Вырос на глазах: как «Майор Гром: Игра» продолжает показывать пример удачного кино
Новый «Майор Гром» начинается через год после событий первого фильма — когда Игорь Гром (Тихон Жизневский) одолел Чумного Доктора, отправил в психиатрическую клинику айти-вундеркинда Сергея Разумовского (Сергей Горошко), покорил сердце журналистки Юлии Пчелкиной (Любовь Аксенова) и окончательно подружился с коллегой-идеалистом Димой Дубиным (Александр Сетейкин).
Кажется, что отныне жизнь наладится — Питер под охраной доблестной полиции, настолько расслабившейся в спокойные времена, что рабочее время коротает не на задержаниях преступников, а в ближайших пивнушках, где с ней кутит на все зарплатные и начальник Игорь Прокопенко (Алексей Маклаков). Игорь Гром отныне локальная звезда — ему посвящают граффити, с ним делают селфи, бесплатно угощают питерской шавермой и воспевают как героя нашего времени.
Но однажды в тюрьме происходит бунт заключенных, организованный самым безумным из них по прозвищу Главарь (Евгений Чебатков). Бунт удается подавить. Хотя подробности произошедшего неясны: как и зачем кто-то сперва подбил заключенных на побег, а потом, будто подыгрывая полиции, оголтелые головорезы покорно ей сдались — это событие запускает череду бед и катастроф в жизни Грома и всего города.
Чиновники из МВД в лице героини Ольги Сутуловой готовят полицейскую реформу — путем крупных сокращений блюстителей правопорядка на местах заменят современные дроны. Главный бенефициар этих нововведений — голландский технократ японского происхождения Август ван дер Хольт (Матвей Лыков) — гений, миллиардер, плейбой и злодей. А еще Северную столицу буквально берет в заложники неизвестный подрывник — он угрожает взорвать (и частично держит слово) Санкт-Петербург, если Гром не уйдет со службы.
Гром противится: «Это мой город, я никуда не уйду». Тогда неизвестный террорист предлагает майору сыграть в опасную игру на смекалку: если Гром сможет разгадать сложные ребусы преступника, запрятанная по всему городу взрывчатка не сработает. Если нет — последствия не заставят себя ждать. Так кинокомикс «Майор Гром» ставит главного героя перед почти что гамлетовской дилеммой: быть или не быть? Но если не быть, то кто победит зло, распространяющееся по городу со скоростью раковой опухоли?
Первое, что хочется зафиксировать, «Майор Гром» — это, конечно, проект, рожденный из большой любви своих создателей. И если договориться, что это любимый ребенок, то он логично развивается и растет прямо на наших глазах. Вышедший в 2021 году первый фильм серии при всем его масштабе, амбициях и дороговизне все же казался неуклюжим стартом большой франшизы. Он только делал первые шаги — не очень уверенные, а где-то и вовсе сворачивал не туда. Как и всякий ребенок, фильм был шумный, суетной, но еще не до конца сформировавшийся. Заряженные драйвом авторы хотели вложить в проект по максимуму, но перегрузка и двоякость смыслов только вредили.
Второй фильм под названием «Гром: Трудное детство», хотя и был приквелом, в сформировавшейся трилогии напоминал отрочество. После первой части авторы взяли паузу и перед следующим шагом вперед сделали два назад — в прошлое Игоря Грома, которое определило его судьбу. Получилось ностальгирующее кино о страшном времени (на дворе лихие 1990-е бандитского Петербурга), безобидно показанные глазами героя-ребенка. Таким было намеренное решение автором — ведь даже самые страшные события в детстве ребенок воспринимает не так, как взрослый, часто идеализируя время, когда деревья были большими, конфеты слаще и казалось, что летним каникулам не будет конца.
