К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Айвазовский за £500 000 и три работы Баския за $86 млн: новости арт-рынка

Жан-Мишель Баския, «Без названия (ELMAR)» (Фото Phillips)
Жан-Мишель Баския, «Без названия (ELMAR)» (Фото Phillips)
На венских торгах продают недавно обнаруженного Климта за €50 млн, в Гостином Дворе стартует «Арт Москва», галерея pop/off/art показывает работы Андрея Красулина. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Новости рынка: Christie’s продает в рассрочку, Биеннале Уитни молодеет

Аукционный дом Christie’s совместно с австралийским финансовым стартапом Art Money запускает опцию покупки искусства в рассрочку. Впервые этой возможностью смогли воспользоваться участники проходивших 16 апреля торгов, посвященных тиражному искусству. Опция распространяется на лоты стоимостью до $1 млн. Схема подразумевает, что при цене молотка в $10 000 покупатель сможет выплачивать по $1000 в месяц плюс 10% от ежемесячного платежа, то есть в итоге работа обойдется ему в $11 000.

В Нью-Йорке Музей Уитни проводит 81-ю Биеннале Уитни. В выставке, которая продлится до августа, участвуют 76 художников. Как показывает опубликованная на днях статистика, по сравнению с позапрошлым годом биеннале заметно помолодела. Впервые за всю историю смотра львиную долю (60%) участников составили авторы, родившиеся в период с 1981 по 1996 год. Самый молодой художник этого выпуска родился в 2000 году, а самый часто встречающийся год рождения на нынешней биеннале — 1990 (соответствует возрасту 33 или 34 лет, то есть на семь лет моложе, чем в 2022 году).

Предстоящие торги: Климт за €50 млн и бум работ Баския на аукционах

На 24 апреля намечены торги венского аукционного дома Im Kinsky, на которых с молотка пустят «Портрет госпожи Лизер» кисти Густава Климта. Работа, считавшаяся утраченной на протяжении почти целого века, оценена в €30–50 млн. Поздний портрет мастера происходит из частной австрийской коллекции. По данным Bloomberg, владельцы приняли решение о продаже, узнав, что в прошлом году на Sotheby’s за рекордные для Климта $108 млн ушла «Дама с веером». В последний раз портрет, выставленный на Im Kinsky, экспонировался в 1925 году. С тех пор о местоположении картины ничего не было известно, а исследователям творчества Климта работа была известна только по старой черно-белой фотографии. Предположительно, заказчиком портрета был австро-венгерский промышленник Адольф Лизер. Помимо портрета, на торги Im Kinsky будет выставлено еще 18 работ Климта, преимущественно графических.

 
Густав Климт, «Портрет госпожи Лизер» (Фото Im Kinsky)

Топ-лотом посвященных искусству XX–XXI веков вечерних торгов Christie’s, которые пройдут в Нью-Йорке в мае, станет работа Жан-Мишеля Баския «Итальянская версия свинины в рационе Папая». Картина, написанная в 1982 году на холсте, натянутом на четыре соединенные друг с другом деревянные опоры, оценена в $30 млн. Одновременно с Christie’s важные работы Баския этой весной выставляют и другие аукционы-гиганты. Sotheby’s планирует выручить $18 млн за совместную работу Баския и Уорхола. Phillips удалось заполучить для продажи сразу три работы художника, суммарная оценочная стоимость которых превышает $85 млн. Все они происходят из коллекции итальянского антрополога Франческо Пеллицци. Самой дорогой из трех считается полотно 1982 года «Без названия (ELMAR)». Его эстимейт составляет $40–60 млн. Аукционисты подчеркивают, что 1982 год был самым плодотворным и успешным в творчестве Баския. Суммарный объем его аукционных продаж по итогам 2023 года составил €186 млн.

Очередной аукцион современного искусства «Ликвидация» пройдет в Москве 24 апреля. На этот раз организаторы торгов (Newnow, «Главный экспонат» и Blanar Art) собрали работы 35 молодых авторов. Все они так или иначе исследуют тему игры (торги проходят с соответствующим подзаголовком game). Аукционистом выступит владелица галереи a-s-t-r-a Алина Крюкова. К числу самых дорогих лотов относятся созданный из пластилина и гипса на металлическом каркасе объект Гаяне Аветисян «Утопия детства» (890 000 рублей) и блестящий шлем со звездой Дмитрия Шабалина (350 000 рублей). Предаукционная выставка  пройдет на территории Хлебозавода №9 с 20 по 24 апреля. Но уже сейчас при помощи специального бота отдельные лоты можно найти в некоторых из локаций пространства.

 

Прошедшие торги: Айвазовский за £500 000 и торги в «белых перчатках»

Проходившие 11 апреля торги Christie’s, посвященные работам Ман Рэя из коллекции Мэрион Мейер, собрали в сумме €4,7 млн. Топ-лотом стал один из трех экземпляров знаменитого снимка «Скрипка Энгра», напечатанный с оригинального негатива в 1970 году. Работа была продана втрое дороже эстимейта — за €151 200. В 2022 году на Christie’s более редкий и ранний экземпляр «Скрипки Энгра» был продан за рекордные $12,4 млн.

