К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Зачем обмениваются дарами представители государств и как меняется роль подарков

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Перед Рождеством 1948 года секретарь сообщил сэру Оливеру Фрэнксу, британскому послу в Вашингтоне, что ему звонят с местной радиостанции и спрашивают, что бы он хотел получить в подарок. Фрэнкс, человек с умеренными пристрастиями, долго думал, прежде чем ответить. В итоге в канун того Рождества радиостанция в специальном праздничном эфире зачитала перечень подарков, запрошенных послами, аккредитованными в США. Французский посол попросил мира во всем мире, советский — свободы для порабощенных империализмом. Британский посол попросил коробочку засахаренных фруктов

Пол Браммел не понаслышке знаком с посольской работой, он занимался ею почти 40 лет. Он автор ряда научных работ по дипломатическому этикету и туристических путеводителей по странам, где сам был послом. «История дипломатических даров» содержит 50 примеров и охватывает почти 3500 лет международных отношений. В книге он хотел показать, как и зачем обменивались дарами представители разных государств, что выбиралось в качестве подходящего подношения и как презенты и практика их дарения менялись со временем.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Как-то, посещая королевский дворец в Луангпхабанге (Лаос), я обратил внимание на дары иностранцев. Запомнилось, что американцы преподнесли в дар местному монарху частичку лунного грунта. Советская делегация ограничилась ложечками с символикой города-курорта Сочи. Видимо, к концу дипвояжа по Юго-Восточной Азии подарки посущественнее закончились, хотя стоит отметить и внушительные портреты членов королевской семьи, выполненные Ильей Глазуновым. Браммел пишет, что в рамках программы «Аполлон-11» по первой высадке на Луну экипаж взял с собой мини-­флаги почти всех стран мира. Позже из них сделали стандартные подарочные наборы с 0,05-граммовыми частичками лунного грунта. Такой презент, по мнению автора, сочетает в себе свойства сразу двух распространенных типов даров: реликвии и технологического чуда. Портреты же были излюбленным европейским подарком в XVII–XVIII веках, но их дарили сами изображенные.

Чудотворные реликвии — наиболее эксклюзивный род даров, отправляемых в Средневековье византийскими императорами: например, мощи святых и частички Истинного Креста. До некоторых пор эксклюзивными были шелк и специи, но со временем промышленный шпионаж, рост международной торговли и геополитические сдвиги привели к тому, что монополию на них Константинополь утратил. Подобное случилось в Европе с фарфором. Первыми технологию его производства разгадали саксонцы, поэтому мейсенские сервизы и предметы долго были визитной карточкой дрезденского королевского двора. Но удержать монополию не смогли — мастеров перекупили австрийцы, а затем и во Франции, в Севре, возник центр такого производства. Интересно, что Екатерина II заказывала у французов сервиз в дар своему фавориту Григорию Потемкину, а тот в ответ преподнес императрице ангорскую кошку.

 

Кстати, об ответных дарах. Король Пруссии презентовал Петру I знаменитую Янтарную комнату (и переподарил ненужную яхту), а российский самодержец вручил кубок из слоновой кости собственной работы и токарный станок, дабы пробудить в венценосном коллеге пристрастие к подобному хобби. Также 55 отборных гренадеров были направлены на службу немецкому монарху, обладавшему прозвищем Король-Солдат. Вообще адекватная оценка ценности получаемого представлялась сложной задачей. Не в последнюю очередь потому, что стороны не понимали значения, придаваемого передаваемым предметом каждой из сторон. Так первая дипмиссия англичан в Китай в 1793 году окончилась провалом: императора не впечатлили преподнесенные британцами поделки, а англичане не поняли, например, что скромные украшения из нефрита (который они не ценили) на самом деле означают, что могучий император разбил джунгаров, вернул месторождения Поднебесной и что империя вообще на подъеме. Аналогичным образом двумя столетиями ранее англичане провалились в Японии. Там сёгун не оценил по достоинству телескоп — прорывную технологическую новинку. Вкусы японских владык стали яснее, когда голландской миссии представили вишлист, включавший «железный протез для руки и русалочьи зубы».

Куда проще с живыми дарами — они всегда производили впечатление. Экзотических животных мусульманские правители иногда отправляли европейским. Например, багдадский калиф Харун ар-Рашид отправил слона Карлу Великому, а египетский султан Аль-Камиль — жирафа императору Священной Римской империи Фридриху II, отблагодарившего его белым медведем. Панды — один из самых желанных подарков из Китая. С 1984 года китайцы, осознав их дипломатическую ценность, вообще перестали их дарить, отдавая лишь в аренду. В случае недопонимания между государствами этих бамбуковых медведей отзывают.

 

Растениям тоже есть место в дипломатии. В качестве жеста благодарности за спасение королевской семьи от нацистов каждое Рождество Лондон получает из Осло большую ель для установки на Трафальгарской площади. Нидерланды отправляют тюльпаны в Канаду, приютившую подобным же образом их монаршью семью во время Второй мировой. Наконец, на День святого Патрика посол или даже глава Ирландии по традиции вручает президенту США вазу с четырехлистниками, символом святого. Дипломаты других стран завидуют ирландцам, так как эта церемония ежегодно дает им возможность личного контакта с главой самого могущественного государства на Земле. 

Из других подарков американцам автор отмечает статую Свободы, преподнесенную французами. Нюанс в том, что изначально эта дама должна была стоять у входа в Суэцкий канал и представлять собой крестьянку, олицетворяющую «Египет, несущий свет в Азию». Вспоминая британские дары России, Браммел пишет, что перед передачей в 1943-м Сталину «меч Сталинграда» показывали по всей стране, где на него смотрело до 30 000 человек ежедневно. Во время холодной войны меч неоднократно возвращался в Великобританию для показа. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+