«Презумпция невиновности»: как Джейк Джилленхол борется с системой правосудия в США
В 1987 году американский писатель Скотт Туроу выпустил книгу «Презумпция невиновности». Это история о прокуроре Расти Сабиче, которого обвиняют в убийстве коллеги — молодой, красивой и талантливой Кэролин Полеймус. Полеймус нашли дома, связанную и изнасилованную, с проломанным черепом. Незадолго до своей гибели Кэролин вместе с Сабичем отправили за решетку убийцу, жертву которого нашли в такой же позе. Пока Расти уверен, что между этими убийствами есть связь, другие убеждены, что именно Сабич причастен к преступлению, потому что у них с Полеймус был роман (при этом у Расти есть жена Барбара и дети).
На расследование сильно влияют выборы нового окружного прокурора в штате — друг и начальник Расти Реймонд Хорган пытается удержать свой пост, пока его соперник Нико Делла Гуардия наступает ему на пятки. Дело Кэролин Полеймус могло бы сыграть роковую роль в этих выборах, но Расти скрывал от Хоргана свою интимную связь с Полеймус. Они не догадываются, что полиция вскоре выяснит об этом романе, который бросит тень на работу не только Расти, но и Хоргана. Прокуратура заинтересована в быстром расследовании и совершенно не против засадить за решетку своего же коллегу, чтобы доказать, что именно Нико Делла Гуардия должен занять пост окружного прокурора.
Спустя всего лишь три года после публикации книги Туроу в кинопрокат вышла первая экранизация романа — фильм «Презумпция невиновности» с Харрисоном Фордом в главной роли. Продюсеры Сидни Поллак и Марк Розенберг бились за права на книгу еще за год до ее публикации, предчувствуя, что история будет очень успешной. Картина с бюджетом в $20 млн в итоге принесла $221 млн и вошла в список 10 самых популярных фильмов в прокате в 1990 году. В 2022 году стриминговый сервис Apple TV+ объявил о том, что выпустит первую телевизионную адаптацию книги Туроу — сериал «Презумпция невиновности» с Джейком Джилленхолом в главной роли. Если фильм во многом следует нарративу романа, то уже по первым эпизодам очевидно, что сериал будет иметь много разночтений с оригинальной историей.
Сериал Apple TV+ во многом держится на актерской игре Джилленхола, который всегда прекрасно справлялся с ролями экзальтированных и нестабильных героев, которые свято верят в свою правоту, но совершают роковые ошибки на эмоциях. Расти в исполнении Джейка одновременно вызывает сострадание и раздражение. С одной стороны, он честный и горящий своим делом прокурор, засадивший за решетку кучу мерзавцев, но с другой стороны, Сабич просто помешан на Полеймус (Ренате Рейнсве), с которой у них был крайне страстный роман. Он регулярно изменял Барбаре (Рут Негга), скрывал свою интрижку даже от лучших друзей, пытался использовать дело Кэролин, чтобы помочь другу с выборами и заодно спрятать свои скелеты в шкафу. В итоге этот адюльтер разрушает и его семью, и его карьеру, и в принципе систему правосудия в Чикаго.
«Презумпция невиновности» — наглядная история о том, что человек всегда остается человеком со своими слабостями и чувствами. И как бы он ни стремился быть честным и справедливым, когда предстоит сделать выбор между самим собой и законом, правосудие проигрывает любви, алчности или амбициям. Расти даже не догадывается, что, оправдывая себя, он закапывает своих коллег и свою семью, мешая полиции провести честное расследование и отравляя систему изнутри.
С точки зрения нарратива, актерской игры, насыщенности и динамичности сюжета сериал «Презумпция невиновности» уступает фильму Сидни Поллака и Марка Розенберга. Нет смысла сравнивать Джейка Джилленхола и Харрисона Форда (двух принципиально отличающихся друг от друга, но все-таки секс-символов своего времени), которые совершенно по-разному подошли к исполнению роли Расти Сабича. Но в остальном кинематограф вполне мог обойтись без еще одной экранизации романа Туроу.
Скорее всего, сервис Apple TV+ взялся за проект потому, что история о гниющей системе правосудия в США не только не утратила свою актуальность за 38 лет с момента выхода книги, а наоборот — стала еще более насущной и релевантной. Уровень доверия американцев к полиции падает с каждым годом. Например, в 2020 году каждый второй гражданин США сомневался в честных намерениях и прозрачности полицейских. Понятно, что внутренние разборки американцев со своим правительством мало волнуют россиян или зрителей Apple TV+ из других стран, но очевидно, что вопрос доверия к силовым структурам остро стоит далеко за пределами США.
Несмотря на то что в сериале «Презумпция невиновности» множество героев якобы стараются действительно раскрыть дело и найти истину, поверить кому-то из них очень сложно. Личные амбиции, грехи и тайные мотивы так сильно влияют на работу каждого прокурора, детектива и судьи, что зритель невольно задумывается, могу ли эти люди стоять на страже закона? Или же спасение утопающих — дело рук самих утопающих, а чтобы спасти себя и свою семью, нужно полагаться только на свои инстинкты?