«Майор Гром: Игра» в эволюции франшизы выглядит уже более зрелым проектом — может быть, еще не до конца взрослым, но цельным, лучше понимающим себя и мир вокруг. Таким же ощущается и подход создателей фильма — Артема Габрелянова, Олега Трофима, Михаила Китаева и других. Это все еще проект с универсальным сюжетом — добрый герой из раза в раз побеждает зло со всеми атрибутами жанра: взрывами, погонями, сценарными твистами и самоиронией (с юмором в фильме все особенно хорошо — есть и отсылки к мемам, и просто хорошие шутки, удачно вписывающиеся в сюжет).
Но история не делает вид, что существует в личном вакууме и в отрыве от реальности. Проделав ощутимую работу над ошибками (а первый фильм не просто ругали критики, но и «наказали» рублем зрители), новая часть вырастает в большое развлекательное кино, в котором находится место и рефлексии о сегодняшнем дне.
С экрана ведущая новостей (Юлия Паршута) сообщает об очередном громком хлопке, а правдорубка Юля Пчелкина упрекает ее за профессиональную трусость: «Удар двух ладоней — это хлопок, а то, что произошло на Дворцовой, — теракт». Героиня Ольги Сутуловой (досадно не раскрытый персонаж) грозится наказать того, кто «развязал войну против жителей нашего города», а в это время за ее спиной взлетают те самые угрожающие дроны, которыми хотят заменить живых людей.
Позже уже другой диктор за кадром скажет: «Нам всем еще только предстоит разобраться, как все это могло с нами произойти и как один человек смог взять в заложники целый город». А учитывая, что Санкт-Петербург во вселенной «Майора Грома» — это государство в миниатюре, вопрос звучит больно. Как и слова Грома о том, что не всякая цель оправдывает средства — вроде бы дежурная истина, но в рамках истории звучит обезоруживающе точно.
И, наконец, саундтрек, который всегда выступает во франшизе дополнительным героем. Музыку третьего фильма венчает песня «Последний герой» группы «Кино» — грустная ода романтикам и идеалистам, которым не находится места в обычной жизни.
Не только эти авторские решения определяют новый фильм, но и россыпь кивков в сторону массовой культуры: «Майор Гром» — плод любви киноманов. Здесь хватает отсылок и к плутовскому третьему «Крепкому орешку», и к сатиричному хоррору «Прочь»; и к эталонным проектам Marvel, и к бэтменовской трилогии Кристофера Нолана для DC. Но глупо упрекать авторов в цитировании канона — сам Marvel давно освоил этот бесхитростный прием. Нестрашно, когда есть оммажи и пасхалки, — важно, чтобы они удачно работали. И в фильме «Майор Гром: Игра» они кажутся на месте, потому что хороший кинокомикс — всегда упражнение на внимательность для истинных синефилов.
Режиссер Олег Трофим ощутимо растет от фильма к фильму — к третьей картине мир истории строится не только на впечатляющих экшен-сценах, которыми беззастенчиво любуется постановщик (за трюки отвечает казахстанская студия «Кун-до», а также каскадер и актер Максим Яковлев). И не только на гротеске и утрированной актерской игре, выглядящей так, словно авторы не знают меры.
Вырос, а вместе с тем и стал уязвимее Игорь Гром. Прощание с детством лишает его брони беззаботной юности, а появление в жизни новых любимых людей превращает в идеальную мишень для психопата с детонатором. Гром здесь уже больше человек, чем образ. Он ошибается, не справляется с работой и позволяет в себе геройскому уступить место человеческому. Сцены с прыжками на крыши домов и зубодробительных драк чередуются с эпизодами, когда на самую высокую крышу мира хочется взобраться не для того, чтобы одолеть очередного злодея, а чтобы чуточку усмирить внутренних демонов.
На финальных титрах после почти трехчасового киноаттракциона ощущаешь подскочивший уровень адреналина в крови и щемящую тоску. «Майор Гром» с его открыточным образом Санкт-Петербурга и обещанием победы добра над злом по итогу тоже оказывается на сюжетном распутье. С каждым новым годом жизни сложнее заученно повторять: «Все будет хорошо». Но как же изо всех сил хочется держаться за эту надежду до конца — так, как это умеет, наверное, только ребенок. Хотя все подводит к тому, что вслед за Игорем Громом нам придется повзрослеть.