Стихи Бродского за 1 млн рублей и «Пруд с кувшинками» за $74 млн: новости арт-рынка
Предстоящие торги: автограф Бродского, Айвазовский и Поленов на MacDougall’s
Почти полмиллиона рублей (на момент публикации) готовы заплатить коллекционеры за работу под названием «Святой Франциск Ассизский и Святая Варвара, принимающая пальму мученичества», выполненную в мастерской Паоло Веронезе в середине XVI века. Лот выставлен на торги «Литфонда», которые пройдут 18 ноября. Как утверждают аукционисты, работа с 300-летним провенансом происходит из собраний семьи Кроза и Пьера-Жана Мариетта. Также в этот раз на торгах оказалось довольно много икон: например, более 300 000 рублей составляет текущая ставка на икону «Вход Господень в Иерусалим» (Верхнее Поволжье, вторая половина XVII века). В секции работ на бумаге к числу топ-лотов относятся работы Татьяны Мавриной, Юрия Злотникова и Евгения Чубарова.
На 18 ноября запланированы торги «Антиквариума», приуроченные к 10-летию аукционного дома. Торги разбиты на три части. В секции, посвященной живописи и иконам, лидирует датированная 1884 годом картина Алексея Саврасова «Ночь на Волге», оцененная в 30—40 млн рублей. Полотно, как и все девять остальных лотов секции, «Антиквариум» позиционирует как работу «музейного значения». Эстимейт «Вида на Везувий» Ивана Айвазовского составляет 6—8 млн рублей, а «Бульвар в Париже» Константина Коровина оценен в 10—15 млн рублей. Отдельно будут продаваться редкие издания, книги, автографы, шедевры нонконформизма и произведения декоративно-прикладного искусства. Оценочная стоимость автографа стихотворения Иосифа Бродского «Народ», написанного в декабре 1964 года во время ссылки в Норенской, составляет 1—1,5 млн рублей. Получив разрешение на короткую побывку в Ленинграде, осенью 1965 года Бродский навещал Анну Ахматову в Комарово, где читал ей новое стихотворение. «Или я ничего не понимаю, или это гениально как стихи, а в смысле пути нравственного это то, о чем говорит Достоевский в «Мертвом доме», — записала в дневнике Ахматова после их встречи.
MacDougall’s анонсировал топ-лоты очередных онлайн-торгов «Парижская школа и другие мастера», которые пройдут 5 декабря на платформе парижского аукциона Hôtel Drouot. Самый высокий эстимейт (£250 000 — 350 000) — у марины Ивана Айвазовского «Бриг в открытом море». Выставлено несколько работ Василия Поленова, одна из них — «Герцеговинка в дозоре» (£150 000 — 200 000). Работа, написанная в 1876 году, довольно часто появляется на торгах. В последний раз ее выставляли на Bonhams в 2017 году с эстимейтом вдвое выше, но покупателя тогда найти не удалось. Также MacDougall’s выставляет на продажу картину Ивана Шишкина «Афанасьевская мачтовая роща под Елабугой» (£150 000 — 200 000), а также работы Левитана, Боголюбова, Лентулова и других авторов. До этого торги «Парижская школа и другие мастера» проходили в марте, собрав £750 000.
Прошедшие торги: новые рекорды у Christie’s и Sotheby’s
Посвященные искусству ХХ века нью-йоркские торги Christie’s в сумме собрали $651,9 млн. Они начались с аплодисментов аукционисту Юсси Пилкканену, который вскоре покинет команду Christie’s, где он проработал почти 40 лет. Еще одним ярким моментом вечера стала продажа «Пруда с кувшинками» Клода Моне за $74 млн. Лот немного недотянул до рекорда на работы этой знаменитой серии, который с 2018 года держится на отметке $84,7 (за эту сумму ушли «Кувшинки в цвету» из коллекции четы Рокфеллер). Кроме того, на Christie’s было установлено шесть новых ценовых рекордов. Так, масштабная абстракция Джоан Митчелл «Без названия» была продана за $29,1 млн. Еще один рекордсмен — Ричард Дибенкорн. Его написанная по следам поездки в СССР картина «Воспоминания о визите в Ленинград» ушла с молотка за $46,4 млн. Новый рекорд на произведения Аршила Горки установлен на отметке $23,4 млн — за столько была продана его «Обугленная возлюбленная I». Три картины Сезанна из коллекции швейцарского Музея Лангматт (Баден) в сумме принесли $52,5 млн. Выручку обещают направить на пополнение эндаумент-фонда музея.
