Айвазовский за £600 000 и большие планы в Суздале: новости арт-рынка
Новости рынка: художники, которых чаще всего ищут в интернете
Портал Artsy опубликовал отчет, посвященный состоянию мировых арт-ярмарок. Опрошенные галеристы признаются, что они соглашаются участвовать в крупных международных ярмарках, надеясь получить доступ к новым рынкам (45%) или увеличить объем своих продаж (37%). Главным барьером для участия служит, как правило, высокая цена стенда. Среди респондентов оказалось примерно равное число тех галерей, большая часть продаж которых во время ярмарки обычно приходится на VIP-открытие (49%), и тех, кто больше зарабатывает в остальные дни (50%). Примерно четверть опрошенных (24%) также отметили, что получают существенную прибыль от отложенных сделок уже после окончания ярмарок.
Artnet назвал имена художников, чьи работы в 2023 году искали в интернете чаще всего. Впервые такие рейтинги портал начал составлять 18 лет назад, в 2005 году. С тех пор первые две строчки практически неизменно занимают Пабло Пикассо и Энди Уорхол. По итогам прошлого года в рейтинге впервые появилось имя Яеи Кусама, которая сразу же заняла третье место, потеснив Марка Шагала. Замыкает пятерку лидеров Дэвид Хокни.
В этом же отчете приводятся данные, что по итогам 2023 года по объемам продаж просели практически все аукционные категории. Например, в сегменте ультрасовременного искусства (так Artnet называет искусство авторов, родившихся после 1974 года) спад составил 26%. Список самых успешных художников в этой категории возглавляет Мэттью Вонг, канадский автор китайского происхождения, покончивший с собой в 2019 году в возрасте 35 лет. Его примитивистские пейзажи впервые появились на мировых торгах летом 2020 года. Сегодня аукционный рекорд Вонга составляет $6,6 млн. Подборку лучших работ художника до сентября можно увидеть в амстердамском Музее Винсента ван Гога, где они сравниваются с шедеврами нидерландского художника.
Предстоящие торги: аукцион MacDougall’s, импрессионисты на Christie’s
Аукционный дом MacDougall’s опубликовал полный каталог очередных торгов «Парижская школа и другие мастера». Они проходят с 18 марта по 10 апреля в онлайн-формате на платформе парижского аукционного дома Hôtel Drouot (эстимейты лотов при этом указаны в фунтах). Топ-лот — датированная 1893 годом марина Ивана Айвазовского под названием «У южного побережья» с эстимейтом £400 000–600 000. В последний раз полотно выставлялось на Sotheby’s летом 2007 года как работа последователя Айвазовского. Тогда цена молотка составила £108 000 (в пять раз выше нижней планки оценочной стоимости). В 2012 году репродукция картины появилась в альбоме Джанни Каффьеро и Ивана Самарина «Свет, вода и небо: картины Ивана Айвазовского», а уже в 2016–2017 годах полотно экспонировалось в Русском музее.
С 4 по 12 апреля в Париже пройдет серия торгов Christie’s, посвященных импрессионизму и модернизму. Главный аукцион серии намечен на 9 апреля. Это будет камерная распродажа, насчитывающая всего 24 происходящих из частных собраний лота. Самым дорогим из них обещает стать недавно обнаруженная картина Андре Дерена «Матисс и Террюс», принадлежавшая французскому художнику каталонского происхождения Этьену Террюсу. Оценочная стоимость работы составляет €2–3 млн. Еще один топ-лот — «Букет цветов с влюбленными» Марка Шагала, оцененный аукционистами в €1–1,5 млн.
Christie’s в частном порядке предлагает клиентам украшенный драгоценными камнями и эмалью гильоше нефритовый поднос Фаберже. Предмет был создан на рубеже XIX и XX веков в мастерской Генриха Вигстрема. Его оценочную стоимость можно узнать на сайте аукционного дома только по запросу. Согласно описанию лота, он происходит из частного английского собрания.
Инкрустированный драгоценными камнями и украшенный эмалью золотой медальон-подвеска Фаберже выставлен на ювелирные торги Sotheby’s, намеченные на 27 марта. Эстимейт лота составляет €10 000–15 000. На сайте аукционного дома есть примечание, что при ввозе предмета в США с владельца может взиматься дополнительная импортная пошлина в соответствии с американским постановлением от 27 июля 2022 года, действие которого распространяется на отдельные российские товары.
Прошедшие торги: акварель короля Карла III и «Римские записки» Туомбли
Проходившие 13 марта нью-йоркские торги Christie’s «От послевоенного к современному» собрали $21,5 млн. Топ-лотом вечера стала выполненная на бумаге работа Сая Туомбли «Без названия» из собрания Ширли Росс Дэвис, которая, помимо коллекционирования, занималась интерьерным дизайном и была попечителем Музея современного искусства Сан-Франциско (SFMoMA). Работа, относящаяся к серии «Римские записки», ушла с молотка за $1,6 млн. По итогам торгов топ-лотами также стали картина Йонаса Вуда «Ваза с динозаврами SK №2» ($756 000) и полотно Джорджа Кондо «Возвращение клиента №9» ($693 000).
