К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Работа Уорхола и Баския за $18 млн и платье Мэрилин Монро $325 000: новости арт-рынка

Энди Уорхол и Жан-Мишель Баския, «Без названия» (Фото Sotheby’s)
Энди Уорхол и Жан-Мишель Баския, «Без названия» (Фото Sotheby’s)
«Крымский пейзаж» Айвазовского продан за 88,5 млн рублей, Christie’s выставляет на продажу музейного Моне за $25 млн, главные продажи гонконгской ярмарки Art Basel. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Новости рынка: рынок Франции на спаде, в павильоне России — Боливия

Новая штаб-квартира Christie’s в Гонконге должна открыться к сентябрю этого года. Свои ожидания от работы новой площадки представители аукционного дома описывают словами «сдержанный оптимизм». Фрэнсис Бэлин, глава азиатско-тихоокеанского подразделения Christie’s, рассчитывает на рост продаж за счет продолжающегося всплеска интереса к коллекционированию со стороны представителей поколения Z. «Мы не ждем, что рынок будет расти так же стремительно, как в 2021 году, но мы можем добиться хороших результатов, если расставим верные приоритеты», — подчеркивает Бэлин. В прошлом году объем аукционных продаж Christie’s в данном регионе составил $805 млн, продемонстрировав спад на 4% по сравнению с аналогичным показателем 2022 года. 

Sotheby’s решил отметить 50-летие своего присутствия на азиатском рынке переездом. На новой гонконгской площадке, которая откроется уже в июле, будут дважды в год проводить торги, а также устраивать предаукционные выставки и образовательные мероприятия. Региональное руководство обещает, что новое пространство меньше всего будет напоминать традиционный галерейный «белый куб». Николас Чоу, глава местного отделения Sotheby’s, подчеркивает, что хочет сделать искусство и предметы роскоши как можно более доступными широкой аудитории. Отчасти это объясняется тем фактом, что наибольшей популярностью среди клиентов из стран Азии пользуются торги смешанного формата, когда в рамках одного аукциона торгуются тибетские древности, полотна импрессионистов и кроссовки Майкла Джордана.  

Международное издание The Art Newspaper пишет, что на французском арт-рынке наблюдается спад. Он сменил собой период двухлетнего взрывного роста, пик которого пришелся на март прошлого года, когда на парижских торгах Artcurial за рекордные €24,3 млн была продана картина Жан-Батиста Симеона Шардена «Корзина земляники». Общий объем аукционных продаж во Франции в прошлом году составил €4,6 млрд. При этом секция изобразительного искусства заметно просела, а рекордный показатель — это во многом результат успешных сделок в отношении люксовых автомобилей. В частности, продажи произведений современного искусства упали на 4%, до отметки в €248 млн, а выручка в сегменте искусства старых мастеров составила €110 млн, продемонстрировав спад на 18%.

 

В рамках 60-й Венецианской биеннале современного искусства, которая откроется 20 апреля, в Русском павильоне свой проект будут показывать художники из Боливии. Согласно официальному заявлению, которое распространяет компания Smart Art, оператор павильона с 2021 года, Министерство культуры, поддержал инициативу Боливии. Общая тема выставки звучит как «Иностранцы повсюду», в то время как боливийский проект получил название «Вглядываясь в будущее минувшее, мы движемся вперед». 

Предстоящие торги: музейный Моне за $25 млн и картина Уорхола и Баския

На торги Christie’s выставят картину Клода Моне из американского Художественного музея Нельсона-Аткинса «Лимецкая мельница» 1888 года. Моне написал всего два варианта этого вида. Второй был продан на Sotheby’s в ноябре прошлого года за $25,6 млн. Тогда верхней планкой эстимейта была сумма в $18 млн. Теперь, год спустя, Christie’s установил эстимейт в $18—25 млн. Аналитики полагают, что картина может превысить ожидания на фоне широко отмечаемого юбилея первой выставки импрессионистов. Свою роль может сыграть и провенанс. Одним из первых владельцев пейзажа был знаменитый маршан Поль Дюран-Рюэль. В 1940-х годах полотно перешло в канзасскую коллекцию Джозефа и Этель Ата, а к концу 1980-х наряду с другими работами собрания было передано для временного экспонирования Музею Нельсона-Аткинса, где выставлялось с 2008 года. Нью-Йоркские торги Christie’s пройдут в мае, выручку от продажи картины обещают передать на пополнение коллекции музея. 

