К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Максин ХХХ»: изобретательный хоррор о порнозвезде с новой «королевой крика» Мией Гот

Кадр из фильма «Максин ХХХ»
Кадр из фильма «Максин ХХХ»
В прокат вышел фильм «Максин ХХХ» — финальная часть трилогии с Мией Гот в главной роли. Проект, выросший из нишевого слэшера, всего за пару лет стал значимым игроком жанра, который он по мере сил переосмыслил. Кинокритик Елена Зархина рассказывает о франшизе и ее финальном аккорде

1985 год, Максин (Миа Гот) покоряет Голливуд: от съемок в порнофильмах она мечтает перейти к созданию настоящего большого кино. Но пробиться актрисе взрослых фильмов непросто. Жизнь девушки, да и всего Лос-Анджелеса, осложняет орудующий в городе маньяк по прозвищу «Ночной сталкер» — этот псевдоним носил существовавший в реальности серийный убийца Ричард Рамирес. В основном его внимание привлекают актрисы фильмов экзотического жанра, а значит, очередной жертвой рискует стать сама Максин.

Кадр из фильма «Максин ХХХ»

Однако девушку преследует не только смерть, но и призраки прошлого: Максин вспоминает об убийствах, которые совершила сама, а также о тех смертях, свидетельницей которых стала. Эти флешбэки не случайны, возможно, в них скрывается намек на личность маньяка. Главной угрозой для Максин станет не чужак Рамирес, а тот, кого она знает лично.

«Максин ХХХ» выходит на экраны в год, который можно по принципу государственных программ назвать «Годом хоррора». Ранее в 2024-м вышел «Омен. Первое дитя», совсем скоро мы содрогнемся от «Собирателя душ» с Николасом Кейджем и Майкой Монро (ленту уже прозвали самым страшным фильмом года), осенью выйдет «Еретик» с Хью Грантом и новая адаптация «Носферату» за авторством Роберта Эггерса. То есть, страх — чувство, которое сопровождает нас весь год. И проект Тая Уэста умело играет на этом.

 

Завершающая часть трилогии венчает проект, который задумывался малобюджетным слэшером, подражающим канону жанра. Первая часть франшизы «Х» рассказывала о съемочной группе, остановившейся в 1979 году в глуши на юге США, чтобы снять порно в арендованном у пожилой пары доме. Их планы нарушили с виду безобидные люди, от которых нельзя было ожидать зла, а единственной выжившей стала девушка Максин. Она не просто спасла свою жизнь, но и обрела новую мечту, вдохновившись примером заезжих гостей, начала грезить о карьере в фильмах для взрослых.

Прежде, чем сделать два шага вперед, франшиза вернулась назад, в прошлое семьи Максин. Во второй части Миа Гот играла Пэрл, мать своей героини в молодости. События «Пэрл» разворачивались в 1918 году в том же родовом доме посреди бескрайнего поля. Выяснилось, что Пэрл тоже мечтала о карьере в Голливуде и ради достижения своей цели была готова пойти на все, в том числе «убрать» любого на своем пути. Если первый фильм визуально равнялся на дешевые слэшеры 1970-х, то второй — оперативно снятый на волне нешуточного успеха «Х» — копировал уже стилистику фильмов начала прошлого века. Только привносил в черно-белое изображение цвет, а в сюжет еще больше китча.

 
Кадр из фильма «Максин ХХХ»

Дилогия Уэста даже не скрывала, что смеется над жанром, который выкручивала на максимум. Если в кадре должна пролиться кровь, то литрами. Если показывают убийство, то с неприкрытым любованием. Миа Гот играет Пэрл, переходя от гиперболы к гротеску. Во втором фильме всего становилось больше: и абсурда, и кровопускания, и мрака.

Тем интересней было понять, что произойдет с франшизой на третьей, завершающей ступени. «Максин ХХХ», где действие перенесено в середину 1980-х, не забывает поглядывать на стилистику фильмов той эпохи. Особенно она подражает итальянским хоррорам «джалло»: изображение намеренно чуточку грязное, с добавленным визуальным шумом, напоминающим пленку. А сеттинг редко выбирается за пределы темных переулков Лос-Анджелеса, здесь отнюдь не солнечного, а страшного и порочного.

В сложившейся традиции оммажей и подражания франшиза Уэста продолжает напоминать коллекцию артефактов массовой культуры, с которой она неразрывно связана. Героини подъезжают к печально известному мотелю «Бейтс» из фильма «Психо» Хичкока, а в городе орудует маньяк, прототип которого действительно держал в ужасе население Лос-Анджелеса с 1984-го по 1985 год. Есть и отсылки к ретро — в финале эффектная перестрелка разворачивается под знаком Hollywood, который кинематографисты облюбовали давно.

 

Помимо изящных пасхалок, к третьему фильму серия пополнилась и впечатляющим актерским составом. В кадре с немыслимым злом сражаются артисты всех мастей: звезда «Короны» Элизабет Дебики и Джанкарло Эспозито из «Во все тяжкие», Кевин Бейкон и Лили Коллинз, певица Холзи и Мишель Монахэн. Оказалось, что в мир этого изначально пародийного кино звезды готовы погрузиться с ребяческим воодушевлением.

Тут важно рассказать подробнее про звезду серии Мию Гот, которая за последние годы заслужила статус новой «королевы крика» (амплуа актрис, снимающихся в фильмах ужасов). Свою карьеру она начала с участия во второй части «Нимфоманки» Ларса фон Триера, на съемках которой обрела не только первый опыт, но и будущего мужа в лице актера Шайи Лабафа. Тогда же на смену драматическим историям в карьере Гот пришел жанр ужасов. Один за другим вышли мистические и пугающие «Лекарство от здоровья» Гора Вербински, «Обитель теней» Серхио Х. Санчеса, «Суспирия» Луки Гуаданьино. Выбивался из этого строя философский космический эпос Клер Дени «Высшее общество» — не столько пугающее кино, сколько очень непонятное. 

Кадр из фильма «Максин ХХХ»

Пандемийный 2020-й стал для карьеры Гот поворотным. В условиях изоляции съемки «Х» проходили не на американском юге, а в Новой Зеландии, едва ли не единственной стране, сохранившей свои границы открытыми во время коронавируса. Производство фильма и его продолжения стоило смешные по голливудским меркам $1 млн. А принесли обе картины своим создателям уже $30 млн, доказав, что скромная франшиза не только обросла фан-базой, но и имеет финансовый потенциал.

Однако фильму «Максин ХХХ», увеличившему число узнаваемых артистов и художественных приемов, стало сложнее оставаться в рамках выбранной ниши — быть и циничной сатирой на жанр, и картиной, сумевшей его «взбодрить». Самоповторы и отсутствие развития героини Гот («Х» и «Пэрл» справлялись с этой задачей лучше) сдерживают историю, лишая ее былого сумасшествия. Это симпатичная попытка завершить серию на высокой ноте (закадрового истошного крика здесь с излишком) — но ближе к финалу эта нота звучит все более фальшиво.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+