К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Огранка эпохи: как ювелирная индустрия прошла путь от кричащей роскоши до минимализма

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В конце «нулевых» назад женщины не стеснялись носить массивные и яркие украшения, чтобы заявить о своем стиле, социальном и финансовом статусе. Сегодня индустрия все больше стремится к минимализму. Forbes Life вспоминает, какие ювелирные изделия мы выбирали в те годы, и рассказывает, что из них не утратило актуальности

Бейонсе в массивных серьгах-шандельерах с бриллиантами, Дженнифер Лопес и ее объемные браслеты с цветными драгоценными камнями, Ким Кардашьян в колье с металлической бахромой, певица Кеша в готических кольцах… В моде 15 лет назад были кричащие, гигантские, яркие и даже вызывающие украшения, задача которых — привлечь внимание всех вокруг в радиусе 10 км. Главные девизы тех времен: «чем больше, тем лучше», «ярко не значит пошло», «дорого значит красиво».

В 2009–2010 годах не было основных доминирующих трендов в ювелирной индустрии, звезды активно экспериментировали с самыми разными украшениями, не стесняясь шокировать модных критиков и папарацци. Золото легко сочетали с серебром, висячие нарядные серьги носили с готическими чокерами, массивные браслеты-каффы комбинировали с не менее масштабными кольцами с желтыми бриллиантами. Эстеты, влюбленные в актуальный в 2024 году минимализм, скажут, что это безвкусица. Смельчаки, решавшиеся на эксперименты 15 лет назад, возразят, что это была радикальная эклектика. 

Вирджиния Мэдсен в кольце Loree Rodkin, 2010 год (Фото Getty Images)

Взгляд в прошлое

«Это был период буйства, иногда такого нарядного бесстыдства с точки зрения выбора стиля, особенно здесь, в России. Именно тогда мы научились понимать богатый средиземноморский шик, который принес нам броские, объемные коктейльные кольца, сложные цветовые решения в сочетаниях камней и в целом в подборе материалов,массивное золото», — говорит Мария Краснова, коммерческий директор и совладелица бренда Mousson Atelier.

 

Анна Казакова, директор по брендам ювелирной группы «Алроса», тоже считает, что 10–15 лет назад на пике актуальности был ювелирный максимализм. Тогда покупатели выбирали многоярусные колье с камнями, серьги-шандельеры, массивные браслеты в несколько рядов, широкие чокеры.

В числе главных трендов 15 лет назад, по словам Анастасии Шаповаловой, главного байера ювелирно-часового подразделения Mercury, были анималистика и флористические мотивы. Украшения почти всегда были крупными — кольца закрывали целиком фалангу пальца или сразу несколько фаланг. Многие бренды предпочитали сочетать драгоценные и полудрагоценные камни в одном изделии. Акцент делали исключительно на объемности и размере.

 
Ким Кардашьян в ювелирном колье с изумрудами, 2010 год (Фото Getty Images)

Лиза Борзая, дизайнер и основательница бренда Liza Borzaya, согласна, что анималистика пользовалась популярностью. «В 2010 году ювелирный бренд Chopard отметил свое 150-летие уникальной коллекцией Animal World, вдохновленной животными: от обезьян до знаменитого кольца с белым медведем в бриллиантовой оправе, а также кольца-лягушки с короной», — вспоминает Борзая.

Флористика — вечно модный тренд, по мнению Анастасии Шаповаловой. Цветы и изделия, вдохновленные флорой, изящны и деликатны. Много внимания уделялось деталям. Лиза Борзая вспоминает, что в 2010 году Van Cleef & Arpels выпустили коллекцию Les Voyages Extraordinaires с элементами флоры и фауны, включая китов, единорогов и колье со слонами, которое пользовалось невероятной популярностью.

