Специальный агент ФБР Ли Харкер (Майка Монро) обладает развитой интуицией, которая помогает выйти на след таинственного серийного убийцы по прозвищу Longlegs (дословно — Длинноногий, но в русском переводе Собиратель душ). В течение десятилетий неуловимый преступник творит зло чужими руками. Среди жертв всегда есть девочка, родившаяся 14-го числа любого месяца. На месте убийств федералы находят зашифрованные послания, что позволяет связать трагедии друг с другом. Благодаря стараниям Харкер расследование сдвигается с мертвой точки. Чем ближе девушка подбирается к маньяку, тем отчетливее понимает, что между ними есть какая-то связь.
«Собиратель душ» снял американский хоррормейкер Осгуд Перкинс, чьи работы отличаются трагичными сюжетами и неспешным темпом повествования. Интерес к жанру у постановщика, можно сказать, в крови: его отец Энтони Перкинс сыграл культового злодея Нормана Бейтса в хичкоковском «Психо» и сам поставил «Психо 3». Для съемок четвертого полного метра потомственный мастер ужасов собрал команду себе под стать.
На первом плане у него блистает икона инди-хоррора Майка Монро, которая стала звездой жанра после выхода авторского ужастика «Оно приходит за тобой» и с тех пор носит титул современной «королевы крика». В образе экстравагантного маньяка обещает шокировать Николас Кейдж, получивший статус легенды арт-хорроров после съемок в нишевых проектах вроде «Мэнди». В «Собирателе душ» его фирменная экспрессия и эксцентрика выливаются в перформанс на грани кэмпа. И хотя по большей части загримированного до неузнаваемости актера показывают урывками, каждое его появление в кадре производит впечатление.
«Собиратель душ» стал настоящей хоррор-сенсацией еще до выхода на экраны. Интерес к фильму обеспечила изобретательная маркетинговая кампания студии Neon, которая занимается дистрибуцией ужастика в США. Креативная команда использовала необычный подход к рекламе. За полгода до премьеры в сети начали появляться загадочные промо. В качестве разогрева прокатчик опубликовал на YouTube тизеры с зашифрованными посланиями, по которым зрители смогли разгадать оригинальное название фильма и дату релиза. Официальные постеры сопровождал тот же странный шифр, который множил фанатские теории касательно сюжета будущей картины и личности маньяка.
Внимание широкой аудитории гарантировало участие в проекте голливудского мэтра Николаса Кейджа, поэтому значительная часть маркетинговой стратегии была построена на тщательно скрываемом образе его персонажа. В рекламных материалах фигурировало имя актера, но лицо прятали за неопределенными ракурсами и монтажными склейками.
Интерес к внешнему виду таинственного убийцы подогревал ролик с записью сердцебиения исполнительницы главной роли Майки Монро, когда она впервые увидела Кейджа в гриме. В этой сцене пульс актрисы подскочил с 76 до 170 ударов в минуту. На видео лицо артиста закрыли черным квадратом, так что публике оставалось довольствоваться лишь его голосом. Тактика уклончивого позиционирования злодея оказалась стратегически успешной: всем захотелось узнать, действительно ли созданный образ маньяка получился настолько пугающим.
Дополнительную шумиху вокруг фильма обеспечили билборды с «сатанинским» номером телефона, включающим три шестерки. Позвонив по нему, можно было услышать пугающее сообщение, записанное Кейджем. Любопытство вызывал и загадочный шифр на страницах газеты Seattle Times. Таинственные символы в духе посланий Зодиака сопровождала подпись «Напечатано по просьбе Длинноногого». Кроме того, для продвижения фильма студия сделала сайт в стилистике 90-х с контентом о жертвах маньяка.
В результате виральной промокампании малобюджетный инди-хоррор превратился в самый обсуждаемый ужастик лета. Значительный вклад в раскрутку картины внесли и первые отзывы западных критиков, чьи рецензии пестрели громкими эпитетами в духе «самый страшный фильм десятилетия» и «лучший хоррор о серийном убийце со времен «Молчания ягнят». В ряде публикаций ленту сравнивали с триллерами Дэвида Финчера. Такая реклама определенно дала свои плоды: пройти мимо потенциальной классики жанра становилось решительно невозможно.