Коллекция американки Эмили Фишер Ландау, продававшаяся на Sotheby’s, полностью оправдала ожидания аукционистов, собрав в сумме $424,7 млн. Теперь это официально самая дорогая коллекция искусства, собранная женщиной. Полностью были раскуплены лоты главного вечернего аукциона, проходившего 9 ноября. За $139,3 млн с молотка ушла картина Пабло Пикассо «Женщина с часами». Втрое дороже эстимейта (за $18,7млн) была продана работа Агнес Мартин «Серый камень II», установившая новый ценовой рекорд на произведения художницы. Покупателем стал французский арт-дилер и коллекционер Филипп Сегало. За эскиз к одной из картин так называемого сиграмовского цикла Марка Ротко (серия работ, выполненных художником по заказу компании Seagram в середине XX века для ресторана Four Seasons) заплатили $22,1 млн.
Итоги шанхайской ярмарки ART021
В Шанхае с 9 по 12 ноября в 11-й раз прошла ярмарка ART021. В ней участвовало порядка 150 галерей, из которых примерно две трети представляют местный арт-рынок. Но были и международные гиганты, такие как Gagosian, David Zwirner, Perrotin и White Cube. Галерея Gagosian в этом году участвовала как в ART021, так и в проходившей в те же дни в Шанхае West Bund Art & Design, где представляла работы Такаси Мураками и Георга Базелица. В обеих ярмарках участвовала и галерея Perrotin. По итогам первого дня на ART021 Perrotin продала работы Mr. ($350 000) и Келли Биман ($55 000). На West Bund у галереи был почти полностью распродан моностенд с работами Никки Малуф, цены на которые варьировались от $50 000 до $70 000.
Россию на ART021 представляла PA Gallery c соло-проектом Анны Казьминой «Искусство абиогенеза». Галеристки Надя Аванесова и Елена Паршина довольны своим участием: организаторы ярмарки вручили им приз за лучшую концепцию стенда, а в отношении отдельных работ сейчас продолжаются переговоры об условиях покупки. «В Китае очень сильный внутренний рынок искусства. Есть целое поколение коллекционеров, многие получили западное образование, но вернулись в Китай, собирают как иностранных художников, так и своих. В Шанхае, например, огромное количество частных музеев, посвященных современному искусству. Мы также чувствуем, что есть интерес к российскому современному искусству», — отмечают галеристки. Говоря о программе ART021 в целом, они подчеркивают, что в этом году ярмарка представляла собой микс из голубых фишек и китайских художников. «Огромное количество людей, два дня превью для коллекционеров. Тем не менее коллеги отмечали, что ожидали большего с точки зрения продаж. Китайцы только оправляются от травмы строжайших ограничений в период ковида, медленней принимают решение о покупке», — говорят Аванесова и Паршина.
Юбилейная выставка Булатова в Нижнем Новгороде и Музей нонконформизма в Москве
18 масштабных живописных работ Эрика Булатова удалось собрать куратору Марине Лошак к выставке художника в нижегородском Пакгаузе (до 21 января 2024). Одну живописную работу и несколько эскизов предоставили ГМИИ им. Пушкина и Третьяковская галерея. Все масштабные холсты — из десяти частных коллекций. Среди тех коллекционеров, кто подписал свои имена на этикетках, — Шалва Бреус, Петр Авен, Владимир Некрасов, Игорь Маркин, Екатерина и Владимир Семенихины, Ивета и Тамаз Манашеровы.
Продолжает развиваться открывшийся в Москве этим летом частный Музей нонконформизма. Созданный на площадке Nadja Brykina Gallery музей специализируется на русском искусстве второй половины ХХ века. С 14 ноября в здании на Мясницкой можно увидеть персональную выставку работ Марлена Шпиндлера «Перед праздником».
Лувр охотится за Шарденом, Британский музей разбирается с кражами
В прошлом году одним из главных лотов парижского аукционного дома Artcurial стал натюрморт «Корзина земляники» кисти Жан-Батиста Симеона Шардена, проданный за рекордные €24,38 млн. Как оказалось впоследствии, покупателем стал американский Художественный музей Кимбелла. Однако французское правительство наложило временный запрет на вывоз работы из страны, признав ее «национальным достоянием». Тем самым возможность выкупить картину получил Лувр, который на днях заявил, что уже почти собрал всю сумму, музею не хватает всего €1,3 млн.
Британский музей опубликовал на своем сайте итоги независимой экспертизы в отношении 2000 работ, пропажу которых музей признал в начале осени. Как оказалось, кражи начались как минимум в 1993 году и продолжались вплоть до прошлого года. Имя человека, стоящего за этими кражами, музей не называет. СМИ подозревают, что речь идет о Питере Хиггсе, который занимал должность куратора греческих коллекций именно в этот период.