Кровь из ушей: как шум в офисе стал главным раздражителем и возможностью заработать
Чад Уэст бывает в своем офисе в Лондоне всего раз в неделю. Будучи вице-президентом по маркетингу в компании Argent, занимающейся «умными кошельками» для криптовалют, Уэст появляется только на стратегических совещаниях или мозговых штурмах. Однако, по его словам, разные отвлекающие факторы и шум в офисе понижают его продуктивность на 40%. Музыка из наушников, разговоры коллег, клацанье клавиатуры — все это отвлекает Уэста и даже действуют ему на нервы.
«Я не знаю, почему это происходит. Возможно, мы все стали чуть более нервными, а может, мы всегда были такими, но не замечали этого. Но теперь я обращаю внимание на любую мелочь, — признается 33-летний Уэст. — Если у кого-то хватит наглости ответить на телефонный звонок в маленьком офисе, где люди пытаются работать, то у меня кровь из ушей пойдет».
Спустя более четырех лет после пандемии множество работников вернулись в офис — из-за требований работодателя, желания провести время с коллегами или необходимости сбежать от соседей по квартире или семьи. Так, в мае 2024 года, американцы работали из дома около 27% всех оплачиваемых рабочих дней, а на пике пандемии доля доходила до 60%, однако до COVID-19 сотрудники работали из дома только 10% этого времени.
По мере того, как люди стали возвращаться в офис, участились жалобы на шум и неудобство открытых планировок: сотрудники все чаще проводят встречи в Zoom за своим рабочим местом, а также повышают голос во время видеозвонков. Начальство призывает проводить больше дней в офисе за «совместной работой» для развития социальных связей, однако и это приводит к увеличению шума.
Проблема усугубляется тем, что в компаниях, сокративших размер офисов, чтобы не тратиться на большое число сотрудников, заметна нехватка конференц-залов и отдельных кабинетов. Те работники, которые успели первыми занять такие помещения, часто остаются в них на протяжении всего рабочего дня. «Это типичное человеческое поведение, — объясняет Мелисса Стрикленд, владелица и управляющий директор дизайнерской фирмы HLW. — Зачем [переходить в другую комнату] при большом количестве созвонов, если можно спокойно сделать свою работу [в одном месте]?»
По результатам опроса, проведенного компанией Leesman в сентябре 2023 года, низкий уровень шума вошел в число 10 наиболее важных характеристик офиса, заняв место между функционирующими туалетами и связью со службой технической поддержки. Тем не менее только 32% сотрудников довольны уровнем шума в среднестатистическом офисе. Согласно другому исследованию Leesman, опубликованному в апреле 2024 года, только два фактора имеют еще более низкие показатели удовлетворенности: доступ к близлежащим «местам отдыха» и количество людей, проходящих мимо рабочего места.
Реакция работодателей на растущие жалобы сотрудников открывает новые возможности для бизнеса: предприниматели стали предлагать самые разные товары — от акустических кабин в виде телефонных будок до услуг по «саундскейпингу», которые используют «биофильный» подход, позволяющий заглушить шум с помощью фоновых звуков природы. Производители мебели и дизайнеры интерьеров начали использовать материалы с шумоподавлением все чаще, также вырос запрос на проектирование тихих «библиотек» для офисов. Некоторые работодатели выдают наушники с шумоподавлением и даже создают инструменты, помогающие сотрудникам предупреждать коллег о том, что им нужно сосредоточиться.
«Компании стараются всеми способами вернуть работников обратно в офисы», — говорит основатель Leesman Тим Олдман. По его мнению, дизайнеры движутся в сторону так называемой «рецеллюляризации» (создания большего числа клеток, изначально научный термин. — Forbes Life) внутреннего пространства, — создается больше конференц-залов и уединенных кабинетов, о которых мечтают работники. «Для возвращения большего числа сотрудников в офисы, нужно обеспечить им пространство, необходимое для акустического и визуального уединения», — считает Олдман.
Шум в офисе — гораздо более серьезная проблема, чем может показаться на первый взгляд. Исследование 2021 года, опубликованное в Journal of Management & Organization, показало, что в ходе экспериментов в контролируемых условиях типичные уровни шума в офисах с открытой планировкой вызывали увеличение физиологических показателей стресса: у сотрудников учащалось сердцебиение, усиливалось чувство отвращения, а также росло количество жалоб на плохое настроение на рабочем месте.
«Люди не привыкают к шуму, — замечает Либби Сандер, доцент Университета Бонда в Австралии, работавшая над исследованием. — Многие считают, что со временем можно не обращать на него внимание. Однако физиологически и психологически человеческий организм не способен привыкнуть к нему».
Желание контролировать офисный шум — одна из причин роста таких организаций, как Framery. Эта компания из Финляндии стала одним из крупнейших производителей офисных «капсул» — по сути, полностью закрытых, современных кабин со стеклянными стенками, стоимость которых начинается примерно от $8700 за одноместную модель (некоторые кабины могут вмещать до шести человек, что делает их больше похожими на закрытые конференц-залы). В 2022 году общий доход Framery достиг $164 млн, по сравнению с $86 млн в 2020 году и $101 млн в 2021 году. Несмотря на то, что в 2023 году продажи немного снизились из-за нестабильности рынка, инфляции и повышения процентных ставок, соучредитель и гендиректор компании Саму Халлфорс заявил, что в этом году он снова ожидает быстрого роста.
