К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Выброшенные деньги: выпускники вузов все чаще не могут найти работу по профилю

Фото Silas Stein / Getty Images
Фото Silas Stein / Getty Images
Более половины выпускников вузов в США работают на позициях, где их диплом не представляет никакой ценности. Новые данные показывают, насколько важно для недавних студентов найти «правильную» работу и как это влияет на дальнейшую занятость и карьеру

Сегодня люди чаще, чем когда-либо, задаются вопросом о ценности высшего образования, потому что стоимость четырехлетнего обучения стремительно растет, а работодатели при этом начинают учитывать другие аспекты при найме сотрудников. В результате эти проблемы становятся частью политической повестки. По данным Gallup, только 36% американцев были уверены в получении высшего образования в 2023 году (в 2015-м таких было 57%).

Новые данные вряд ли помогут цифрам пойти вверх. Согласно исследованию некоммерческих организаций Strada Institute for the Future of Work и Burning Glass Institute от 2023 года, около 52% выпускников через год после окончания учебы «недорабатывают» — в том смысле, что их позиция «не позволяет целиком использовать» или вовсе не требует знаний, полученных в вузе. В долгосрочной перспективе результаты еще менее обнадеживающие: 73% от этих выпускников и через 10 лет остаются на позиции, где их диплом не нужен. 

«Это постоянная, системная проблема, которая никуда не денется и не решится без долгосрочных усилий по изменению всех связанных с ней институций», — говорит Эндрю Хэнсон, старший директор по исследованиям Strada и соавтор отчета, в котором проанализированы списки вакансий и данные аналитической фирмы Lightcast, а также данные Бюро статистики труда США, Министерства образования и Бюро переписи населения.

 

Аналогичное исследование, проведенное Strada и Burning Glass шесть лет назад, показало, что 43% выпускников, получив первую после учебы работу, «недорабатывали». И несмотря на то, что эти два отчета нельзя напрямую сравнивать из-за разных рамок выборки и источников, Хэнсон утверждает, что уровень выпускников, работающих на низкоквалифицированных позициях, упорно сохраняется и оказался «выше, чем мы думали ранее».

Одновременно, несмотря на громкие дискуссии о «найме, основанном на навыках», которые привели многих работодателей, таких как Walmart и IBM, к мысли, что не на всех вакансиях нужны сотрудники с высшим образованием, другие продолжают искать кандидатов с дипломами. Но даже в том случае, когда научная степень все еще играет большую роль при закрытии вакансий,  выпускники продолжают «недорабатывать». Потому что многие выбирают специальности с неясными карьерными перспективами, а университеты недостаточно готовят студентов к требованиям работодателей, говорят соавторы исследования. 

 

Данные показывают, что два основных фактора, влияющих на то, будет ли выпускник  занимать позицию, не соответствующую его квалификации, это выбор специальности и то, проходил ли он стажировку в выбранной области во время учебы в вузе. Хэнсон считает это плюсом, «потому что это вещи, которые мы можем изменить». По его словам, можно улучшить сферу коучинга и сделать обучение на рабочем месте более доступным для всех. 

Студенты, которые сообщили о прохождении стажировки во время учебы, на 49% реже занимают позиции, где их диплом не имеет ценности. Карло Салерно, управляющий директор Burning Glass Institute и соавтор исследования, отмечает: «Интуитивно мы все понимаем, что стажировки помогают выпускникам не только устроиться на работу, но и получить ее в тех областях, которые им интересны. Однако мы не ожидали, что эффект настолько масштабный».

В исследовании также отмечается, что студенты, изучающие количественные дисциплины (математика, инженерия и информатика), имеют самые низкие показатели «недоработок» —  менее 37%. При этом выпускники со степенями в областях общественной безопасности, маркетинга и туризма оказались наименее устроенными  — 57% и выше.

 
Telegram-канал Forbes Life
Официальный телеграм-аккаунт Forbes Life Russia
Подписаться

Такая работа влияет не только на самооценку, но и на доход: сотрудники на позициях, где нужно высшее образование, зарабатывают на 33% больше, чем их коллеги, которые заняты менее квалифицированным трудом. Обладатель только школьного аттестата зарабатывает на 88% меньше, чем тот, у кого после окончания учебы в вузе есть работа, соответствующая диплому, и только на 25% меньше тех, кто получил высшее образование и не нашел ему применения. 

Совет Хэнсона для тех, кто хочет поступить в вуз на специальность, которая ему нравится, несмотря на ее невысокие карьерные перспективы? Найти другой способ — получить сертификат или принять участие в краткосрочной программе — обучиться востребованным навыкам и добавить их в резюме. Он добавляет: «Сегодня мы живем в мире, где всем управляют большие данные, и эти навыки будут оставаться востребованными».

Но все же для большинства подростков от 18 до 22 лет выбор профессии скорее зависит от того, что им нравится и чем они хотели бы заниматься, чем от «требуемых специалистов и открытых вакансий на рынке труда», говорит Салерно. «Люди выбирают работу, основываясь на гораздо более замысловатых вещах, чем экономические нужды государства».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+