Бюджет картины составил около $10 млн и примерно столько же студия потратила на маркетинг — и не ошиблась. Только за первый уик-энд проката в США фильм заработал более $22 млн — рекордный показатель среди инди-хорроров за последнее десятилетие. Для дистрибьютора Neon коммерческий успех «Собирателя душ» стал личной победой: это лучший старт для компании за всю историю существования.
В России нашумевший хоррор-хит с первых дней уверенно закрепился в лидерах кинопроката. Лента стартовала с внушительными сборами в 121 млн рублей, показав лучший результат дебютных выходных среди зарубежных картин за 2024 год. Кроме того, «Собиратель душ» стал единственным фильмом ужасов в топ-20 самых кассовых релизов года.
Выдающаяся рекламная кампания в сочетании с хвалебной прессой сформировала у аудитории определенные ожидания. Зрители рассчитывали увидеть потенциально культовый криминальный триллер о поисках серийного убийцы вроде «Молчания ягнят» и «Зодиака», и фильм действительно начинается как типичный пугающий детектив о поимке маньяка.
Режиссер старательно ведет зрителей по ложному следу: соблюдает правила жанра и цитирует классику. С «Молчанием ягнят» картину роднит главная героиня: молодая сотрудница ФБР Ли Харкер берется за расследование загадочных убийств с энтузиазмом Клариссы Старлинг.
Финчеровские мотивы считываются в личности таинственного злодея: долго скрываемая от зрителей фигура маньяка-концептуалиста отсылает к триллеру «Семь», а загадочные послания на месте преступлений напоминают почерк убийцы из детектива «Зодиак». Оммажем служит и ретро-обстановка: основные события фильма разворачиваются в 90-х. Но затем Перкинс мастерски обманывает ожидания зрителя.
Хитрость в том, что ему довольно быстро становится тесно в рамках криминального жанра. Уже во второй главе режиссер меняет правила игры и придает полицейскому триллеру черты оккультно-мистического хоррора: детективная интрига уступает место мрачным сюжетам о сюрреалистической природе зла. Мастер тягучих слоубернеров не стесняется заходить на территорию постхоррора: в кадре отчетливо начинают проступать заимствования из современной классики жанра вроде «Реинкарнации» Ари Астера.
В итоге зрители получают нишевый мистический хоррор с упором на оккультизм и популярную нынче «сатанинскую панику», к которой недавно обращались как минимум «Полночь с дьяволом» и «Максин XXX». Однако Перкинс не следовал мейнстриму, а всего-навсего остался верен себе: торжеству чертовщины был посвящен его полнометражный дебют почти десятилетней давности.
Несмотря на очевидные параллели с известными тайтлами, картина Перкинса остается самобытной. Тематически и визуально «Собиратель душ» логично встраивается в фильмографию режиссера. Новая работа американского хоррормейкера перекликается с его дебютом «Февраль»: события вновь разворачиваются на фоне удручающих снежных пейзажей, а дьявол снова заставляет невинные души совершать злодеяния во славу «того, кто внизу».
Отчасти хайповый инди-хоррор стал заложником развернувшейся вокруг него шумихи в медиапространстве. В результате громких обещаний и пиара через знаковые референсы главный ужастик лета сбивает с толку как поклонников детективного жанра, так и тех, кто ждал самый страшный фильм десятилетия.
И хотя «Собиратель душ» не оправдывает выданные авансы, он определенно заслуживает внимания. Визуалов и эстетов приятно удивит стилистически выверенная картинка: каждый кадр выстроен с геометрической точностью и вниманием к деталям. Фанаты триллеров оценят давящую атмосферу: все здесь пропитано тягучим саспенсом и нарастающим чувством тревоги. Разумеется, фильму есть что предложить и ценителям авторских хорроров. Происходящее на экране незаметно погружает в пучину бесконечного кошмара: ужас плавно заползает под кожу и не отпускает даже после финальных титров.