В марте компания добавила новую линейку акустических кабин, которые не только изолируют внешний шум, но также оснащены системой «звуковой маскировки», транслирующей особый розовый шум. С его помощью капсулы увеличивают фоновые звуки, которые заглушают разговоры в офисе. «Да, сам уровень шума в помещении — это проблема. Однако по-настоящему он начинает мешать, когда мозг улавливает знакомые слова», — объясняет Халлфорс.
Добавление фонового шума может стать способом решения проблем, связанных как со слишком громкими звуками, так и с давящей тишиной. Эван Бенвей, проработавший в сфере организации звукового пространства более 10 лет, в 2022 году основал в Лондоне компанию Moodsonic. Сегодня он работает с такими компаниями, как SAP, GSK и Steelcase, над созданием так называемых «отзывчивых звуковых ландшафтов», которые с помощью датчиков генерируют фоновый шум, зависящий от того, насколько отвлекающими или стимулирующими оказываются окружающие звуки.
Moodsonic помогает компаниям решить одну из проблем рабочего пространства, возникшую после пандемии: работники стали острее воспринимать любые звуки в тихом помещении. «Если раньше 60 человек в офисе создавали фоновый гул из голосов, то в коллективе из 15 человек будет отчетливо слышно любой разговор, — объясняет Бенвей. — Именно способность разобрать чью-то речь и понять говорящего на фоне вызывает беспокойство у людей».
Датчики Moodsonic улавливают уровень звука и настраивают «звуковые ландшафты», например пение птиц или журчание воды, в зависимости от уровня шума в помещении. Бенвей не раскрывает доходы компании, однако признался, что Moodsonic сотрудничает с 30 из 500 крупнейших американских организаций и уже приносит прибыль: за два года работы компания втрое увеличила площадь помещений, на которых создает звуковые ландшафты, а число подписчиков выросло на 150%.
Другие предприниматели строят бизнес на аналогичном стремлении к тишине и покою сотрудников, работающих дистанционно. Известный венчурный капиталист Фред Уилсон, соучредитель нью-йоркской компании Union Square Ventures, и его жена Джоанна, венчурный инвестор, этой осенью открывают второй филиал нью-йоркского коворкинг-пространства Framework в Refinery at Domino, восстановленном промышленном здании, в котором когда-то располагался крупный сахарный завод.
Идея возникла после того, как супруги поняли, что в таких крупных и шумных городах, как Нью-Йорк, у предпринимателей, людей творческих профессий и всех, предпочитающих дистанционную работу, нет собственного пространства. «Они не хотят находиться там, где все вокруг общее», — говорит Джоанна, подразумевая коворкинг с групповой рассадкой и отсутствием уединения.
Первый филиал Framework расположен в бруклинском районе Клинтон-Хилл, где члены клуба платят от $755 до $860 в месяц, — в зависимости от срока аренды. Коворкинг предоставляет подписчикам собственную акустическую кабину в просторном помещении, оснащенную мини-холодильником, чайником и френч-прессом. Изначально она создавалась как способ социального дистанцирования во время пандемии, однако до сих пор не утратила актуальности. «Мы предоставляем тишину, чтобы нашим клиентам не пришлось слушать разговоры соседа с подругой, женой или кем-то еще», — объяснил Фред Уилсон в интервью Forbes USA. Около двух десятков человек находятся в очереди на бронь в Framework.
Дизайнеры интерьера также стремятся к созданию акустической защиты в помещениях. Компания Zintra Acoustics, выпускающая настенные панели, перегородки и потолочные светильники, способствующие поглощению звука, отмечает «резкий» рост спроса на шумопадавляющую продукцию. «Шум стал главной причиной недовольства сотрудников в офисах», — сообщила Кирстен Гросман, руководитель отдела маркетинга продукции бренда, принадлежащего австралийской компании Baresque Group.
Тем временем шведская компания IKEA, которая уже 40 лет занимается производством офисной мебели, выпускает новую линейку MITTZON, призванную подавить некоторые шумовые раздражители. Например, в новые акустические экраны, обтянутые тканью, добавлен материал из древесного волокна, обычно используемый в строительстве для шумоизоляции. IKEA также объединилась с поставщиками для создания более тихого механизма регулировки высоты столов. «Роль офиса изменилась, — считает разработчик дизайна продукции IKEA Филипп Диле. — Многие люди признались нам, что хотят вернуться [в офис], чтобы больше сосредоточиться на работе и меньше отвлекаться».
Новая линейка мебели IKEA с акустическими экранами — один из примеров более доступного решения, не требующего создания множества отдельных кабинетов или кабин, которые в каком-то смысле сводит на нет идею привлечения людей в офис для совместной работы.
