К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Фильм «Герой наших снов»: какие пороки высмеивает трагикомедия с Николасом Кейджем

Кадр из фильма «Герой наших снов»
Кадр из фильма «Герой наших снов»
14 марта в российский прокат вышел фильм «Герой наших снов» с Николасом Кейджем. Злободневная сатира об обществе, которое утопает в нескончаемом потоке вирусного контента, впервые была представлена на кинофестивале в Торонто в 2023 году. Forbes Life рассказывает, чем интересна грандиозная роль Николаса Кейджа и какие насущные проблемы поднимает фильм через сны жителей современной Америки

О создателях и сюжете

Одни называют «Героя наших снов» черной комедией, другие — социальной драмой. Такой жанровый разброс уже встречался и в творчестве режиссера Кристоффера Боргли, и в работах продюсера Ари Астера. Боргли до сих пор предпочитал в кино жанр «инди». Впервые о нем стало известно после трагикомедии «Тошнит от себя», в центре которой стояла проблема по-чеховски «маленького» человека, который очень хотел стать «большим» и заметным.

Продюсером «Героя наших снова» стал Ари Астер, известный по психологическому хоррору «Солнцестояние» и комедии «Все страхи Бо». Боргли и Астера очевидно могла свести любовь к созданию трагикомедий с социальными подтекстами. «Герой наших снов» — это не просто фестивальное независимое кино, а масштабная работа в стиле голливудского глянца в сочетании с артхаусными элементами и великолепной актерской игрой Николаса Кейджа.

Кадр из фильма «Герой наших снов»

В «Герое наших снов» персонаж Кейджа Пол — непримечательный представитель среднего класса. Он профессор университета, студенты которого с гордостью носят толстовки с его эмблемой и украшают ей свои ноутбуки. У Пола есть научная степень, но окружение считает его скучным и безыдейным. Друзья не зовут на ужины, а бывшая сокурсница бесстыдно ворует идеи его диссертации для популярных изданий.

 

Зато у Пола есть крепкая семья, и вообще его жизнь не сильно отличается от большинства: без резких взлетов и падений. Все меняется, когда именно застенчивый Пол начинает сниться большинству американцев. В одночасье он становится героем интервью и новостных сводок. Бешеная слава, обрушившаяся на героя без его участия, преподносит ему предложения о коллаборациях с брендами и знаменитостями, студенты спешат скорее сделать селфи с профессором-знаменитостью. Но затем герой Пола во снах тысяч людей приобретает черты Фредди Крюггера. Из суперзвезды он превратился в маньяка, который никому ничего не сделал, но все равно каким-то образом травмировал всех окружающих. В этих абсурдных обстоятельствах Полу приходится наконец вылезти из панциря и заявить о себе.

Не сон, а мем

Чаще всего сны в литературе и кино носят аллегорический смысл. В «Герое наших снов» этот прием отсылает зрителей к миру социальных сетей, которые бесповоротно влияют на жизнь обычного пользователя. Взять, к примеру, мемы. Один из самых главных форматов вирусного контента. Кто не любит «залипать» на смешные видеоролики с нелепыми персонажами? Чем смешнее и нелепее люди на видео и фото, тем популярнее мемы — они расползаются по миру со скоростью клика. И если одни пытаются специально создать что-то вирусное, другие становятся героями очередного мем-вируса по воле случая.

 

Вспомним легендарный мем «Свидетель из Фрязино», который появился после обыкновенной фото со свадьбы. Мужчина в белых спортивных штанах и черной кожаной куртке просто пришел на торжество, а стал героем интернета. Как сообщали СМИ, он отказался от всех рекламных контрактов и просто просил оставить его в покое. Аналогичные вещи происходят и с героем Кейджа.

Он случайно становится героем контента, который доступен всем — героем сновидений. Блогерские агентства ликуют: у кого еще аудитория может быть больше? Полу предлагают все, чего только может желать любой блогер: от рекламы «Спрайта» до коллаборации с Канье Уэстом. Но оставаясь тем самым «обыкновенным» человеком, Полу нужно лишь чтобы от него отстали. Конечно, он бы не отказался от помощи в издании научной книги, но это уже не такой вирусный контент. А значит, не такой важный.

Не жизнь, а травмпункт

Социальные сети — коварная вещь для знаменитых людей. Стоит сказать неправильное слово, надеть худи не того цвета, неловко приобнять кого-то — и вот ты уже не герой, а человек, которого срочно нужно «отменить». И не просто «отменить», забыв и вычеркнув из интернет-поля, а дать еще больше нежелательной славы «абьюзера», «газлайтера» и далее по списку.

 

Герой Кейджа Пол просто появлялся во снах людей и играл роль наблюдателя, не предпринимая никаких действий. Но стоило ему присниться и как-то навредить «зрителю», так он моментально стал едва ли не Фредди Крюгером. Абсурд крепчает: после сновидений с Полом-маньяком люди обращаются к психотерапевтам, студенты не могут посещать лекции из-за психологической травмы.  Таким образом авторы фильма намекают на перегибы в так называемой «культуре отмены», из-за которой иногда невинные люди получают статус абьюзера. Но одновременно они показывают нерешительность главного героя и его пассивность в жизни. Возможно, не стоит просто плыть по течению жизни, но и управлять им.

Карл Юнг, зебры и эффект Манделы

В «Герое наших снов» упоминаются «эффект Манделы» и концепция коллективного бессознательного Карла Юнга. И если первое — это лишь пример коллективной памяти, противоречащей реальности, то концепция Юнга пронизывает буквально всю историю «Героя наших снов».

О чем говорит один, то подхватывают остальные, — именно так и происходит со снами жителей Америки в фильме. Никто не знает наверняка, действительно ли Пол снился всем или это очередной безосновательный хайп? Научного объяснения этому явлению, конечно, нет. Поэтому всем остается только идти по пути мейнстрима, пока рекламные агентства придумывают, как на этом заработать денег.

Другой вопрос, как жить человеку, который оказался в этом водовороте случайно и пытается из него выбраться? Ответ кроется не в философских отсылках, а в простейшей биологии. В рамках своего курса Пол рассказывает студентам о зебрах — о том, что именно яркий окрас, как ни парадоксально, позволяет им спасаться в стаде, ведь хищники нападают только на «одиночек». Эта аллегория тоже скрывает социальный подтекст. Пока все пытаются быть ярче, изощреннее и уникальнее, все становятся похожими друг на друга. Но такие, как Пол, которые среди многообразия цвета, яркости и экстравагантности, остаются «обычными». И тем самым неожиданно привлекают к себе внимание.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+