Плавучий Диснейленд: как выглядят самые необычные круизные корабли в мире
Первой компанией, которая придумала использовать суда для отдыха, была британская P&O (переименована в Princess Cruises. — Forbes Life). В 1837 году она открыла продажи туров по Гибралтару, Мальте и Афинам. Водный транспорт стал очень популярен, поскольку это был единственный способ добраться до отдаленных точек, в частности — совершать межконтинентальные поездки. Корабли обрастали удобствами, вроде электричества, кают с увеличенным пространством и дополнительных палуб. При этом путешествия по воде были в основном востребованы среди обеспеченных людей, поэтому в 1900 году компания Hamburg-America Line создала первый пароход, предназначенный для круизов класса люкс, — «Принцесса Виктория Луиза» (Prinzessin Victoria Luise). Другие судоходные компании, боясь потерять клиентов, последовали их примеру. Изысканные блюда, развлекательные программы, каюты первого класса, дорогие материалы в интерьере стали атрибутами круизных лайнеров начала XX века, среди которых печально известный «Титаник».
Со временем самолеты стали вытеснять морские суда как основной транспорт для передвижения на дальние расстояния. И казалось, что время дальнего плавания на корабле подходит к концу. Но Тед Эрисон, израильский бизнесмен, перевернул индустрию с ног на голову, задав вопрос: «А что, если пунктом назначения будет само судно?». В 1972 году он купил старый пассажирский лайнер и полностью переоборудовал его, выделив большую площадь под развлечения. В этом же году первый круизный корабль нового формата под именем Mardi Gras (переименована в Carnival. — Forbes) отплыл из Майами.
С этих пор Майами был признан круизной столицей мира, а жители США считают круизы частью своей национальной идентичности. Это подтверждают и цифры: почти 50% путешествующих на круизных лайнерах — американцы. Среди них и рекордсмены по времени, проведенном в круизе. Марио Сальседо, известный как Супер Марио, по данным на 2023 год, совершил 870 круизов.
Страсть американцев к круизам имеет и другие корни. Значимую роль сыграл «сухой закон», принятый в США в 1920–1933 годы. Дело в том, что, когда корабль уплывал за пределы страны, на нем можно было употреблять алкоголь. Поэтому так называемые «круизы в никуда» стали крайне популярны — люди собирались на судне, чтобы просто выпить, не обращая внимания на маршрут. Помимо прочего, в 70-х по американскому телевидению крутили сериал «Лодка любви», действие которого происходило на пассажирском лайнере. Джин Слоан, руководитель круизного направления в The Points Guy, говорит, что шоу произвело фурор в США: «Каждую субботу семьи собирались перед телевизором, чтобы посмотреть очередную серию». Люди хотели вести образ жизни главных героев шоу: загорать, плавать в бассейне и крутить курортные романы посреди океана.
Вдобавок, большая часть населения США живет недалеко от портов, откуда отправляются круизные лайнеры. При этом большинство трансатлантических маршрутов исторически проходило между США и Западной Европой. Поэтому жители Великобритании, Германии, Франции и Италии тоже нередко отправляются в круизы. Самые невероятные лайнеры, которые спустили на воду, также производятся в основном в Европе.