Деликатность и минимализм, несмотря на гегемонию вычурной массивности, все равно фигурировали в индустрии. Яна Расковалова, дизайнер, основательница модного дома Yana, 15 лет назад старалась не следовать трендам на крупные изделия, усыпанные бриллиантами, кричащие и открыто демонстрирующие свою стоимость. «Я хотела, наоборот, делать многослойные украшения, в которых можно было спокойно прийти как на деловую встречу, так и на вечеринку. Мне хотелось видеть в индустрии больше легкости и стиля», — комментирует Расковалова.

 
Анималистичные сюжеты Van Cleef & Arpels (Фото Legion-Media)

Тем не менее тренд на все яркое и массивное коснулся даже часовой индустрии. По словам Ирины Ворошиловой, директора по развитию AllTime, тогда господствовала мода на безудержную расточительность, яркие формы и необычные силуэты. «В женских моделях был важен не столько размер корпуса, сколько размер бриллиантов и их количество. Даже очень демократичные марки стремились посыпать циферблат бриллиантовой крошкой. Китай был на подъеме и задавал тренд на цветные камни и красные ремни», — рассказывает Ворошилова.

Дэвид Хендерсон-Стюарт, управляющий директор часового бренда «Ракета», вспоминает, что 15 лет назад покупатели не стеснялись открыто заявлять о своем доходе с помощью дорогостоящего аксессуара, и бренды поддерживали развивающиеся тенденции. Многие мануфактуры создавали часы из золота или с большим количеством золотых элементов, корпусы были нарочито крупными, популярностью пользовались разнообразные усложнения (вечные и астрономические календари, турбийоны), ремни часто изготавливали на заказ — из кожи аллигатора и не только. «Главным руководством при выборе часов был принцип: чем крупнее и дороже, тем лучше», — комментирует Хендерсон-Стюарт.

Александр Чамовских, основатель бренда Chamovskikh, рассказывает, что в те годы происходили также важные изменения в индустрии с точки зрения технологических процессов. «Если мы вернемся на 15 лет назад, то окажемся у истоков 3D-прототипирования. А это, на мой взгляд, было качественно новым этапом развития ювелирного дела. До этого момента украшения изготавливались вручную и потом копировались. Модели, созданные с использованием 3D-технологий, отличаются выверенной геометрией, четкостью и безупречными пропорциями», — объясняет Чамовских. 

Ошибки былых лет

Вычурность, настоящий китч и эклектика были символами ювелирного мира 15 лет назад, но не все приемы того времени стоит повторять в наши дни. Анастасия Шаповалова не рекомендует сейчас носить украшения сетами, лучше выбирать изделия из разных коллекций и сочетать их. Не стоит бояться формировать свой оригинальный образ с помощью разных украшений. 

Лиза Борзая отмечает, что ювелирные тренды в принципе сильно длиннее, чем в моде, они буквально живут столетиями. Но подчеркивает, что сейчас все-таки лучше отложить черненое золото, украшения винтажного вида и необработанные, поделочного вида камни (слайсы).

 
Бейонсе в серьгах-шандельерах, 2009 год (Фото Getty Images)

Александр Чамовских согласен, что некоторые винтажные вещи пока не в моде. «Например, наши парюры «Украшения императорских особ», созданные в коллаборации с историком моды Александром Васильевым, можно назвать исторической коллекцией из прошлого. Пять лет назад резко взлетели продажи на эти украшения, но сейчас подобного спроса не наблюдается», — рассказывает Чамовских.

Яна Расковалова вспоминает, что 15 лет назад на пике популярности были такие бренды, как Graff, Cartier и Loree Rodkin. И последние совершили настоящее триумфальное нашествие со своими ювелирными изделиями, напоминающими бижутерию в рок-стиле. «Если Cartier всегда остаются на волне со своими покупателями, то Loree Rodkin следовали трендам и создавали украшения, которые точно никто не станет передавать по наследству и носить всю жизнь», — добавляет Расковалова. Если вы по-прежнему храните изделия Loree Rodkin, ограничьтесь светлыми воспоминаниями о том, как носили их в прошлом. 