 
Клод Моне. «Лимецкая мельница» (Фото Christie’s)

Одним из топ-лотом майских торгов Sotheby’s станет совместная работа Энди Уорхола и Жан-Мишеля Баския. Масштабное (3 х 4 метра) полотно «Без названия» 1984 года будет продаваться с эстимейтом в $18 млн. В последний раз работа появлялась на рынке почти 15 лет назад. Тогда, в 2010 году, она ушла с молотка на Sotheby’s за $2,6 млн. Вероятно, такой скачок в цене объясняется ретроспективой совместного творчества двух художников, которая проходила в прошлом году в парижском Фонде Louis Vuitton. Уорхол и Баския активно сотрудничали с 1983 по 1985 год, создав в общей сложности порядка 150 работ. Плоды коллаборации были неоднозначно встречены современниками: на первой выставке в галерее Тони Шафрази в 1985 году не было продано ни одной работы. Рекорд цены на такие картины составляет $11,3 млн. Он был установлен на Phillips в 2014 году. 

Первая сессия ежемесячных торгов «Шедевры из частных московских собраний» аукционного дома «Русская эмаль» пройдут 6 апреля. В секции живописи топ-лотами считаются натюрморт «Красивые розы» кисти Георгия Лапшина (1,5—1,9  млн рублей) и «Портрет молодой дамы» кисти неизвестного художника середины XIX века (200 000 — 1 млн рублей).

Прошедшие торги: Айвазовский за 88,5 млн рублей

Суммарная выручка по итогам весенне-летних торгов «Первые имена» ARTinvestment.RU, завершившихся 29 марта, составила более 367 млн рублей. Топ-лотом стал «Крымский пейзаж» Ивана Айвазовского, ушедший с молотка за 88,5 млн рублей. За портрет кисти Ильи Репина «Молодой человек в мастерской художника» новый владелец заплатил 26,6 млн рублей. В прошлом году он был продан на торгах малоизвестного нью-йоркского аукциона Showplace за $70 000. Новые аукционные рекорды были установлены на произведения Алексея Явленского (44,2 млн рублей за «Натюрморт с цветущим растением» 1909 года), Владимира Баранова-Россине (23,6 млн рублей за «Скандинавский пейзаж» 1910—1911 годов) и Константина Горбатова (21,8 млн рублей за «Древний город» 1923 года). 

 
Илья Репин. «Молодой человек в мастерской художника» (Фото ARTinvestment.RU)

Коллекция основателя журнала Playboy Хью Хефнера распродана на проходивших с 28 по 30 марта торгах Julien’s за $4 млн. Топ-лотом стала бронза под названием «Ствол» американского скульптора-абстракциониста Ричарда Ханта ($127 000). Примерно половину из 600 выставлявшихся на продажу лотов составляли предметы меморабилии, связанные с Мэрилин Монро, несмотря на то что в реальной жизни Хефнер и актриса даже не были знакомы. В этой подборке самым дорогим лотом стало розовое платье Pucci, проданное за $325 000. 

Ярмарки: главные продажи Art Basel Hong Kong, новый «Контур»

В Гонконге с 28 по 30 марта проходил 11-й выпуск ярмарки Art Basel Hong Kong. Организаторам смотра удалось собрать более 240 галерей из 40 стран мира. Самой громкой продажей VIP-превью стала картина Виллема де Кунинга «Без названия III», ушедшая со стенда Hauser & Wirth за $9 млн. Чуть меньше ($8,5 млн) галерее удалось выручить за полотно Филипа Гастона «Желание». Представители Sprüth Magers в числе прочих работ подтвердили продажу «Сконструированного женского портрета» Джорджа Кондор (более $2 млн) и «Малой жертвы №3» Дженни Хольцер ($475 000). Галерея Victoria Miro продала несколько инсталляций Яеи Кусамы на общую сумму в $11 млн.

Стенд Hauser & Wirth на Art Basel Hong Kong с работами де Кунинга и Гастона (Фото Hauser & Wirth)

Второй выпуск нижегородской ярмарки графики «Контур» пройдет в этом году с 17 по 19 мая. Площадкой ярмарки снова станет подземная парковка отеля Sheraton Kremlin. Готовность принять участие в ярмарке уже подтвердили 40 институций из Нижнего Новгорода,  Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Кроме галерей, будут представлены образовательные учреждения и инициативы в сфере современного искусства. В прошлом году общая сумма продаж всех участников ярмарки превысила отметку в 11 млн рублей.

Судьба шедевров: Моне в счет реставрации и спорный ван Дейк

Клуб Юнион-лиги Чикаго продает картину Клода Моне, чтобы собрать $10 млн на реновацию своего исторического здания. Речь идет о полотне 1872 года под названием «Яблони в цвету». В 1895 году его купил член клуба, судья Джон Бартон Пейн, впоследствии перепродавший картину руководству клуба за $500. К 1985 году ее стоимость составляла $900 000, а к 2020 году она выросла до $5—15 млн.

