«Золотое дно»: как Сергей Минаев попытался сделать российский вариант «Наследников»
Градовы — невероятно успешная и богатая семья бизнесменов, владеющая строительным холдингом «Галактика». Всем немалым составом они собираются на собственной винодельне, чтобы отметить день рождения главы семейства — Алексея Градова-старшего. Идиллия рушится, когда объявляется влиятельный чиновник Геннадий Кудрявцев — номинально просто родственник семьи (его дочь замужем за одним из сыновей Градова-старшего), де-факто — деловой партнер Градова и своего рода теневой покровитель с офшором на Кипре и 20% акций «Галактики».
Кудрявцев сообщает, что из министерства его выгнали за коррупцию, и теперь он требует место в управлении компанией. Получив отказ, он объявляет бывшему партнеру войну. Через некоторое время после этого Градов-старший умирает от остановки сердца. Теперь сохранить компанию попытаются не только грызущиеся между собой по поводу и без младшие родственники, но и приехавший из Ниццы патриарх семейства Юрий Градов, в 1990-х сам основавший этот бизнес.
Стоит сказать сразу: «Золотое дно» — это и близко не «Наследники». Хотя параллели между сериалами очевидны (о них говорил и актер Игорь Гордин, исполнивший роль Кудрявцева), вплоть до музыки композитора Николая Ростова, которая тщательно, но тщетно пытается воспроизвести барочные мотивы Николаса Брителла. И, к сожалению, все сравнения будут не в пользу российского сериала.
Начнем с того, что семья Градовых — мастодонты не медиабизнеса, в котором Сергей Минаев очевидно разбирается, но по каким-то причинам (возможно, чтобы снять еще одну параллель с «Наследниками» или потому что не хочет повторяться в готовящемся проекте об изнанке глянца — «Первый номер») решил не использовать его в сериале. Они работают в сфере строительства, поэтому, в отличие от членов семьи Логана Роя, не публичные фигуры, каждый шаг которых обсуждает светская хроника. Отсюда следуют проблемы, связанные с фактурой: «Золотое дно» почти целиком сосредоточен на грызне между родственниками, у которых как будто бы нет никаких других дел, кроме разборок, — и от этого веет искусственностью.
Так, человек, хотя бы раз видевший Ниццу в кино или воочию, сразу поймет, что так, как в одном из первых эпизодов сериала, она выглядеть не может. Но гораздо критичнее, что зритель, который смотрит историю про непомерное богатство, видит бюджетность буквально во всем. Здание компании Градовых — помпезный комплекс футуристичного вида — выглядит как дворец посреди деревни. Возможно, идея была в приближении к российским реалиям, но в итоге снижается градус специфического удовольствия — смотреть, как богатые тоже плачут, но делают это дорого.
Характеры персонажей оказываются односложными. Дети Градова-старшего — это быковатый Дмитрий, лишенный внутреннего стержня Антон, глуповатая Полина; жены — эгоистичная Ирина, меланхоличная Ольга. Все они — просто акторы, которые выполняют функции, отведенные сценаристом, и их портреты легко описываются буквально парой слов. В отличие от все тех же «Наследников», где номинально антагонистов не было, в «Золотом дне» таковой есть — Кудрявцев, мечтающий прибрать все к рукам, но словосочетанием «злой чиновник» его характеристика тоже исчерпывается.
К героям «Золотого дна» сложно привязаться. Исключение составляют разве что Юрий Градов, которого оживляет солидный актерский опыт Алексея Гуськова (именно его первым утвердили на роль), и хитроумная Надежда, героиня Юлии Снигирь, финансовый директор и любовница Градова-старшего. Остальные — просто звери в алмазной клетке, что грызутся за золотую кость. И тут уже можно привести в пример даже не «Наследников», а «Миллиарды» — еще один сериал о больших деньгах. Даже в нарциссичном Бобби Аксельроде и жаждущем власти Чаке Роудсе есть харизма, потому что они ведут себя по-человечески и меняются, порой в рамках одной сцены.
Выходит, что как попытка сделать «своих «Наследников» сериал «Золотое дно» проваливается по всем пунктам. Нет, грубо говоря, своего Логана Роя: Юрий Градов по-своему хорош, но куда более мелочен и лишен фактуры, поэтому не выглядит как человек, способный прогнуть под себя полмира. Нет по-настоящему запоминающихся персонажей — хотя бы местного Грега с его харизмой деревенского дурачка, который постепенно прокачивает мышцу манипулирования окружающими. За него как будто пытается отдуваться Антон Градов, рохля с претензией на власть, но в нем нет ни обаяния, ни чего-то забавного.
Нет вывернутой кишками наружу подноготной большого бизнеса — звучат слова «офшоры», «акционеры», «дебетование», «хедж-фонд», но все на уровне телеграм-каналов про криптовалюту. В итоге «Золотое дно» — в меру увлекательная, неплохо разыгранная, но вторичная по отношению к жанру в целом плоская история про то, как очередная компания очень богатых, но не слишком умных людей вгрызаются друг другу в глотки. В чем, кстати, нет вины режиссера Ильи Ермолова («Разрешите обратиться»): снят сериал аккуратно, даже с выдумкой, но это только подчеркивает одномерность персонажей.
В недавнем хите «Слово пацана» за каждым гопником бандитской Казани стояли история, надежды, стремления. Как и, например, в российском сериале «Балет», где закулисная жизнь героев буквально приковывала к экрану, отнюдь не в ущерб сюжету. В «Золотом дне» единственная движущая сила для персонажей — захапать побольше денег. Но у Сергея Минаева уже был фильм «Духless», в котором он выразил эту идею в одной-единственной сцене. В двух словах она описывает весь смысл «Золотого дна». И другого в нем как будто бы и нет.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции