«Оппенгеймер» превратил церемонию вручения премии «Оскар» — 2024 в собственную коронацию. Байопик о создателе атомной бомбы собрал наибольшее количество наград, как предсказывали букмекеры, и стал самой кассовой кинокартиной не только за последние 20 лет, но и за всю историю кинематографа (уступая только «Властелину колец: Возвращение короля» и «Титанику»), собрав в мировом прокате почти $1 млрд. Это тот редкий случай, когда фильм добился коммерческого успеха, а также высоких оценок от критиков, что, несомненно, ускорит карьерный рост многих участников проекта, а также закрепит за Кристофером Ноланом звание самого кассового режиссера в Голливуде.
Один из менеджеров по управлению талантами, представляющий интересы знаменитостей, прокомментировал ситуацию, сказав, что Нолан на сегодняшний день — «ведущая фигура в мировой киноиндустрии».
Доход 53-летнего Нолана, безусловно, соответствует его статусу. По оценкам Forbes USA, ему принадлежат 15% от «кассовых сборов фильма с первого дня проката», что означает, что он получает долю от каждого цента, заработанного «Оппенгеймером», до того, как студия окупит свои расходы. Только за счет кассовых сборов, продаж фильма на физических носителях и лицензирования фильма для первых показов на стриминговых сервисах Нолан заработает примерно $72 млн (до вычета налогов), после выплаты гонораров своему агенту и юристу ($85 млн). Эта сумма будет расти по мере того, как фильм будет перепродаваться стриминговым площадкам и лицензироваться в последующие годы.
Это новый пик карьеры Нолана, который неоднократно становился номинантом на премию «Оскар» за лучшую режиссуру и сценарий. Он сумел из трехчасового фильма о жизни физика-теоретика, частично снятого в черно-белом варианте, сделать настоящий хит. Несмотря на всю безумность своих концепций, Нолан смог воплотить их в жизнь, создав зрелищные сцены, которые до сих пор привлекают зрителей в кинотеатры, — будь то улица Парижа, сгибающаяся пополам, в «Начале», прохождение через черную дыру в «Интерстелларе» или взрыв атомной бомбы в «Оппенгеймере». Каждый его студийный фильм, начиная с первого сотрудничества с Warner Bros. для работы над «Бессонницей» (2002 год), собрал в прокате не менее $100 млн. Шесть из последних семи фильмов — в первую очередь два заключительных фильма франшизы «Темный рыцарь» — собрали более $500 млн (последняя кинокартина, «Довод», вышла в прокат в разгар пандемии COVID-19, однако все равно собрала впечатляющие $350 млн).
Благодаря череде успешных проектов Нолан стал фундаментом Warner Bros. Однако в декабре 2020 года, после того как студия объявила, что все кинопремьеры будут теперь доступны на ее стриминговом сервисе, Нолан публично выразил свою разочарованность этим решением.
«Некоторые из известных режиссеров и популярных кинозвезд нашей индустрии легли спать накануне, думая, что работают на величайшую киностудию, а проснувшись, обнаружили, что работают на худший стриминговый сервис, — сказал он The Hollywood Reporter. — Они даже не осознают, что потеряют».
Самой заметной потерей, как выяснилось, стал сам Нолан. В сентябре 2021 года, когда пришло время продавать следующий проект, руководители Paramount, Sony, Universal и Apple были приглашены в офис Нолана в районе Hollywood Hills, чтобы прочитать сценарий «Оппенгеймера» — Нолан, как известно, хранит только физические копии своих сценариев — и сделать свои предложения.
Поскольку на престижный проект претендовали сразу несколько студий, Нолан смог выдвинуть потенциальным партнерам несколько предварительных условий, включая производственный бюджет в $100 млн (относительно скромный по его меркам), дополнительные $100 млн на маркетинг, полный творческий контроль над проектом, длительный прокатный период, период блэкаута, когда студия обещает не выпускать другие кинокартины в прокат в течение нескольких недель до и после выхода его фильма, а также 20% от кассовых сборов фильма с первого дня проката.