Антонис ван Дейк. «Сестры Чик» (Фото DR)

Судя по всему, в ближайшие месяцы на торги будет выставлена редкая картина Антониса ван Дейка. Проходящий процедуру банкротство английский светский лев Джеймс Стант попытался вывести ее из-под судебного разбирательства, но судья решил иначе. Написанная примерно в 1640 году картина под названием «Сестры Чик» — один из немногих образцов парного портрета в творческом наследии фламандского мастера. Джеймс Стант был женат на Петре Экклстоун, дочери экс-главы «Формулы-1» Берни Экклстоуна. Пара развелась в 2017 году, после чего летом 2019 года Стант был объявлен банкротом. В суде он пытался доказать, что покупателем картины в 2013 году был не он, а его отец.  

 

Художники-шестидесятники в Новой Третьяковке и в Пушкинском музее

В Новой Третьяковке до 14 июля проходит выставка «Сигнальная система», посвященная одноименному циклу Юрия Злотникова. Выполненная в жанре аналитической абстракции серия является ключевой и самой известной в творчестве художника. Сегодня серию считают своего рода предтечей science art в России. В экспозицию вошло 59 листов из этого цикла, а также пять работ из серии «Протосигналы». Из представленных работ семь листов происходят из собственной коллекции Третьяковки, 46 листов предоставила семья художника, а остальные работы добавили из частных собраний Музея AZ, Сергея Лимонова, Антона Козлова, Романа Бабичева. 

Партнером проекта выступила галерея pop/off/art. Директор галереи Сергей Попов подчеркивает, что сам Злотников не стал бы выставлять «Сигнальную систему» отдельно: он все время настаивал на том, что ее нужно миксовать с фигуративными работами. При этом галерист отмечает, что сегодня важно посмотреть на «Сигналы» и без сопровождения, как на первые неоавангардные работы, первую по-настоящему важную серию в истории современного искусства в Советском Союзе после войны. «При жизни Юрий Савельевич активно с рынком своих произведений не работал, — отмечает Попов. — Фактически он стал формироваться только после его смерти». Его искусство pop/off/art представляет с 2017 года вместе с наследниками художника — его внуками Александром Злотниковым и Андреем Тюленевым. 

Фрагмент экспозиции «Сигнальная система» (Фото ГТГ)

«Сейчас в частных собраниях и музеях находится порядка 10% существующих работ Злотникова», — рассказал Forbes Life Александр Злотников. Он связывает это с тем, что пока не произошло полноценного признания его вклада в мировое искусство. «Перед нами как наследниками стоит глобальная задача по популяризации его творчества», — подчеркивает внук художника. Чтобы реализовывать эти цели, а также для хранения работ в достойных условиях, реставрации и экспонирования отдельные произведения наследники выпускают на арт-рынок. «Важно отметить, что у нас нет задачи по распродаже собрания, так как это снижает его ценность и почти полностью исключит возможность развивать имя Злотникова на международной арт-сцене». По словам Сергея Попова, сейчас работы Злотникова на бумаге в среднем стоят от 400 000 до 800 000 рублей за лист. Самыми дорогими считаются «Сигналы»: за последние несколько лет цены на эту серию выросли с 1,5 млн до 2,5 млн рублей.

В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Пушкинского музея на днях открылась выставка «От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга». Художника, который при жизни не вписывался ни в одно современное ему художественное объединение, с Пушкинским музеем связывала личная история. Он посещал его с раннего детства, а в середине ХХ века устроился на работу разнорабочим, чтобы чаще видеть шедевры любимых импрессионистов. В 1997 году подборку работ Вейсберга в дар Пушкинскому музею передала вдова художника. Эти произведения легли в основу экспозиции, а дополнили их произведения из других музейных и частных собраний. Выставка, организованная при поддержке Фонда In artibus и Фонда Владимира Вейсберга, продлится до 30 июня.

 

Музейные новостройки: ЦСИ AZ/ART, Третьяковка на Кадашевской набережной

На 17 мая намечено открытие Центра современного искусства AZ/ART, который станет преемником одноименной экспериментальной площадки московского Музея AZ. Новое пространство расположится в принадлежавших семье Нарышкиных исторических палатах XVII века на Маросейке. Пилотной выставкой станет экспозиция «Вне эксплуатации» с работами главных отечественных художников второй половины ХХ века (Владимира Немухина, Анатолия Зверева, Лидии Мастерковой), а также современных авторов. Куратором всего выставочного сезона 2024—2025 годов выступит художник и искусствовед Александр Дашевский. Основное пространство Музея AZ на 2-й Тверской-Ямской уже закрылось на временный ремонт. 

На прошлой неделе завершилось продолжавшееся с 2007 года строительство нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. Общая площадь — 35 000 кв. м. Суммарная стоимость проекта, включая дополнительное финансирование, выделенное в 2021 году, составила 15,7 млрд рублей. Здание будет вводиться в эксплуатацию постепенно. Летом здесь проведут церемонию награждения Национальной премии в области музейного дела имени Дмитрия Сергеевича Лихачева, а к осени обещают подготовить выставку, посвященную наследию передвижников.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+