Ман Рэй, «Скрипка Энгра» (Фото Christie’s)

Суммарная выручка завершившихся 10 апреля онлайн-торгов MacDougall’s «Парижская школа и другие мастера» составила £1,1 млн. Почти половина этой суммы пришлась на один топ-лот — картину Ивана Айвазовского «У южного побережья», которая ушла с молотка в рамках эстимейта за £514 000. За £116 935 было продано полотно Константина Горбатова «Открытое окно». 

Главным событием завершившейся 9 апреля серии гонконгских торгов Sotheby’s стала распродажа коллекции семьи Филлипс. В общей сложности на продажу было выставлено более 220 лотов (преимущественно драгоценностей), которые собрали в сумме $3,6 млн. Эти торги первыми в истории гонконгских ювелирных аукционов получили статус «белых перчаток»: так аукционисты называют торги, лоты которых оказываются полностью распроданными. Свои эстимейты превысили 60% лотов. Почти в четыре раза превысил ожидания аукционистов главный топ-лот — бриллиантовое ожерелье Van Cleef & Arpels, проданное за $243 421.

 

Ярмарки: в Гостином Дворе — «Арт Москва», в Петербурге — второй PAF

В московском Гостином Дворе 17–21 апреля пройдет 21-й выпуск ярмарки «Арт Москва». Организаторы обещают собрать в Гостином Дворе рекордное (порядка 250) число участников, которых поделили на пять разделов. Среди 200 галерей представителей классического (42) и современного (36) искусства оказалось почти поровну. На пресс-показе накануне открытия организатор ярмарки Василий Бычков отметил, что ожидает высокого уровня посещаемости и продаж на фоне общероссийского роста интереса к выставкам и зрелищным мероприятиям на 30%. 

В секции антиквариата и классического искусства продаются произведения Ивана Айвазовского, Виктора Васнецова, Константина Маковского и других хрестоматийных авторов. Впервые на ярмарке представлен раздел тиражной графики. Отдельный стенд есть у Клуба Livre d’artiste с уникальными изданиями «книг художника» с иллюстрациями Леонида Тишкова, Сергея Шутова, Екатерины Смирновой и Юрия Ващенко.

Центральным и по расположению, и по зрелищности оказалось пространство Stella Art Foundation с музейными работами Константина Звездочетова, Влада Мамышева Монро, Роберта Мэпплторпа, Алекса Каца. На стенде галереи «Веллум» можно увидеть произведения Леонида Пурыгина, Владимира Немухина, Олега Целкова и других авторов второй половины ХХ века.

Константин Горбатов, «На реке Великой. Псков» (Фото Suslov Fine Art)

Помимо шедевров классической живописи, на ярмарке будет представлено и декоративно-прикладное искусство. Почетным гостем стенда галереи «Империя» станет глава направления по развитию российско-германского сотрудничества Мейсенской фарфоровой мануфактуры Анна Хольцман. Арт-дилер галереи «Империя» Норик Мноян признает, что за последний год в сегменте рынка изделий из мейсенского фарфора наблюдалось относительное затишье. При этом редкие антикварные предметы по-прежнему остаются выгодным объектом для инвестиций. Галерея со своей стороны продолжает поддерживать контакт с мануфактурой, чтобы знакомить клиентов с новыми коллекциями, которые можно увидеть и приобрести в Германии.

Второй выпуск петербургской ярмарки современного искусства Port Art Fair пройдет с 18 по 21 апреля на территории «Севкабель Порта». К участию по результатам открытого конкурса отобраны 26 галерей и 61 независимый художник. Среди художников  —  много авторов, которые только участвовали в московском маркете Win-Win, проходившем на территории «Винзавода» 13 и 14 апреля. Художник и хореограф Никита Орлов представит свои абстрактные композиции, переосмысляющие пластику танца (от 40 000 до 50 000 рублей). Анна Дерябова будет показывать тиражные работы, в том числе листы, выполненные в максимально экологичной технике мокуханга (от 6000 рублей). Только что почти полностью распродавшая свой стенд на ярмарке Сatalog онлайн-галерея Shift едет в Петербург с разноформатной графикой Анастасии Рыбаковой и Владиславы Тарасовой. 

 

МАММ открылся после ремонта, галерея Serene осваивает Лондон

На 23 апреля намечен запуск лондонского поп-ап-проекта галереи Serene. Директор галереи Александр Бланарь называет это большим и важным шагом, логическим продолжением международных проектов Serene. Московское пространство галереи открылось весной 2022 года, а несколько месяцев спустя был запущен филиал в Лугано. «В Москве мы смогли довольно быстро вырасти репутационно и с самого начала успешно продавать работы в хорошие коллекции, — подчеркивает Александр Бланарь. — Открытие пространства в Лугано было испытанием, потому что для нас это новый, незнакомый рынок, но за год мы смогли собрать комьюнити из арт-профессионалов, которые нас поддерживают. Этот опыт позволил нам разобраться с доставками, налогами, понять, как лучше и продуктивнее общаться с прессой и незнакомыми коллекционерами». В Лондоне галерея представит коллективную междисциплинарную выставку с работами шести художников, работающих в самых разных техниках и направлениях — от абстрактных полотен Конрада Выребека или Елены Поповой до чувственных фотографий Мариано Виванко и напоминающих игрушки объекты Полины Осиповой. Поп-ап-проект откроется на территории арт-хаба Кромвель-плейс, где в начале года основатель музея АРТ4 и коллекционер Игорь Маркин вместе с художницей Лизой Бобковой открыл свою новую галерею. «По обороту искусства Великобритания сейчас на третьем месте после США и Китая, — отмечает Александр Бланарь. — Тут есть большие возможности сделать наших молодых художников более известными, а также активно продавать и зарабатывать».