На английских торгах Clevedon Salerooms 14 марта была продана незаконченная акварель короля Великобритании Карла III. Цена работы, представляющей собой набросок горного пейзажа близ Лохнагара, составила £20 800, вдвое превысив оценочную стоимость. Будущий король работал над пейзажем в 1993 году, находясь в одном из залов замка Балморал, в то время как его снимали для телеканала BBC. Кроме того, сюжет акварели отсылает к сказке «Старик из Лохнагара». Будущий монарх сочинил ее в 1980 году по мотивам историй, которые он в детстве рассказывал младшим братьям — принцам Эндрю и Эдварду.
Победители Премии The Art Newspaper Russia
На прошлой неделе в Москве объявили лауреатов XII Премии The Art Newspaper Russia. В категории «Личный вклад» победили основатели центра «Винзавод» и одноименного фонда поддержки и развития современного искусства Софья и Роман Троценко. Их наградили с формулировкой «За верность своей роли первооткрывателей в области современного искусства». По словам Софьи Троценко, отметивший в прошлом году 15-летие «Винзавод» своей работой фундаментально повлиял на современное российское искусство. «Мы научились выявлять проблемные поля и научились некоторые из них решать, — сообщила Софья Троценко Forbes Life. — Мы не беремся за все, но считаем, что у нас отлично и профессионально получается открывать новые имена и помогать им развиваться». «Музеем года» «за энергичность, стойкость и умение быть в диалоге с публикой и городом» был выбран Музей современного искусства PERMM. В категории «Выставка года» премию вручили петербургскому ЦВЗ «Манеж» за проект «Первая позиция. Русский балет» (ЦВЗ «Манеж»).
Суздальский МИРА центр расширяется
В суздальском МИРА центре 16 марта открылась выставка «Видимое-невидимое». В экспозицию вошли работы 12 молодых художников, бережно переосмысляющих христианские образы. В своих произведениях авторы совмещают найденные объекты, винтажные ткани и привычные материалы, будь то керамика или дерево, с 3D-печатью и другими современными техниками. Экспериментами по совмещению традиционного и актуального бренд МИРА занимается с 2011 года. Сегодня команда центра руководит сразу несколькими площадками, включая выставочный «Ларец» под кураторством Андрея Бартенева. В планах — создание в Суздале музейного квартала, в который, помимо «Ларца», войдет музей современного искусства в здании Медного двора (основу коллекции составляет собрание мецената Дмитрия Разумова) и Музей Гастева, посвященный наследию советского теоретика научной организации труда. Московское представительство МИРА в ближайшие несколько лет должно открыться в здании конторы Ново-Сухаревского рынка в Москве.
«Изначально мы исследовали русский культурный код, но в прошлом году поняли, что это довольно очевидная вещь, которой сегодня много кто занимается, — говорит директор МИРА центра Евгения Казарновская. — Осознав это, мы решили сместить фокус интереса на более современные творческие процессы в музыке, театре и изобразительном искусстве, оставив традицию как основной источник вдохновения».
В селе Кидекша, в пяти километрах от Суздаля, МИРА открыла арт-резиденцию для современных художников. Здесь создавали свои работы несколько участников выставки «Видимое-невидимое», включая Ивана Ключникова и Алену Пасхину. Пасхина работала в технике вышивки «на просвет»: большим полотном было занавешено окно во всю стену в резиденции, из которого виден построенный в XII веке храм Бориса и Глеба — в своей вышивке художница отразила различимую в снегопад реальность.
К 1000-летию Суздаля, которое отмечается в этом году, МИРА центр готовит театральный фестиваль «1000 лет за 10 дней». Осенью зрителей ждут постановки пяти пьес молодых российских драматургов, работать над которыми будут режиссеры Дмитрий Волкострелов и Ринат Ташимов. Все они созданы на локальном материале по результатам проходившей в Суздале лаборатории. Фестиваль намечен на 15–25 августа.
Музейные новости: экспозицию Пикассо в Малаге заменят на три года
Специалисты Русского музея завершили комплексную реставрацию произведений из Таганрогского художественного музея. Всего были восстановлены 22 работы, пострадавшие в результате ракетного удара, произошедшего летом прошлого года. Это произведения Николая Рериха, Константина Коровина, Зинаиды Серебряковой и других художников. Реставраторы убрали следы повреждений и провели комплексное восстановление работ. С апреля они будут экспонироваться в Русском музее, а после выставки вернутся в Таганрогскую галерею.
На протяжении следующих трех лет в Музея Пикассо в Малаге будет проходить выставка «Пабло Пикассо: структуры изобретения». В экспозицию войдут 144 работы, отобранные Фондом поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо. Организаторы выставки планируют полностью переосмыслить привычное деление творчества великого художника на отдельные этапы, которые характеризуются конкретной техникой или стилистической особенностью.
В Нижегородском государственном художественном музее 29 марта откроется посвященный теме психического здоровья и формированию лояльного отношения к людям с нарушениями психических функций проект «ПНИ. Самая закрытая выставка России». В экспозицию войдут 350 художественных объектов (фотография, живопись, графика, скульптура, мультимедиа-работы). Костяк выставки составят работы фотографа Юрия Козырева, автора проекта о закрытом мире и жизни людей в разных ПНИ страны.