Дубайскую ярмарку неофициально называют Bawwaba ( с арабского «врата, портал») в мир искусства глобального Юга. В этот раз фокус ярмарки, ее специальных выставочных проектов был сориентирован на вопросах глобального равенства, духовности, исцеления, надежды и объединяющей силы искусства в трудные времена.
В Дубае — городе, где проживает множество наций и этносов, — грех не говорить о создании новой культурной этноэкосистемы. Художественный директор Art Dubai Пабло дель Валь определяет Дубай как общество, созданное «микро-сообществами» внутри города. «Для меня интересно видеть, как эти общества объединяются, чтобы создать общество, построенное на взаимном уважении», — говорит Пабло дель Валь. Эту же тематику современных миграций и культурного диалога «Иностранцы повсюду» анонсировала и 60-я Венецианская биеннале, которая откроется уже в апреле этого года.
Пространство Art Dubai разделено на четыре секции: Contemporary, Modern (куратор Кристианна Бонин), Bawwaba (куратор Эмилиано Вальдес) и Digital (кураторы Ауронда Скалера и Альфредо Крамеротти).
В 2024 году ярмарка представила больше 120 стендов с произведениями более 400 художников из 60 городов и 40 стран. Рекорд продаж установила масштабная работа африканского художника Эль Анацуи «Изгиб реки» (2022), которую приобрел в дубайской галерее Efie за $600 000 коллекционер из Дубая.
Фотографию Марины Абрамович «Энергетический диапазон» («Открытые глаза». 2021/2023) Galerie Krinzinger, одна из старейших галерей Вены, продала за €130 000.
В разделе Modern на стенде галереи Meem были проданы работы художников Марвана из Сирии за $400 000 и Диа Аль-Аззави из Ирака за $200 000.
Art Dubai modern: торжество советской школы
Одним из центральных событий ярмарки стало наследие культурного обмена СССР — работы художников из Сирии, Йемена, Уганды, Египта, Ливана, Шри-Ланки, а также Украины, Азербайджана, Казахстана, обучавшихся живописи в вузах Советского союза.
Культурно-образовательный обмен в рамках политики «мягкой силы» СССР, начатый в 1960-х годах, дал свои плоды в странах Ближнего Востока и глобального Юга. Художники, режиссеры, музыканты и архитекторы получали образование, стипендии, возможность выставляться в СССР. Искусство этих авторов отличает высокий профессиональный уровень, базирующийся на академической школе.
Куратор секции Modern, доктор искусствоведения Кристианна Бонин представила альтернативный взгляд на послевоенное искусство. По ее мнению, несмотря на то что эти художники принадлежат к разным культурам, их искусство отражает схожие творческие подходы и стремления как результат их общего опыта в советском контексте.
На ярмарке были представлены ранее неизвестные широкой публике работы 17 мастеров модернизма, среди которых Маркос Григорян, Фархад Халилов, Ашраф Мурад, Мишель Басбус, Абдула Маннан Шам, Абдулласатар Аль-Муса, Самуэль Какайре, Чандрагупта Тенувара.
Работу одного из них, Хакима Аль-Акеля («Диалог на рынке». 1991), который окончил институт им. Сурикова в Москве, приобрел эмир Шарджи шейх Султан бин Мухаммад аль-Касими за $55 000. В $14 000 оценили в Hafez Gallery лист графики художника Абдулласатара Аль-Муса, также учившегося в суриковском институте. Gazelli Art House отчитались об успешной продаже работ Фархада Халилова, Аиды Махмудовой и Агиля Абдуллаева по ценам от $8 000 до $60 000.
Art Dubai Contemporary: Таус Махачева и Микеланджело Пистолетто
В секции Contemporary участвовали более 70 признанных и начинающих галерей со всего мира. Были заметны постоянные участники Art Dubai: Galleria Continua, Galerie Krinzinger, Leila Heller Gallery, Tabari ArtSpace, Unit London, Gazelli Art House, CARBON 12, Gallery Isabelle, Lawrie Shabibi. Perrotin, однако, в этом году не выставлялась, а предоставила стенд партнерскому проекту Bastok Lessel с работами таких художников, как Бернар Вене, Жерар Шнайдер, Жорж Матье, Чунг Ен Хван.
Галерея Continua представила эффектный арт-объект Аниша Капура из нержавеющей стали, похожие на ювелирные украшения скульптуры Субодха Гупта, геометрические инсталляции из винила и зеркал Дэниела Бюрена. Галерея Krinzinger в очередной раз выставила арт-объект «Аллювиум» на тему защиты климата триумвирата авторов: Рамина Хаэризаде, Рокни Хаэризаде, Хесама Рахманян. Объект был продан за €48 000.
