«Перебор — чаще всего успех. Когда в моде создаешь не так, как все, получается особенное и сексуальное. И поверьте мне, каждая хочет быть сексуальной, а я хочу помочь женщинам чувствовать себя на все сто. Иногда женщины боятся быть чересчур сексуальными, а я хочу им сказать, что одно платье может изменить жизнь раз и навсегда!»
Роберто Кавалли не лез за словам в карман и всегда рассуждал смело, так же смело, как создавал свои коллекции, откровенные, яркие и кричащие «секс». Сегодня в эпоху победившей толерантности, пресловутой осторожности и культуры отмены, его слова, действия и мода, скорее всего, показались бы слишком экстравагантными — легенда модной журналистики Сьюзи Менкес, например, в своем прощальном письме Кавалли, опубликованном в соцсетях, вспоминает, что ни один визит к Роберто не проходил без того, чтобы он дружески ни приобнял ее за талию. А как иначе должен принимать вас у себя дизайнер, которого ни много ни мало называли Королем гламура, секса и вечеринок?
Кавалли родился во Флоренции во время Второй мировой войны, немецкие солдаты расстреляли его отца. В семье все увлекались искусством — работы его деда Джузеппе Росси, лидера движения Маккьяйоли (группы итальянских художников, сформировавшейся во Флоренции к началу 1860-х годов), популярного во второй половине XIX века, по-прежнему висят в Уффици. А сам Роберто захотел заниматься модой и пошел учиться на дизайнера тканей. Сначала его цветочные зарисовки на трикотаже привлекли внимание итальянских ретейлеров, а потом, когда ему едва исполнилось 30, он придумал новую технику — принты на коже и замше, которые он показал на подиуме в Париже. И сразу стал получать заказы от домов моды Pierre Cardin и Hermès. Среди других его изобретений — интарсия (разновидность инкрустации, техника декорирования) из разных типов кожи, джинсы-стретч, состаренный с помощью выстрелов песка деним и буйство ярчайших узоров, смешанных друг с другом. Дизайнер особенно любил анималистичные принты — леопарда, зебру, жирафа, тигра и змею — и говорил без ложной скромности, что это не китч или тренд, а что он просто так копирует Бога, лучшего дизайнера на земле.
Кавалли никогда не боялся экспериментировать не только на подиуме, но и в бизнесе. В 2002 году он открыл свое первое кафе Just Cavalli Cafè в Милане, потому что понимал, как важно создавать не только одежду, но и повседневные возможности для каждого прикоснуться к его вселенной. В 2007 году он был одним из первых дизайнеров, кто согласился на коллаборацию с ретейлером массовой моды H&M вслед за Карлом Лагерфельдом, Виктором и Рольфом и Стеллой Маккартни, и стал единственным, кто смог создать доступные для всех женщин платья «с красной дорожки». Когда он появился в бутике на Пятой авеню, его как настоящую рок-звезду ждали толпы фанатов. А один из встречающих даже взял себе в меморабилию упавшую на пол сигару дизайнера. Среди других бизнес-идей: дочерние линии Just Cavalli и Cavalli Class, клуб его имени во Флоренции в церкви XV века, лицензии на линии мебели, обоев для дома, водку и на башню-отель в Дубае, созданную в его стиле (к слову, именно владелец отеля Хуссейн Саджвани выручил пять лет назад бренд от банкротства, выкупив большую часть акций).
Кстати, о звездах. Его первые поклонницы Брижит Бардо и Софи Лорен в 1970-х шли в бутик Кавалли Limbo в Сен-Тропе за эстетикой бохо-шика. Потом в 1990-х и нулевых в бренд влюбились топ-модели Кейт Мосс, Жизель Бюндхен, Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл. За ними последовали актрисы Шэрон Стоун, Шарлиз Терон, Холли Берри и музыканты Дженнифер Лопес, Мадонна, Ленни Кравитц, Бейонсе, Spice Girls, Бритни Спирс. Все они не только клиенты, но и друзья Кавалли. Например, ради Кравица Роберто создал мужскую линию, а Spice Girls попросили его создать для них костюмы для тура Reunion в 2007 году. И всех их можно было увидеть не только на красной дорожке в его гламурных нарядах, но и на его пурпурной яхте Freedom, где он устраивал праздник жизни летом.
Но несмотря на экстравагантность и жизнь на максимальных скоростях, Кавалли был хорошим семьянином с шестью детьми и домашним зоопарком с немецкими овчарками, кошками, обезьянами, попугаями, акулой и тигром. Любил женщин и не боялся кричать об этом. У него были три спутницы. Первая любовь — Силванелла Джианнони, с которой, как он часто вспоминал, они не спали до свадьбы. Его бизнес-партнер Ева Мария Дюрингер, они познакомились, когда Кавалли был членом жюри конкурса Мисс Вселенная, а она — его участницей, они прожили вместе более 30 лет. Его последняя любовь — шведская модель Сандра Нильссон-Бергман, они никогда официально не были женаты, но вместе прожили 10 лет, он подарил ей остров, и у пары есть сын, который родился в начале этого года.
Кавалли назвал свою автобиографию «Просто я!», он всегда подчеркивал, что за его гламурной маской скрывается обычный человек, который прошел через многие испытания и много работал, чтобы иметь частные джеты и вертолеты, резиденции в 13 га в Тоскане, коллекции Ferrari и шампанское, которое льется рекой. Несколько лет назад на вопрос студентов Оксфорда о его лучшем воспоминании, он ответил с улыбкой: «Покупка первой машины — Fiat 500».
Кавалли отошел от модных дел в 2015 году, передав эстафету Питеру Дундасу. Его сменил сначала Пол Сарридж, а затем Фаусто Пульизи, который вернул бренд на модную карту и наряжает в Roberto Cavalli Зендею и Мадонну. В последние годы Роберто Кавалли сетовал в интервью, что никто больше к нему не относится как к дизайнеру и что все в нем видят только рок-звезду. Что же, он и ушел как настоящие рок-звезды, перед главной вечеринкой недели вечером в пятницу.