Органы. Боль внутри тела
Когда возникает необходимость выживать, происходит не только адаптация мышления к факторам внешней среды, но и изменение внутренних процессов организма, которое приводит к развитию заболеваний.
Так, например, стресс при получении негативного детского опыта влечет за собой непоправимые изменения в нейронах головного мозга, которые меняют биохимию настроения и поведенческие реакции у ребенка.
В этой главе мы разберем с позиции психосоматики органы и их системы, чтобы понять, какие изменения происходят в теле в процессе жизни и получения негативного опыта, как влияют воспоминания, события прошлого и какой на самом деле беспорядок способна создать психологическая травма в организме человека.
По законам нормальной психосоматики изменения функции органов основаны на удовлетворении эмоциональной потребности. Если говорить более простыми словами, орган или система органов начинают перевыполнять или искажать естественные для них функции для того, чтобы скомпенсировать эмоциональное страдание. Так работает теория «физико-эмотивных связей»: сформированная психосоматическая цепь между психоэмоциональным повреждением и телесным проявлением того или иного состояния проявляется через нарушение функции определенного органа. При длительном воздействии стресса негативный спектр эмоциональных переживаний напрямую влияет на физическое состояние организма.
Однако ввиду различия анамнестических данных, исходного состояния здоровья и индивидуальности переживаний симптомы отличаются. Например, у одного человека при длительном подавлении голосового проживания ярости и злости начинаются головные боли. У другого — боли на уровне голосовых связок, горла. Физико-эмотивная связь требует тщательного исследования, профессионального опроса и выстраивания гипотез о ее происхождении.
Боль в кишечнике, например, часто связана с тем, что человек хочет либо сжаться (происходит рефлекторное напряжение мышц, усиление перистальтики кишечника), либо убежать (кишечнику в этом случае нужно быстро очиститься, чтобы бежать было легче). Так же и голос, и речь, и сенсорное восприятие, и зрение, и сотни других функций тела напрямую связаны с эмоциями.
Теория физико-эмотивных связей — это симбиоз физиологии и нейропсихологии, с ее помощью мы можем расшифровывать телесные послания и говорить с телом на его языке. Чтобы понять и применить теорию, вам нужно послушать свое тело, побыть внутри себя.
Читая следующие страницы, обязательно записывайте его сигналы, т. е. внутренние телесные ощущения и мысли, которые будут приходить в процессе.
Разбор органов и заболеваний — это не что иное, как возможность получить подсказку от подсознания, случайное озарение или чувство.
Ни одна таблица по психосоматике не является истиной в последней инстанции, и важнее всего ваша личная история. Но несмотря на это, существуют подсказки, который помогут приступить к работе с программой мышления, и их вы найдете на следующих страницах.
В этой главе я проведу для вас небольшую экскурсию в мир физико-эмотивных связей, так, чтобы вы могли увидеть и, возможно, даже почувствовать, как ментальные и эмоциональные блоки влияют на физическое состояние тела. Я рекомендую во время прочтения держать рядом с собой карандаш или ручку, чтобы прямо в книге оставлять пометки в тех местах, где вы чувствуете отклик тела (любой сигнал от спазма до онемения).
Тело начинает говорить с вами, давайте попробуем его услышать и расшифровать сигналы.
Голова
Мы начнем с самого верха, с вместилища мыслей и эмоций. Голова метафорически и физико-эмоционально напрямую связана с нашими мыслительными процессами, с тем, что происходит внутри сознания.
Что варится в вашей голове?
Этот бульон может включать в себя прошлое, будущее, старые ситуации и будущие страхи. Предложения и образы. Слова и брошенные случайно фразы. Боль и уныние. Слезы и ярость. Он варится, непрерывно пополняясь все новыми и новыми ингредиентами.
Когда сознание наполнено этим бульоном, происходит непроизвольная перестройка программ подсознания, человек переходит в режим выживания, а тело помогает ему с этим справиться. В ответ на напряжение мыслей, их раздражение развивается мышечный спазм, и, что самое неприятное и чреватое тяжелыми последствиями, первыми включаются глубинные мышцы, выправить которые невозможно при помощи массажа и других похожих процедур.
Перемена в положении мышц и их тонусе провоцирует смещение костей черепа, зубов, прикуса и способна нарушить работу всего организма, вплоть до стоп. Голова — это мощный компьютер, ломающий программы всего тела. Появляются головные боли напряжения, спазмы в шее, нарушение прорезания и роста зубов, смещение носовой перегородки, нарушение в строении пазух носа и даже смещение костей лицевого черепа.
Все это сопровождается спазмом, болью, нарушением нормального функционирования тела. Кажется, что речь идет о простой «физиологии», так как все вышеперечисленное живет с нами с раннего возраста (так бывает довольно часто), а на деле это последствия спазма, в котором ребенок живет с момента его первого стрессового повреждения. Чтобы в будущем это исправить, потребуется полностью изменить шаблон мышления. Переписать себя заново.
Сейчас, в эту самую секунду, попробуйте мысленно отследить ту мысль, которая запускает внутри тела реакцию спазму. Старайтесь не думать, просто пройдите пешей прогулкой по своей памяти и найдите взаимосвязи между эмоцией, запускающей боль, и болью, отвечающей на эмоцию. В следующий раз повторите этот же прием в момент, когда почувствуете приближающийся приступ, и попробуйте не соглашаться с этой болью, попробуйте нарушить правила игры и устремить свое внимание на эмоцию. Ту самую эмоцию, через которую активируется телесная программа спазма. Когда вы найдете эту эмоцию, сам по себе перед вами раскроется путь разрешения этого конфликта через понятные и простые шаги: просто доверьтесь себе и наблюдайте за эмоциями и чувствами.
Глаза, уши, нос
Зрение, обоняние и слух — это три системы анализаторов, необходимых для контакта с внешним миром. Эволюционно они предназначены для выживания, а сегодня нужны для коммуникации с внешней средой. И если эта среда агрессивна, неприятна, если она уничтожает и подавляет, порой у организма остается один выход — отключить анализатор, чтобы прекратить контакт с этим недобрым миром. Отключить зрение и перестать видеть то, что происходит вокруг, или отключить нюх, чтобы перестать впитывать в себя неприятный «аромат» мира, или отключить слух, чтобы перестать слышать то, что унижает, обесценивает и угрожает.
Чувствительнее всего анализаторы реагируют на то, что происходило в детстве, так как до трех лет находятся в процессе функционального дозревания. К постепенной потере зрения часто относятся как к наследственному заболеванию, однако психосоматика доказывает, что мы всего лишь привыкли жить стереотипным мышлением: «Ай, бросьте, у меня самой миопия с трех лет!» — это не про наследственность тела, а про наследственность взаимоотношений внутри семьи и раннего повреждения ребенка.
Стоит только посмотреть под другим углом осознанным и внимательным взглядом на условия детства бабушки, мамы и дочки, как оказывается, что крики и грубые выражения — это нормально в их семье. Замахиваться на ребенка — нормально. Внушать страх и подавлять — нормально. Перегружать ребенка угрозами и стрессом — тоже нормально. И виновата не генетика, которая «сажает зрение», а поврежденная программа мышления, разрушенные отношения и ржавая цепь передачи семейной боли.
Травмированный ребенок вырастает в травмирующего взрослого. И чтобы не стать новым звеном, ему предстоит переписать программу собственной детской боли.
Что касается слуха и обоняния, здесь все немного пластичнее, потому что независимо от возраста, попадая в неприятные условия среды, человек может обзавестись разными хроническими заболеваниями, в осно-
ве которых прячется психосоматика. Когда не можешь противостоять при помощи голоса, не можешь дышать воздухом в коллективе, полном сплетен, когда хочешь выбраться из противных тебе условий...
Заболевания анализаторов — это потребность отключиться от мира. Оказаться внутри себя, закрытым от всего того зла, которое находится снаружи. Как в детской игре, выкрикнуть: «Я в домике» — и погрузиться во внутреннюю тишину.
После лечения у врача для восстановления работы анализаторов требуется создать внутреннее пространство безопасности, где можно свободно проявлять свои чувства, эмоции, которые затем будут выражены. Также предстоит наладить отношения и с внешним миром, научиться без повреждения воспринимать его сигналы, реагировать на самые разные жизненные ситуации, сохраняя при этом крепкую опору внутри себя.