Многие из величайших талантов родом из Лондона. И если мы не будем поддерживать провалы, удачи и яркие эксперименты, то в чем смысл Лондона на данном этапе? В жизни не все про бизнес». Но когда творческая энергия и бизнес-стратегия идут рука об руку, это лучший рецепт успеха даже в самые неспокойные экономические времена.
Новая чувственность
Следующей весной лондонские дизайнеры в один голос призывают нас вспомнить про любимые короткие юбки, облегающие силуэты, корсеты и почти прозрачные ткани. Например, JW Anderson в своей коллекции, созданной исключительно из четырех материалов — шелка, кашемира, кожи и пайеток, сделал акцент на мини-платье, которое дизайнер обыграл в самых необычных вариациях.
Nensi Dojaka отметила свое возвращение на лондонские подиумы после годичного перерыва коллаборацией с Calvin Klein (она уже доступна онлайн), которая сделала ее фирменные облегающие платья и боди еще более чувственными. Di Petsa посвятили свою коллекцию под названием «Мое тело — это лабиринт», вдохновленную мифом об Ариадне и Тесее, божественным силам, богам и грешникам и сосредоточилась на драпировках, максимально прилегающих к коже и сетке в самых ярких оттенках деграде.
Chet Lo отдал дань уважения самой важной женщине в своей жизни — маме Май-Ва Чунг и ее уникальной карьере одной из первых женщин-программистов: чтобы показать ее силу и уязвимость, Ло играл с полупрозрачными тканями и создавал новые 3D узоры с шипами.
Дуэт Александра Арсено и Шарлотты Ноулз, стоящий за лейблом KNWLS, представили горячую и энергичную коллекцию платьев приталенного кроя, кожаных доспехов и корсетов, мастерски ссылаясь на своих любимых кутюрье Аззедина Алайя, мадам Гре и Джона Гальяно. А Паоло Карзана пригласил гостей в свой дом в Хакни, а точнее, в его задний сад, где наглядно показал свое видение чувственности с его нежными поэтичными силуэтами на грани прошлого и будущего, окрашенными вручную, и подарил нам немного модной магии, которая запомнится надолго.
Блеск, пайетки и конфетти
На этот раз Дэниел Ли посвятил свою весенне-летнюю коллекцию для Burberry радости и дополнил летний гардероб платьями и топами с блестками, идеально подходящими для бесконечных летних ночей и музыкальных фестивалей. А если пойдет дождь? Без паники, Ли позаботился о вас: дизайнер предлагает накинуть на плечи парку, дождевик или почти невесомый тренч из поплина. В своей коллекции, посвященной мини-платьям, JW Anderson украсил шелк пайетками, добавив неожиданную ноту гламура в свое авангардное видение моды.
Simone Rocha впервые включила в свою коллекцию джинсовые вещи и украсила их сверкающими кристаллами. Sinead Gorey в этом сезоне обращается к традиционному школьному выпускному, переосмысливая классическое мероприятие через свою призму девчонки, которая обожает вечеринки: в ее мире настоящие королевы бала — это гранжевые антигероини, которые любят мини, красно-черные отсылки к «Битлджусу» и не боятся добавить несколько лишних блестящих деталей — крупных страз или металлизированной шнуровки на корсете.
Роксанда Илинчич (Roksanda) представила свою новую коллекцию на 17-м этаже лондонского Space House: модели, одетые в бальные платья с блестящими деталями, напоминающими самые стильные рождественские украшения и мишуру, прокладывали свой путь по подиуму против ветра с умопомрачительным круговым обзорным видом на Лондон.
Ни одна коллекция Erdem не обходится без вышивки пайетками, и этот сезон не стал исключением: дизайнер исследовал границы между женственностью и мужественностью и украсил свои кашемировые и джинсовые вещи разбитыми кристаллами, а также придумал новую технику работы с кружевом, нанеся на него принт из металлизированной серебряной фольги. Тем временем Edeline Lee добавила немного блеска в свои традиционно сдержанные и бесконечно элегантные платья, созданные для «суперженщин», одежда которых, по словам дизайнера, «должна отражать и усиливать их внутреннюю силу». На показе, проходившем во внутреннем дворе Millbank Tower, штаб-квартиры Лейбористской партии, присутствовали новая первая леди Великобритании Виктория Стармер и главный международный корреспондент CNN Кларисса Вард, поэтому Эделин Ли определенно знает, о чем говорит.
Украшения для тела
В своей новой коллекции, исследующей желание, Димитра Ди Петса (Di Petsa) играет с накладками на грудь, имитирующими форму солнца, и другими божественными символами, интегрированными в ее фирменные платья, которые за сходство с мокрой тканью прозвали Wetlook. В этом сезоне Прия Ахлувалия (Ahluwalia) украсила свои образы нитями жемчуга, разноцветными камнями и шляпами-париками из бисерной бахромы: вдохновленные воспоминаниями о деталях мебели в домах самых близких членов своей семьи, эти аксессуары были созданы в сотрудничестве с датским ювелирным лейблом Pandora из 14-каратного желтого золота, разноцветных искусственных кристаллов и обработанного пресноводного жемчуга.
