Изнанка банки: из чего сделаны современные косметические продукты
В декабре 2023 года вышел новый номер Forbes beauty — журнала, который посвящен индустрии красоты и здоровья. В том числе редакция журнала рассказывает о последних трендах и обращает особое внимание на новейшие технологии в сфере бьюти.
Новый друг
Косметические составы меняются так же активно, как и модные тенденции. Всего год назад вы мечтали о миниатюрной сумке, в которую помещается несколько карточек и ключи, а в этом сезоне думаете о вместительном тоуте из фактурной кожи, чтобы носить с собой все и даже больше. Так и с бьюти-средствами — в гонке за эффективным составом производители работают с разными активными ингредиентами, предлагая все больше новых формул с инновационными компонентами. Но важным фактором все равно остается качество сырья.
«Современные пользователи имеют высокие требования к качеству и безопасности косметической продукции. Они чрезвычайно искушены и хорошо осведомлены о химических составах косметических средств», — рассказывает Александра Каштанова, руководитель центра обучения, сертифицированный медицинский тренер Faith, врач-косметолог и нутрициолог. «Натуральные, чистые ингредиенты и составы пользуются высоким спросом на рынке. Популярными товарами по уходу за кожей для потребителей являются быстродействующие, безопасные продукты, имеющие высокие стандарты качества». Следует понимать, что лаборатории работают над тем, чтобы новые компоненты соответствовали этим характеристикам. Один из таких популярных ингредиентов — пептиды.
«За последние пять лет популярность пептидов в уходе за кожей стремительно выросла, и вот почему: они могут проникать глубоко в кожу, где их потенциал используется организмом для стимуляции функций, которые утратили свою интенсивность из-за замедления метаболизма. Эти компоненты в составе косметических средств представляют собой небольшие частицы, состоящие из 6–7 аминокислот, которые характеризуются низкой молекулярной массой, поэтому легче проникают в эпидермис», — рассказывает Дарья Толстопятова, ведущий менеджер по обучению персонала «Л’Окситан». Например, в составе средств бренда можно встретить пептиды гороха, которые укрепляют и разглаживают кожу, делают ее более упругой и эластичной.
А в формулах продуктов Elemis можно встретить комплексы пептидов, которые производятся из 34 различных сортов морских водорослей. «Ярким компонентом в средствах ухода за кожей стал синтезированный пептид с заданными характеристиками. Метод бактериального синтеза используется для создания определенной аминокислотной последовательности, которая формирует биологическую активность ингредиента. Пептиды являются биорегуляторами, антиоксидантами, факторами роста клеток — это мощный и незаменимый компонент в омолаживающей косметике», — добавляет эксперт бренда Ольга Данько.
Исследователи обращают внимание и на те компоненты, которые прежде не использовались в косметической продукции, но в результате совершенствования технологий (которые также важно учитывать в срезе развития индустрии красоты) стали доступны для их внедрения в состав. «Прорывными компонентами являются те, которые ранее не применялись в бьюти-продуктах, однако являются высокоэффективными. Например, добавление гормона сна мелатонина в средства для вечернего ухода. Липосомированный мелатонин, а также пептиды, аминокислоты, успокаивающие компоненты — эффективный коктейль для восстановления и омоложения кожи в ночное время: он входит в состав косметики Serenity от испанского бренда Sesderma», — рассказывает Евгения Решетникова, врач-дерматовенеролог, врач-косметолог, руководитель медицинского департамента Sesderma Russia & CIS.
Особенности современного производства позволили выделить компоненты, созданные в результате биоферментации. «Данная категория включает в себя продукты, полученные в результате биоконверсии, ферментации, и состоит из пробиотиков, регуляторов микрофлоры кожи и ингредиентов, повышающих защитные свойства кожи. Лизат бифидобактерий, ферментированная фолиевая кислота и ферментированное масло камелии нормализуют микробиом кожи, повышают ее иммунитет, укрепляют эпидермальный барьер, поддерживают гомеостаз, стимулируют клеточный рост и нивелируют повреждающее УФ-воздействие», — делится Марина Горохова, сертифицированный тренер WiQo med, врач-косметолог, дерматолог, невролог, международный сертифицированный специалист по эстетической терапевтической косметологии (ITEC).
Особый акцент производители делают на комплекс компонентов, которые эффективно действуют не в одиночку, а в результате химических соединений с другими ингредиентами. «Бренды продвигают запатентованные комплексы, а не монокомпоненты с минимизацией агрессивного воздействия и высокой результативностью в отношении потребностей кожи. Проще говоря, происходит ориентация на космецевтический продукт, компоненты с высокой концентрацией», — поясняет Наталья Высоцкая, косметолог-нутрициолог бренда Babor, руководитель направления «Косметология» Ersta Академии. Особенно важно, чтобы этот комплекс эффективно проникал в кожу, не оставаясь только на поверхности. По этой причине формулы подобных соединений постоянно меняются, трансформируются в качественно новый продукт — биодоступный, очищенный и еще более эффективный.