Полина Осипова, «Игрушка-качалка» (Фото Serene)

После капитального ремонта, который продолжался полтора года, двери для посетителей вновь открыл «Мультимедиа Арт Музей, Москва» (МАММ). В ближайшие месяцы в обновленных залах можно увидеть восемь выставочных  проектов. Это приуроченная к 90-летию Эрика Булатова выставка его работ «Живу дальше. Лаборатория художника». В экспозицию вошло более 100 работ: семь живописных полотен и десятки графических листов. Другая выставка посвящена шедеврам мировой фотографии моды из коллекции Фонда Still Art. В отдельном зале показывают инсталляцию Алексея Каллимы, посвященную теме футбола, которую он создал для павильона России на Венецианской биеннале в 2009 году. Сорокаметровая фреска, написанная флуоресцентными красками, проявляющимися в ультрафиолетовом свете, изображает переполненные болельщиками трибуны бушующего стадиона. Кроме того, в МАММ открылся книжный и дизайнерский магазин с секцией тиражного искусства.

Выставка-VR-путешествие по Великой степи, пропажи британских музеев

В Государственном историческом музее открылась выставка «Дикое поле. В вечном движении», посвященная отношениям России с кочевым миром великой степи. В экспозиции собраны уникальные археологические памятники, произведения ювелирного искусства, оружие, доспехи, одежда и предметы быта кочевых племен. В отдельном пространстве, стилизованном под погребальную камеру, представлены образцы скифского золота. Дополнением служат произведения изобразительного искусства, в том числе современного: специально для проекта оригинальную работу создал скульптор Даши Намдаков. Еще один специальный раздел, подготовленный с соцсетью LOOKY, позволит посетителям совершить виртуальное путешествие в образе цифрового кочевника.

Парные двупластинчатые фибулы второй половины V–VI веков (Фото ГИМ)

Сразу несколько британских музеев признали, что за последние пять лет отдельные экспонаты из их собраний были украдены, утеряны или уничтожены. В числе прочих речь идет о Музее естественной истории и Национальном музее Шотландии. В коллекции Императорского военного музея утерянными в период с 2018 по 2023 год числятся более 500 предметов, а одна работа считается украденной. По данным Independent, к другим учреждениям, зафиксировавшим потерю экспонатов с 2017 года, относятся Музей Уэльса (16 предметов) и Музей науки (четыре предмета).

 

Новые выставки на «Винзаводе» и в Sistema Gallery

В галерее pop/off/art на «Винзаводе» с 17 апреля открыта персональная выставка работ художника-шестидесятника Андрея Красулина «Берлинский дневник». Проект приурочен к 90-летию автора и рассказывает историю его переезда из Москвы в Берлин весной 2022 года. Попав в новую для себя страну, художник начал обустраиваться привычным способом, а именно — при помощи творчества. Работая с найденными материалами (пакеты как основа для графики, стеллаж, ставший героем картины), он одновременно с этим подмечал показавшиеся ему любопытными немецкие фразы и их русские аналоги. Говоря о собственной впопыхах оставленной записке со словами «Щас приду», Красулин сокрушался, что никогда не сможет этого повторить. На выставке фраза стала названием одного из фирменных кругов художника, девиз которого остается прежним: «Круг нарисовал — день прожит не зря». Проект экспозиции художник создавал дистанционно, работая с 3D-моделью выставочного пространства.

Работы Андрея Красулина из проекта «Берлинский дневник» (Фото Дмитрия Пошвина)

C 19 апреля в московской Sistema Gallery открыты сразу четыре выставки, на которых представлено творчество молодых российских художниц. Проект Даши Мальцевой «Жизнь в розовом цвете» объединил 23 произведения, включая несколько монументальных живописных полотен, создающих подобие тотальной инсталляции. Образы для своих работ Мальцева заимствует из наследия ренессанса и барокко, пересобирая из их фрагментов новые композиции. Выставка Дарьи Арбузовой «Айдол» посвящена способам преодоления одиночества. Эту тему художница раскрывает в сложных объектах из стекла и полимера. Для своего проекта «Синкопа» Саша Кокачева собрала 14 картин и объектов из металла, передающих чувство влюбленности и отсылающих к книге французского философа Ролана Барта «Фрагменты речи влюбленного». Экспозиция Дарьи Калугиной под названием «Сердцестояние» посвящена размышлениям о возможности визуальной реконструкции воспоминаний и чувств.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+