Каролин Витто (Karoline Vitto) прокачала свои элегантные платья one size fit all металлическими деталями, которые можно гнуть в разные стороны, чтобы подогнать образ под любую форму тела: дизайнер создала их в дуэте с бразильским ювелиром Карлосом Пенна. Наконец, Completed Works, бренд аксессуаров, включенный в официальный календарь показов лондонской недели моды, устроил еще одно театрализованное представление с участием актрисы Дианны Агрон и топ-модели Лили Коул, чьи рыжие локоны были украшены драгоценными жемчужинами.
Оборки, банты и ленты
Роксанда Илинчич (Roksanda) всегда любит играть с объемами: в этом сезоне она сосредоточилась на бальных платьях-скульптурах с гигантскими асимметричными бантами: по ее словам, эти силуэты напоминают ей цветы и природу родной Сербии. Simone Rocha закрыла свой показ тремя вечерними платьями из атласа, показав, что ей нравится работать с объемом и формой, как в ее коллекции для кутюрного дома Jean Paul Gaultier прошлой зимой. Дэниел Ли добавил в летний гардероб Burberry элегантные хлопковые рубашки в полоску с воротниками-бантами XXL.
Erdem — мастер создавать красоту на каждый день: в этом сезоне его платья украшены длинными лентами и бантами. А несколько силуэтов и вовсе вдохновлены формами прошлого, но при этом они выглядят более чем современно, благодаря контрасту фактур: на бэкстейдже после показа Эрдем Моралиоглу раскрыл свой секрет, он использовал выцветший на солнце мятный деним, чтобы дать формам из XVII века новую жизнь.
Toga, вернувшиеся на подиумы после четырех сезонов презентаций в формате фильмов, также не обошлись без игры с контрастами: кожаные банты на юбках из тюля и на спине мини-платьев из белоснежного поплина создали эффект сюрприза. В своей элегантной манере Edeline Lee тоже работала с оборками и объемными формами, создав целую подборку вневременных моделей, которые мы обязательно увидим на британских светских мероприятиях. Дуэт Marques' Almeida представил серию джинсовых ансамблей в викторианском стиле и барочные платья с оборками и пышными рукавами. Этот тренд на неоклассику выглядел максимально ярко на показе лондонского ньюкамера Мари Лодер из лейбла Lueder: она придумала бомбер с оборками из уютного бежевого бархата, который стал одной из самых обсуждаемых вещей недели.
Весь в черном
Дуэт Marques’ Almeida собрал гостей в церкви Святого Павла в Ковент-Гардене: среди самых сильных образов коллекции была серия длинных готических платьев, украшенных цветами тон-в-тон. Любительница ярких красок Роксанда Илинчич (Roksanda) неожиданно открыла коллекцию черным шерстяным пальто в пол, дополнив образ вуалью, и показала бальные платья в том же оттенке — перенеся главный акцент на кутюрные приемы (модели шагали по подиуму в ультракомфортных сандалиях FitFlop из шерлинга, поэтому создавалось ощущение, что такие платье можно носить в повседневной жизни, бегая по городу).
Olly Shinder, который уже в третий раз показывается в рамках инкубатора Fashion East, играл с концептом рабочей униформы и показал образ девчонки-скаута в черном цвете. Harri вернулся на лондонские подиумы со своими грандиозными кутюрными платьями из черного латекса, впервые созданными для женщин. А минималистичные маленькие черные платья от Nensi Dojaka, в свою очередь, несомненно, станут бестселлерами следующей весны.
Всем гвоздики
Мы привыкли, что традиционно лондонские дизайнеры играют с розами, национальным цветком Англии, который можно встретить на каждом углу Лондона. Однако в этом сезоне и Erdem, и Simone Rocha исследовали связь между мужской и женской одеждой и поэтому решили интегрировать гвоздики в свои коллекции. Вдохновленная «нежным ароматом цветка, который мужчины носят в петлицах пиджаков на официальных мероприятиях», Роша поместила сверкающие гвоздики на свои розовые боди, блейзеры и шелковые шорты, а также украсила свои шифоновые тренчи цветками в 3D. Тем временем Эрдем Моралиоглу в своей весенне-летней коллекции, посвященной роману «Колодец одиночества» и его писательнице Рэдклифф Холл, женщине, которой комфортно в мужской одежде, исследовал контраст мужского и женского гардероба и идентичности и использовал гвоздики в качестве мотива вышивки на жакетах, пальто и коктейльных платьях. Эрдем любит цветы: поэтому на показе во внутреннем дворе Британского музея каждого ждала настоящая гвоздика кремово-бежевого цвета.