Одной из самых дорогих работ ярмарки в Custot Gallery Dubai стала картина недавно умершего Фернандо Ботеро «Пикник».
В $300 000 оценили скульптуру Бернара Вене из прокатного металла с черной патиной. Работы этого скульптора можно увидеть на стендах трех галерей.
Галерея Gajah из Сингапура, впервые участвовавшая в выставке, продала крупномасштабную картину Юнизара из серии «Дикие животные» за $36 000 коллекционеру из Дубая. Международная галерея Almine Rech представляла работы Умара Рашида и Ту-Ван Трана по ценам от €20 000 до €40 000. Галерея Lawrie Shabibi продала работы Мэнди Эль-Сайега ($60 000) и Шейхи Аль Мазру (от $30 000 до $50 000) в региональные частные коллекции и в фонды США.
За $18 000 была продана инсталляции в круге Хадиджи Джайи в Comptoir des Mines Galerie из Марокко.
На стенде Leila Heller Gallery были выставлены работы в смешанной технике Наиме Каземи и Араша Назари (от $35 000 до $40 000). В 2025 году планируется выставка художников в России.
Художница из России, участница Венецианской биеннале Таус Махачева выставлена в экспозиции итальянской галереи Giorgio Persano, наряду с работами Микеланджело Пистолетто.
Art Dubai Digital: проекты из России
Несмотря на падение продаж NFT (рынок рухнул на 95%), кураторы секции Art Dubai Digital ищут новые формы и пути в цифровом искусстве, делают ставку на нейросети, искусственный интеллект. На выставке широко представлены видеоарт, иммерсивные инсталляции, AR, VR.
В этом году в разделе Digital состоялась презентация нового проекта TAEX, основанного коллекционером и предпринимательницей Инной Баженовой, — междисциплинарной платформы, позволяющей создавать и продвигать криптоискусство.
Канадско-корейская медиахудожница Криста Ким создала цифровую инсталляцию «Пространство сердца» по заказу компании Julius Baer в рамках глобальной инициативы NEXT. На динамическом светодиодном холсте в режиме реального времени в виде абстрактных цветовых полей и линий визуализировались считанные датчиками сердечные ритмы посетителей ярмарки. Другая работа Кристы Ким, «1005 v1», была продана на превью галереей Unit London за $42 600.
На стенде лиссабонской галереи TON Diamonds выставлены яркие работы молодой художницы — фотоблогера из Саратова Эллен Шейдлин. Свой стиль она называет «сюрвиртуализмом». В первый же день ярмарки ее анимированное цифровое полотно «День» было продано за криптовалюту в эквиваленте $20 000.
Рекорд цен в этом разделе установила галерея HOFA, продав за $98 000 анимационный фильм канадской художницы Сугвен Чанг «Завтрак: Приливы» (2023) коллекционеру из ОАЕ.
Bawwaba: Индия рулит
Эмилиано Вальдес, главный куратор Музея современного искусства Колумбии, отвечающий за раздел Bawwaba, отобрал 10 проектов, где искусство выступает катализатором трансформаций, социальных и политических перемен. Все представленные в рамках раздела работы созданы художниками глобального Юга в течение последнего года, многие — специально для ярмарки Art Dubai.
Успех марокканской художницы Фатихи Земмури внушает оптимизм. После того как на ярмарке музей Гуггенхайма купил несколько ее работ, спрос на произведения Земмури вырос настолько, что покупателям на ярмарке приходится теперь записываться в лист ожидания.
В этом году на Bawwaba доминировали галереи из Индии. Вероятно, стоит ожидать резкий рост рынка современного индийского искусства. Так, работы индийского художника Абула Хишама купил известный коллекционер Фади Джамиль, основатель фонда Art Jameel.
Галереи из Нью-Дели выставили молодых индийских художниц Манджот Каур, Арши Иршад Ахмадзай и Лакшмиприи Паниграхи. Одни из самых эффектных — пластичные скульптуры индийца, архитектора по образованию Мартанда Хосла.
И, конечно, отдельного упоминания заслуживают работы современных художников ОАЕ. В рамках ярмарки Dubai Collection, первая в городе муниципальная коллекция современного и модернистского искусства, представила выставку Encounters (куратор Алия Заал Лута) — 26 работ из частных коллекций таких владельцев, как Хасан Шариф, Мохаммед Казем, Мохамед Ахмед Ибрагим, Абдул Кадер Аль Раис, принцесса Аль Мазру Афра Аль Дахери, Майта Абдалла, Хашель Аль Ламки и Сара Альмехайри.