Как Ив Сен-Лоран исследовал обнаженное тело и освобождал женщин от условностей
Там, где у Кристиана Диора — бронь корсета, у Сен-Лорана — прозрачные шифоны. Уроженец французского Алжира, чья звезда взошла в канун сексуальной революции 1960-х, Сен-Лоран прочно стоял на плечах своих великих предшественников-кутюрье. Ученик Кристиана Диора, возглавлявший дом Dior пару лет в конце 1950-х, он открыл свой модный дом Yves Saint Laurent на улице Спонтини в XVI округе Парижа, где 1962 году показал первую коллекцию. Словно отвечая на болевой послевоенный запрос о том, каким может быть искусство после мировой катастрофы, он обозначил территорией своего творческого поиска человеческое тело, как самое подлинное, достоверное медиа из возможных.
Там, где у Шанель — маленькое черное платье, у Ива Сен-Лорана — женский смокинг. Впервые смокинг для женщин появился в его коллекции 1966 года. В 2005-м в каталоге к выставке «Смокинг навсегда» дизайнер отмечал: «Для женщины смокинг незаменим, с ним она всегда будет чувствовать себя модной, потому что здесь речь идет о стиле, а не о моде».
В 1971 году Ив Сен-Лоран позировал обнаженным перед камерой Жанлу Сьеффа для рекламы туалетной воды Pour Homme, предлагая зрителю лучшее, на его взгляд, из возможного — самого себя в своей естественной наготе. Отсюда его интерес к балету, к искусству без слов, где сила и красота тела осуществляют переход за невидимые границы любых социальных догм и ограничений. Его соавторами стали экспериментаторы — новаторы в области классического танца хореограф Ролан Пети и его муза и жена балерина Зизи Жанмер.
В СССР, где Ив Сен-Лоран впервые побывал еще в 1959 году, его любимицей стала балерина Майя Плисецкая. Многие годы Сен-Лоран одевал Татьяну Яковлеву, американскую любовь Владимира Маяковского, и ее советскую соперницу Лилю Брик (родная сестра Лили, Эльза Триоле и познакомила Плисецкую с Ивом Сен-Лораном). В 1973 году Сен-Лоран создал костюмы для балета «Гибель розы», который Ролан Пети поставил для Майи Плисецкой в Парижской опере. А в 1976 выпустил на подиум свою «русскую коллекцию», разыгранную как драматическое представление.
После смерти дизайнера в 2008-м его партнер, бизнесмен Пьер Берже, распродал коллекцию и интерьеры домов, принадлежавших Сен-Лорану. В 2009 году торги 650 лотов длились на аукционе Christie’s несколько дней и закончились с мировым рекордом — €373 935 500. Рекорд стоял почти 10 лет, его обошла только коллекция Дэвида и Пегги Рокфеллер, которую в 2018 году продали за $835 млн. Все средства, собранные на торгах, Пьер Берже перечислил в фонд, который они учредили вместе, — Фонд Пьера Берже-Ива Сен-Лорана. Этот фонд и управляет музеями Ива Сен-Лорана.
Так в парижском особняке эпохи Второй империи на авеню Марсо, которым Ив Сен-Лоран владел с 1974-го, осенью 2017 года открылся музей. На втором этаже сохранилась мастерская модельера с рабочим столом, рулонами тканей, выкройками, эскизами и трогательной миской для собаки. На стене висит коллаж «Это Мужик, моя собака, написанная Энди Уорхолом. А я Ив Сен-Лоран. Любовь. 1991». Рабочее пространство осталось нетронутым, точь-в-точь таким, как когда здесь проводились финальные примерки перед дефиле.
Этажом ниже идут выставки. Нынешний проект «Ив Сен-Лоран: прозрачность, сила материи» — это продолжение истории, начатой год назад в Музее кружева и моды в Кале. Новая выставка посвящена исследованию прозрачности, власти материи над возможностями дизайнера. Много лет Сен-Лорана занимало противоречие: почему прозрачность, как максимальная естественность, несовместима с главной функцией одежды, которая должна прикрывать тело, скрывать или защищать его. Размышляя об этом, начиная с 1960-х кутюрье использовал шифон, кружево и тюль. Освобождая женщину от условностей и экспериментируя с разными свойствами тканей, он создал множество работ с прозрачными элементами. Куратор Анн Дрессен пригласила архитектора Полин Маркетти, известную работами со светом, выстроить экспозиционное пространство музея. Выставка поделена на пять тематических разделов, каждый из которых по-своему исследует проницательность и поэтику мастера.
Forbes Life рассказывает о самых интересных работах парижской выставки.