Возможность указать в контракте получение дохода в виде определенного процента от валовой прибыли фильма является в Голливуде высшим показателем авторитета. Большинство актеров не могут добавить такой пункт в контракт, за исключением нескольких звезд старшего поколения, таких как Том Круз (который получил примерно 12,5% от валовой прибыли за свой последний фильм франшизы «Миссия невыполнима»). Даже среди именитых режиссеров такая возможность доступна только тем, кто уже давно зарекомендовал себя в Голливуде, — например, Стивену Спилбергу, Джеймсу Кэмерону и Питеру Джексону.
В конце концов глава студии Universal Донна Лэнгли согласилась на условия Нолана. Forbes USA со ссылкой на источники пишет, что сделка Нолана с Universal включала 15% от валовой прибыли, а не 20%, как он требовал ранее. Изменение доли может быть связано с участием в проекте Эммы Томас, жены Нолана и по совместительству его партнера по продюсированию на протяжении более чем 20 лет. В случае сделок с долей от кассовых сборов фильма предварительные гонорары являются авансом в счет будущих выплат. Однако, чтобы уложиться в предложенный бюджет, Нолану пришлось уменьшить размер гонораров за режиссуру, сценарий и продюсирование. Сделка, которую он заключил с Universal, — это окончательная ставка на возможности режиссера.
Фильм был запущен в производство в начале 2022 года, а дата выхода назначена на июль 2023 года. Позже Warner Bros. объявила, что фильм «Барби» выйдет в прокат в тот же день. Частично Голливуд расценил это как прямой ответ на уход Нолана из студии. Во время беседы для шоу Variety Studio: Actors on Actors («Актеры об актерах») звезда «Барби» Марго Робби рассказала, что продюсер «Оппенгеймера» Чак Ровен позвонил ей, чтобы попросить перенести дату выхода «Барби» на другой день. «Мы не будем переносить дату, — ответила Робби. — Если вы настолько боитесь конкуренции, то сами переносите свой фильм».
Так появился «Барбигеймер» — выдуманная конкуренция, которую маркетинговые команды каждой из сторон превратили в мировой интернет-феномен. «Барби» и «Оппенгеймер» стали первым и третьим самыми кассовыми фильмами в мире в 2023 году. «Оппенгеймер» заработал в прокате более $957 млн. После того как кинотеатры получили свою долю в размере примерно 50% (в премьерный уик-энд доля может составлять всего 20%, но со временем увеличивается), Нолана ждал огромный гонорар.
Режиссер имеет почти культовое значение для киноманов, которые считают его защитником святости кинематографического опыта. Еще до выхода «Оппенгеймера» Нолан призывал зрителей посмотреть фильм в IMAX, предпочтительно в 70-миллиметровом IMAX — гигантском формате, в котором был снят фильм (и по совпадению в самом дорогом). Кинокартина стала четвертым самым кассовым фильмом в формате IMAX, собрав $183,2 млн (почти 20%) от общего сбора. В ноябре, перед выпуском фильма для телевидения и на физических носителях, Нолан заявил, что очень важно выпустить фильм именно на Blu-ray, «чтобы ни один злобный стриминговый сервис не смог украсть его». Universal сообщила, что распродала все Blu-ray-копии с разрешением 4K менее чем за неделю, и студии пришлось срочно пополнять запасы, чтобы удовлетворить спрос.
Учитывая огромный коммерческий успех «Оппенгеймера» и восторженные отзывы критиков, борьба за следующий проект Нолана обещает быть еще более напряженной. В прошлом году Variety сообщила, что Warner Bros. выслала ему семизначный чек на роялти, без каких-либо условий, в качестве аванса в счет возможного дохода от фильма «Довод». Студия также вернула «Довод» в кинотеатры (разумеется, в IMAX), отчасти, чтобы заработать на волне поддержки режиссера, а отчасти, несомненно, в попытке восстановить отношения. «Мы надеемся вернуть Нолана, — сказал Variety один из руководителей Warner Bros. Майкл Де Лука. — Мне кажется, что это возможно».
На вопрос о том, что может включать следующая сделка Нолана, один из ведущих юристов в сфере развлечений кратко ответил: «То, что он захочет».