Старый знакомый
Несмотря на активное развитие косметической индустрии, большая часть компонентов, которые сейчас используются в средствах, уже знакома нам под тем или иным углом. «Все так называемые новые ингредиенты, которые сегодня являются модными и популярными, — это те компоненты, которые мы использовали еще 20 лет назад. Например, те же полинуклеотиды, которые в свое время были вытеснены более эффективной гиалуроновой кислотой. Но, конечно, рынок хочет удивлять новинками, и некоторые производители стали делать препараты с полинуклеотидами в более высокой концентрации, создавая активный маркетинг вокруг них. И многие из этих продуктов замечательно работают на регенерацию, восстановление кожи. Разница в том, что 20 лет назад компании использовали полинуклеотиды и гиалуроновую кислоту в моновиде. Мы в научном центре Martinex создаем препараты, где в составе и полинуклеотиды, и гиалуроновая кислота. На мой взгляд, такие препараты более эффективны и работают на восстановление межклеточного матрикса, увлажнение, и сами полинуклеотиды дают коже ресурсное состояние и способствуют быстрому восстановлению», — комментирует Наталья Михайлова, ученый, кандидат медицинских наук, разработчик препаратов эстетической медицины, научный руководитель Martinex, основатель сети клиник эстетической медицины «Реформа». Одни исследователи предпочитают использовать классические соединения, другие модернизируют ингредиенты, которые уже доказали свою эффективность, но при этом могут стать еще полезнее для кожи.
«Гиалуроновая кислота по-прежнему занимает лидирующую позицию среди компонентов в косметике и не только. Она является важным структурным элементом стекловидного тела глаза, синовиальной жидкости и кожи позвоночных. Более того, кислота взаимодействует с такими белками, как CD44, RHAMM и фибриногеном, тем самым влияя на такие естественные процессы, как ангиогенез (процесс образования новых кровеносных сосудов. — Forbes Beauty), подвижность клеток, заживление ран», — уточняет Евгения Решетникова. «В инъекционных препаратах используется высокомолекулярная кислота, а в косметике — низкомолекулярная. Потому что при наружном применении меньший молекулярный вес гиалуроновой кислоты позволяет ей проникать в глубокие слои дермы. В косметике гиалуроновая кислота прекрасно помогает увлажнить кожу, но, к сожалению, о стимулирующем омоложении речи не идет. На это способна только высокомолекулярная гиалуроновая кислота в составе инвазивных препаратов», — добавляет Наталья Михайлова.
Еще один лидер среди старичков косметической индустрии — коллаген, который остается популярным и действительно эффективным ингредиентом. «Компонент возвращает коже молодость и здоровье, улучшает ее регенерацию, активно увлажняет и обеспечивает хороший лифтинг. Но не секрет, что коллаген из-за высокого молекулярного веса не способен проникать в кожу и его косметическое действие останавливается на поверхности эпидермиса. Именно поэтому многие бренды находятся в поисках технологий получения самого активного коллагена, способного проникать в кожу и оказывать весь спектр действия», — объясняет Александра Каштанова. Один из вариантов решения проблемы — создание липосомальной формулы на основе ключевого компонента.
«Снова в моде экстракт центеллы азиатской, или мадекассосид. Это продукт, который мы используем уже многие годы, — и 20 лет назад он был так же моден, как сейчас. Сегодня снова он появляется во многих средствах. Центелла — модный регенерант, избавляет от рубцов, улучшает состояние кожи, стимулирует омоложение», — добавляет Наталья Михайлова. Другой растительный компонент — антиоксидант ресвератрол, который содержится в кожице винограда и используется в средствах Faith. Он помогает смягчить признаки фотостарения, повысить упругость и эластичность, снять воспаления и успокоить кожу, что делает такие препараты идеальными для обладателей чувствительной, гиперреактивной кожи.
Главное — доверие
Не стоит гнаться только за инновационными решениями. Во многом косметические модернизации могут не всегда быть тем, чем кажутся на самом деле, — все-таки инструменты маркетинга работают таким образом, чтобы привлечь наше внимание к продукту, который отвечает за решение всех наших проблем. Следить стоит и за происхождением компонентов, и за чистотой состава, ведь не все формулы могут подходить именно вашей коже.
«Нет ни одного ингредиента, который в одну единицу времени был универсальным для разных типов и состояний кожи. Подход в подборе косметических брендов и, соответственно, компонентов должен лежать в профессиональной плоскости и строиться на основании собранного анамнеза, диагностики, — подчеркивает Наталья Высоцкая. — По этой же причине не стоит выделять отдельно монокомпоненты как безопасные, тем более кремы, сыворотки и другие средства не являются однокомпонентными. И это отлично описывает фраза философа и алхимика Парацельса: «Всё — яд, всё — лекарство, то и другое определяет доза».