К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Золотое дно»: как Сергей Минаев попытался сделать российский вариант «Наследников»

Кадр из сериала «Золотое дно»
Кадр из сериала «Золотое дно»
18 января на онлайн-сервисе «Иви» вышел сериал «Золотое дно», соавтором сценария которого стал писатель Сергей Минаев, — рассказ о борьбе за бизнес в семье очень богатого и не очень чистого на руку корпоративного гиганта. Почему его невозможно не сравнивать с американским хитом «Наследники» и в чем российская версия безнадежно проигрывает, рассказывает кинокритик Иван Афанасьев

Градовы — невероятно успешная и богатая семья бизнесменов, владеющая строительным холдингом «Галактика». Всем немалым составом они собираются на собственной винодельне, чтобы отметить день рождения главы семейства — Алексея Градова-старшего. Идиллия рушится, когда объявляется влиятельный чиновник Геннадий Кудрявцев — номинально просто родственник семьи (его дочь замужем за одним из сыновей Градова-старшего), де-факто — деловой партнер Градова и своего рода теневой покровитель с офшором на Кипре и 20% акций «Галактики». 

Кудрявцев сообщает, что из министерства его выгнали за коррупцию, и теперь он требует место в управлении компанией. Получив отказ, он объявляет бывшему партнеру войну. Через некоторое время после этого Градов-старший умирает от остановки сердца. Теперь сохранить компанию попытаются не только грызущиеся между собой по поводу и без младшие родственники, но и приехавший из Ниццы патриарх семейства Юрий Градов, в 1990-х сам основавший этот бизнес.

Кадр из сериала «Золотое дно»

Стоит сказать сразу: «Золотое дно» — это и близко не «Наследники». Хотя параллели между сериалами очевидны (о них говорил и актер Игорь Гордин, исполнивший роль Кудрявцева), вплоть до музыки композитора Николая Ростова, которая тщательно, но тщетно пытается воспроизвести барочные мотивы Николаса Брителла. И, к сожалению, все сравнения будут не в пользу российского сериала. 

 

Начнем с того, что семья Градовых — мастодонты не медиабизнеса, в котором Сергей Минаев очевидно разбирается, но по каким-то причинам (возможно, чтобы снять еще одну параллель с «Наследниками» или потому что не хочет повторяться в готовящемся проекте об изнанке глянца — «Первый номер») решил не использовать его в сериале. Они работают в сфере строительства, поэтому, в отличие от членов семьи Логана Роя, не публичные фигуры, каждый шаг которых обсуждает светская хроника. Отсюда следуют проблемы, связанные с фактурой: «Золотое дно» почти целиком сосредоточен на грызне между родственниками, у которых как будто бы нет никаких других дел, кроме разборок, — и от этого веет искусственностью.

Так, человек, хотя бы раз видевший Ниццу в кино или воочию, сразу поймет, что так, как в одном из первых эпизодов сериала, она выглядеть не может. Но гораздо критичнее, что зритель, который смотрит историю про непомерное богатство, видит бюджетность буквально во всем. Здание компании Градовых — помпезный комплекс футуристичного вида — выглядит как дворец посреди деревни. Возможно, идея была в приближении к российским реалиям, но в итоге снижается градус специфического удовольствия — смотреть, как богатые тоже плачут, но делают это дорого.

 

Характеры персонажей оказываются односложными. Дети Градова-старшего — это быковатый Дмитрий, лишенный внутреннего стержня Антон, глуповатая Полина; жены — эгоистичная Ирина, меланхоличная Ольга. Все они — просто акторы, которые выполняют функции, отведенные сценаристом, и их портреты легко описываются буквально парой слов. В отличие от все тех же «Наследников», где номинально антагонистов не было, в «Золотом дне» таковой есть — Кудрявцев, мечтающий прибрать все к рукам, но словосочетанием «злой чиновник» его характеристика тоже исчерпывается.

Кадр из сериала «Золотое дно»

К героям «Золотого дна» сложно привязаться. Исключение составляют разве что Юрий Градов, которого оживляет солидный актерский опыт Алексея Гуськова (именно его первым утвердили на роль), и хитроумная Надежда, героиня Юлии Снигирь, финансовый директор и любовница Градова-старшего. Остальные — просто звери в алмазной клетке, что грызутся за золотую кость. И тут уже можно привести в пример даже не «Наследников», а «Миллиарды» — еще один сериал о больших деньгах. Даже в нарциссичном Бобби Аксельроде и жаждущем власти Чаке Роудсе есть харизма, потому что они ведут себя по-человечески и меняются, порой в рамках одной сцены.

Выходит, что как попытка сделать «своих «Наследников» сериал «Золотое дно» проваливается по всем пунктам. Нет, грубо говоря, своего Логана Роя: Юрий Градов по-своему хорош, но куда более мелочен и лишен фактуры, поэтому не выглядит как человек, способный прогнуть под себя полмира. Нет по-настоящему запоминающихся персонажей — хотя бы местного Грега с его харизмой деревенского дурачка, который постепенно прокачивает мышцу манипулирования окружающими. За него как будто пытается отдуваться Антон Градов, рохля с претензией на власть, но в нем нет ни обаяния, ни чего-то забавного. 

 

Нет вывернутой кишками наружу подноготной большого бизнеса — звучат слова «офшоры», «акционеры», «дебетование», «хедж-фонд», но все на уровне телеграм-каналов про криптовалюту. В итоге «Золотое дно» — в меру увлекательная, неплохо разыгранная, но вторичная по отношению к жанру в целом плоская история про то, как очередная компания очень богатых, но не слишком умных людей вгрызаются друг другу в глотки. В чем, кстати, нет вины режиссера Ильи Ермолова («Разрешите обратиться»): снят сериал аккуратно, даже с выдумкой, но это только подчеркивает одномерность персонажей.

В недавнем хите «Слово пацана» за каждым гопником бандитской Казани стояли история, надежды, стремления. Как и, например, в российском сериале «Балет», где закулисная жизнь героев буквально приковывала к экрану, отнюдь не в ущерб сюжету. В «Золотом дне» единственная движущая сила для персонажей — захапать побольше денег. Но у Сергея Минаева уже был фильм «Духless», в котором он выразил эту идею в одной-единственной сцене. В двух словах она описывает весь смысл «Золотого дна». И другого в нем как будто бы и нет.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+