К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Смена поколений: в каких спектаклях можно увидеть новых звезд российского балета

Полина Ланцева в балете «Раймонд»  (Фото Андрея Чунтомова / Пермский театр оперы и балета)
Полина Ланцева в балете «Раймонд» (Фото Андрея Чунтомова / Пермский театр оперы и балета)
За последние сезоны на авансцене русского балета утвердилось новое поколение, пришедшее на смену звездам начала 2000-х. Они — не будущее, а уже настоящее современного искусства. О том, где и в каких спектаклях смотреть новых звезд, рассказывает балетный обозреватель Анна Галайда
Оксана Скорик, Мариинский театр
«Лебединое озеро»·DR

Оксана Скорик, Мариинский театр

Бесконечно удлиненные линии балерины завораживают. Кажется, за ними кроется романтический идеал из ушедших эпох. На самом деле Скорик — крепкий орешек, и совсем не случайно среди ее лучших ролей значатся такие отважные женщины, как индийская храмовая танцовщица Никия в «Баядерке», не побоявшаяся ради любви нарушить все религиозные уставы, и царица Мехменэ Бану в «Легенде о любви», пожертвовавшая красотой во имя спасения сестры и любовью — ради своего народа.

Сегодня Скорик занимает место в ряду прима-балерин Мариинского театра. Но чтобы добраться до вершины, еще подростком ей пришлось уехать из Харькова, где она получила отличную базу в балетной школе, в Пермское хореографическое училище. Тому, как сложно Скорик было найти место в Перми, посвящен документальный фильм «Прекрасная трагедия». Место в ряду петербургских прим тоже забронировано не было, и публика не сразу приняла Скорик. Но сегодня она по праву в одном ряду с Терешкиной, Кондауровой, Новиковой воплощает стиль Мариинского балета.

Алексей Путинцев, Большой театр
«Спартак»·Елена Фетисова

Алексей Путинцев, Большой театр

В Большой театр Путинцев пришел после окончания Московской академии хореографии в 2015 году с Гран-при Всероссийского телевизионного конкурса «Русский балет». Казалось, это гарантировало зеленый свет к вершине. Но в театре танцовщик, который уже почувствовал вкус к «карьере за полгода», надолго застрял у самого подножия многоступенчатой лестницы.

Все знали, что никто не может сравниться с Путинцевым во вставном па-де-де из «Жизели» или партии Испанской куклы в «Щелкунчике», «волининской» вариации в «Дочери фараона» и соло Золотого божка в «Баядерке» — изматывающих партиях, которые одолеет не каждый премьер. Но понадобилась встреча с Юрием Посоховым, который увидел в Путинцеве своего Треплева из «Чайки» — юного, порывистого, чистосердечного, напоминающего самого хореографа в юности, — чтобы в него поверили и другие.

Теперь Алексей Путинцев танцует всю великую героику Большого: «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Пламя Парижа», «Спартак». Он деликатно снимает с этих ролей леденящий блеск стали. Его герои знают сомнения, тревоги и неуверенность в себе. Им хочется сопереживать, а не бросать в героическом порыве на копья.

Эрика Микиртичева и Денис Дмитриев, Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
«Лебединое озеро»·Театр оперы и балета

Эрика Микиртичева и Денис Дмитриев, Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

Эти танцовщики пришли в московскую труппу в 2007 году уже дуэтом. В том же году они вместе окончили Саратовское хореографическое училище. Школьная подготовка была далеко не безупречной, и понадобились годы, чтобы они избавились от провинциального акцента в танце, зато визуально они сразу составляли пару исключительной элегантности.

Теперь в их исполнении с особой убедительностью звучат романтические истории «Жизели», «Эсмеральды», «Лебединого озера», «Дон Кихота», «Манон», «Призрачного бала». Но есть у каждого и личные достижения: мало кто забудет гравюрную Сильфиду Микиртичевой, ее же избалованную Гамзатти в «Баядерке» и стянутую кружевами красавицу леди Капулетти в  «Ромео и Джульетте» в постановке Севагина-Богомолова.

В том же «Ромео» Дмитриев предстает механическим генералом Тибальдом, а в «Пижамной вечеринке» Андрея Кайдановского обнаруживает обаятельную иронию. Профессиональную зрелость этого дуэта отметил коротенький спектакль Павла Глухова «Последний сеанс»: в нем танцовщики совместили опыт в современном танце и старой хореодраме, рассказав, как сложно порой быть вдвоем, но еще невыносимее — расставаться.

Полина Ланцева (Булдакова), Пермский театр оперы и балета им. Чайковского
«Лебединое озеро». Одиллия — Полина Булдакова, Принц — Габриэл Лопес, Ротбарт — Марат Фадеев·Антон Завьялов·Пермский театр оперы и балета

Полина Ланцева (Булдакова), Пермский театр оперы и балета им. Чайковского

В Пермский театр оперы и балета Ланцева (впрочем, в балетном мире Полину все называют по девичьей фамилии Булдаковой) попала всего после четырех лет учебы в Пермском хореографическом училище.

Она родилась в Екатеринбурге и там занималась хореографией «для себя» в лицее имени Дягилева, лишь в 15 лет разглядев будущую профессию. Изъяны скороспелой учебы пришлось исправлять уже на профессиональной сцене. Но, возможно, именно благодаря вольным детским годам балерина так естественно и свободно ощущает себя в свете театральных прожекторов. Какой бы сложности балет ни танцевала Ланцева, вместе с ней всегда ощущаешь радость и счастье сцены.

Ее звездный час наступил в тот момент, когда хореограф Алексей Мирошниченко, руководитель Пермского балета, поставил «Золушку», а юную Ланцеву выпустил в главной роли Веры Надеждиной, начинающей балерины. С тех пор Ланцева станцевала все балеты мечты: «Лебединое озеро» и «Жизель», «Раймонду» и «Щелкунчика», «Дон Кихота» и «Серенаду», «Ромео и Джульетту», а за «Баядерку» получила «Золотую маску». Вероятно, через много лет Полина Ланцева осуществит финальную мизансцену «Золушки» — будет встречать новые поколения артистов у родного театра. Но, к счастью, пока впереди годы ее танцев.

Алексей Селиверстов, «Урал Опера Балет»
Артисты балета Мики Нисигути в роли Пахиты, Алексей Селиверстов в роли Люсьена д'Эрвильи (в центре) в сцене спектакля «Пахита» театра «Урал Опера Балет» в постановке В. Самодурова

Алексей Селиверстов, «Урал Опера Балет»

Селиверстов проложил маршрут, противоположный пути Ланцевой. Он окончил Пермское хореографическое училище и после этого выбрал труппу Екатеринбургского театра. При невысоком для современного танцовщика росте он обладает удлиненными линиями принца и настоящим академизмом танца. С такими вводными существовать в сегодняшнем театре непросто. Но их по достоинству оценил Вячеслав Самодуров, в то время худрук Уральского балета.

Он нашел применение Селиверстову: по-мальчишески порывистый и лукавый, в классике Алексей начал с буколической «Тщетной предосторожности», «Щелкунчика» и «Снежной королевы», оказался среди первых исполнителей «Приказа короля» и особенно запомнился в «Пахите», фирменном спектакле «Урал Балета», совмещающем чистый академизм, экспрессионистскую пантомиму в духе немого кино и перенесенное в наши дни финальное гран-па.

Со временем Алексей Селиверстов научился подавать себя и в «Дон Кихоте» с «Баядеркой». А его эмблемой, вероятно, можно считать па-де-де из «Талисмана», где его бог ветра Вайю запоминается не мощью, а рассчитанным самоволием, насмешкой над земным притяжением и рамками, которые обозначают окружающие.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+