«Зачем мне приходить в такой офис? Чтобы посмотреть на изолированные комнаты и акустические кабины для звонков в Zoom? Так будет выглядеть рабочий день в офисе?» — спрашивает Трейси Ваймер, вице-президент, отвечающий за новые идеи и разработки компании Teknion, специализирующейся на создании акустических кабин. Ваймер отмечает, что компания работает над новым продуктом, который будет «визуально демонстрировать статус работника: свободен ли он или сосредоточен на работе». Продукт все еще находится на стадии разработки, поэтому Ваймер не раскрыл все подробности новой функции.
Одним из работодателей, экспериментирующих с визуальными устройствами, стала израильская компания-разработчик программного обеспечения для управления проектами monday.com. В ее штате есть специальная команда, которая создала устройство FocusTime со встроенной технологией передачи данных. Оно размещается на компьютерном мониторе работника и выглядит как циферблат, показывающий, как долго он будет занят. В каком-то смысле устройство выступает в качестве физического дополнения к иконкам статуса в приложениях Slack или Teams, которые люди привыкли видеть на экране.
Изначально идея возникла у сотрудницы monday.com, которая вернулась в офис после пандемии и столкнулась с тем, что коллеги постоянно отвлекали ее от работы. Ранняя версия устройства представляла собой обычный флажок, который поднимался вручную, сигнализируя, что человека не следует беспокоить. Позже он превратился в устройство, которое можно настроить так, чтобы оно показывало всем коллегам, сколько времени сотрудник будет занят, — временное окно копируется в календарные приложения, а также транслируется на самом устройстве.
Сарон Паз, руководитель команды разработчиков, говорит, что около 20 сотрудников принимают участие в экспериментальном тестировании прототипа. В настоящее время также планируется провести тестирование в масштабах всей компании, а затем, возможно, гаджет станет коммерческим продуктом и выйдет на рынок (в сентябре monday.com планирует продемонстрировать устройство на конференции для клиентов в Лондоне и Нью-Йорке). Паз надеется, что его устройство «поднимет обсуждение, что именно нужно людям для комфорта в офисе». «Люди все еще предпочитают физические вещи», — отметил он.
Некоторые компании раздают сотрудникам наушники с шумоподавлением в качестве поощрения за работу в офисе или создают больше тихих помещений. Когда подразделение Mailchimp компании Intuit проектировало новый офис (современное помещение, расположенное вдоль знаменитой пешеходной тропы BeltLine в Атланте), акустика была одним из приоритетов. По словам руководителя проекта Колина Хьюза, в старом помещении, которое было переоборудованным складом, стояло огромное количество рабочих столов и всего шесть акустических кабин. В новом офисе их количество увеличилось до 60. Сотрудникам также предоставляется возможность бесплатно заказать наушники с шумоподавлением.
В этом «инновационном центре» — так Intuit называет новый офис в Атланте — на стенах, потолках и в качестве перегородок для разделения офисных «кварталов» использовались панели для шумоподавления. В здании есть пять «библиотечных» помещений: несколько из них отделаны деревянными панелями, уставлены книгами и оснащены просторными столами с точечным освещением, что создает ощущение современной библиотеки в университете. По словам Хьюза, сотрудники обычно работают в таких пространствах молча. «Библиотечная обстановка с книгами вокруг настраивает людей на тишину», — добавляет он.
Одним из факторов, способствующих созданию большего количества «тихих» помещений, стало более глубокое понимание потребностей нейроотличных работников с СДВГ или нарушениями сенсорной обработки. По словам исполнительного вице-президента по организации рабочих мест компании Salesforce Релины Булчандани, сторонние исследования показывают, что от 15 до 20% сотрудников можно назвать нейроотличными. Это побудило компанию спроектировать в новом чикагском офисе этажи с «комнатами для медитации» и «библиотеками», оборудованными компьютерами с двойными мониторами по просьбе сотрудников.
По словам Булчандани, хотя помещения и обозначены как «библиотеки», в них отсутствуют знаки, призывающие к соблюдению тишины. Она отмечает, что с увеличением времени, проведенного в офисе, людям стало удобнее принимать звонки за рабочим местом в открытых офисных зонах, и Salesforce призывает сотрудников делать это чаще, чтобы конференц-залы оставались свободными. «Мы поощряем сотрудников принимать видеозвонки за рабочим местом, однако настаиваем, чтобы они не увлекались этим слишком сильно. Не стоит выделять целый рабочий день на одни звонки».
Тем не менее, парадокс многих подобных решений для борьбы с отвлекающими факторами в офисе не остался незамеченным для Чада Уэста. Если посмотреть на проблему объективно, то компаниям не пришлось бы придумывать и искать решения всех проблем в офисе, если бы сотрудникам предоставили выбор — работать с коллегами в офисе или из дома. «Компанию должна волновать только продуктивность сотрудника, — говорит Уэст. — Если сотрудник выполняет все поставленные перед ним задачи, то пусть работает там, где хочет».
Перевод Ксении Лычагиной