Назад в будущее

Некоторых трендов конца нулевых и начала десятых бояться не стоит. Мария Краснова считает, что за 15 лет ювелирный мир прошел большой, практически полный цикл моды. «Яркие, крупные коктейльные кольца — мы с них начинали и продолжаем с ними работать, это наша важная линия. Именно они дают возможность выразить не только вкус и статус владельца, но и богатство и разнообразие цветовой гаммы природных камней, современные тренды. Одна из наших последних коллекций Spectrum основана на коктейльных кольцах с камнями барочной формы», — делится Краснова.

Анна Казакова также уверена, что ювелирная мода циклична. Она рассказывает, что, пожив несколько лет в системе тотального минимализма в духе 1990-х, клиенты luxury-брендов соскучились по выразительным акцентам. Именно поэтому среди покупателей ювелирной группы «Алроса» стабильно пользуются популярностью яркие украшения с подлинными редкими желтыми бриллиантами, длинные серьги и серьги-конго, пусеты с монобриллиантами для создания пирсинг-сетов, цепи для тела и длинные колье, оборачивающиеся вокруг шеи, при желании, сверкающими мягкими рядами.

 
Современная анималистика в коллекции «Шмели» от Liza Borzaya, 2023 год (Фото DR)

«Анималистика и флористика никогда не выходят из моды. Человечество постоянно черпает вдохновение в природе. Но при этом каждая эпоха по-своему представляет идеальные формы и воплощение. Например, украшения Mercury — ювелирные мишки или броши в форме золотой рыбки, бабочки или стрекозы из коллекции Classic. Сегодня мы тяготеем к изящности и легкости, простоте и четкости форм», — уверена Анастасия Шаповалова. 

Она также уточняет, что раньше носили крупные украшения, состоящие из россыпи разных камней, но сейчас лучше отдавать предпочтение крупным камням — бриллиантам, сапфирам, рубинам, изумрудам, рубеллитам, топазам, аквамаринам. Такие изделия — настоящая ценность, которая никогда не выйдет из моды, как бы та ни менялась.

Геммолог ювелирного бренда Parure Atelier в принципе считает, что главным трендом в ювелирной индустрии во все времена были и остаются драгоценные камни. Например, сегодня розовые и голубые бриллианты вновь на пике, они показывают впечатляющий рост стоимости и рекордные результаты на аукционах. Также растет популярность турмалинов Параиба. Их успех связан с сочетанием целого ряда факторов, ключевые — это коммерческая привлекательность «электрически-голубого» цвета, который придают ему содержащиеся в составе медь и марганец, и невероятная редкость самого минерала.

Тана Мелех, глава представительства бренда Leviev Russia, также считает, что в тренде, как 15 лет назад, так и на 50 лет вперед, натуральность и эксклюзивность во всех смыслах и пониманиях. «Природность всегда ценилась превыше всего, а классические дизайны, которые лишь подчеркивают подлинность происхождения камней, используемых в украшениях, всегда выигрышно смотрятся», — убеждена Мелех.

 
Колье Chopard, в котором сопрезидент бренда Каролина Шойфеле появилась в Каннах в 2010 году (Фото East News)

По словам Александра Чамовских, сейчас бриллиант остается на первом месте по популярности среди драгоценных камней. Изумруды, сапфиры, рубины также всегда вызывают интерес. Однако наряду с «большой пятеркой» сейчас появились «модные» камни, такие как танзаниты и турмалины Параиба. Их было существенно меньше 15 лет назад, но сейчас стоит уделить им внимание.

Чамовских также вспоминает, что в конце нулевых в России большой популярностью пользовалось розовое золото, причем не только в изделиях массмаркета, но и в более дорогих, эксклюзивных драгоценностях. Сегодня высок спрос на украшения из белого золота, затем — желтого и на третьем месте — красного. Однако в последние два-три года покупатели снова интересуются розовым золотом, то есть начинается очередной виток. И это лишь доказывает, что тренды умеют делать красивые камбэки, а уникальные ювелирные украшения никогда не утратят своей актуальности. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+