К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Green Day остаются молодыми: как новый альбом группы возвращает их музыку к панк-року

Группа Green Day (Фото Nigel Crane / Redferns)
Группа Green Day (Фото Nigel Crane / Redferns)
19 января 2024 года группа Green Day выпустила 14-й альбом, на котором ее бессменные участники Билли Джо Армстронг, Майк Дернт и Тре Кул отказались от экспериментов в пользу традиционного для коллектива панк-звучания. Журналист Полина Агибалова рассказывает, как появилась одна из самых популярных панк-рок-групп и каким получился их новый альбом Saviors

Из андеграунда в чарты

Первый альбом 39/Smooth группы Green Day был выпущен на независимом лейбле Lookout! Records в 1990 году, когда двум ее основным участникам — вокалисту и гитаристу Билли Джо Армстронгу и бас-гитарист Майку Дернту — не было и 20 лет. Пластинка была довольно успешной на андеграундной панк-сцене, но оставалась почти никому не известной за ее пределами. Все изменилось с выходом второго альбома группы Kerplunk! в 1991 году (к этому моменту к ней уже присоединился барабанщик Тре Кул, с тех пор не покидавший Green Day). 

Платиновый статус в США, золотой — в Великобритании, десятки миллионов продаж и попадание в мировые чарты вытолкали Green Day из темных дверей и с липких танцполов маленьких клубов. Они подписали контракт с мейджор-лейблом Reprise Records. Следующий альбом, Dookie, впервые выпущенный на коммерческом лейбле, звучал более мелодично, включал в себя поп-панковские мотивы и был близок скорее к мейнстриму, чем к андеграунду. И это сработало — в США было продано более 10 млн копий. 

Green Day на улице Нью-Йорка, 1994 год (Фото Ken Schles·Getty Images)

Пластинка заметно расширила фан-базу Green Day. Теперь в нее входили не только любители панка, но и девочки-подростки, их молодые родители, выпускники престижных школ, рабочие и представители элиты. Некоторые слушатели и «коллеги» по панк-культуре обвиняли Green Day в продажности и даже «осквернении» жанра, как Джонни Роттен из культовой британской панк-группы Sex Pistols. Повлияло ли это на творчество Green Day? Ни в коем случае. Обожателей всегда было больше.

 

Следующие после Dookie альбомы Insomniac, Nimrod и Warning отличались более депрессивной лирикой, тяжелым звуком и музыкальными экспериментами. Билли Джо Армстронг то и дело подмешивал к панку элементы фолка и акустической поп-музыки, разбавляя их другими направлениями рок-музыки, такими как ска и серфинг-рок. Все три альбома были успешны, хотя и сильно проигрывали Dookie. 

«Почему все любят Green Day?»

На просторах музыкальных форумов нередко можно встретить запрос «Почему все любят Green Day?». Они действительно стали явлением, иконой калифорнийского панка и любимчиками поп-панк-индустрии. И на это есть причины. Во-первых, музыка Green Day — это нехитрое сочетание гитарного дисторшена (звуковой эффект, который достигается искажением сигнала на электрогитаре. — Forbes Life) и классических для хард-рока и панка квинтаккордов (простые гитарные аккорды, взятые в более сложном интервальном диапазоне; квинтаккорды наиболее актуальны для игры на электрогитарах. — Forbes Life). Кто не любит простые, бодрые, веселые мелодии? Даже у самых искушенных слушателей такая музыка встречается в плейлистах «выходного дня», потому что не требует глубокой вовлеченности и скрупулезного разбора каждого такта. 

 

Во-вторых, имидж Green Day отвечал запросам глобальной поп-сцены. Харизматичный солист, электрогитары, интервью и постеры в глянцевых журналах, клипы на MTV, тексты о любви — эти детали помогли не одному артисту стать суперзвездой, не имея при этом бетховеновского таланта в сочинении музыки. В-третьих, с 2004 года у группы появилось нечто большее, отличающее ее от большинства панк-, поп-панк- и рок-проектов, — в текстах Green Day появилась социально-политическая направленность. 

Don't wanna be an American Idiot

В 2004 году вышла знаковая пластинка группы American Idiot, которая начала новую эру в творчестве коллектива. Она стала своеобразным перерождением после затишья и малоуспешного предыдущего альбома 2000 года Warning. 

Green Day в 2004 году (Фото Jeff Kravitz·FilmMagic, Inc)

American Idiot стал первым лонгплеем группы, занявшим первую строчку в престижном альбомном чарте Billboard 200, а затем и одним из самых продаваемых альбомов десятилетия. Во многом этому способствовала новая концепция: American Idiot — не просто сборник треков, связанных общей идеей, а панк-рок-опера. В ней есть персонажи и сюжетные линии, которые отсылают слушателей к актуальным на тот момент событиям: теракту 11 сентября и войне в Ираке.

 

Слушатели тепло встретили пластинку, а музыкальные критики назвали группу «голосом рабочего класса Америки». Успех был настолько велик, что в 2009 году по мотивам альбома был поставлен полноценный мюзикл в Репертуарном театре Беркли, а сами Green Day уже не могли быть просто панк-группой. Они стали голосом поколения: социально-политические темы намертво закрепились в их творчестве. 

Через пять лет после выхода ошеломительного American Idiot группа Green Day выпустила не менее масштабный по форме и содержанию альбом 21st Century Breakdown. Как и его предшественник, альбом получил статус рок-оперы в трех действиях. Билли Джо Армстронг продолжил оголять проблемы США после правления Джорджа Буша-младшего через мир и впечатления персонажей пластинки — Кристиана и Глории. 

В концептуальном альбоме нашлось место даже религии и подростковым чувствам. Очевидно, участники группы бросили сами себе вызов в надежде переплюнуть собственный ошеломительный успех. Однако American Idiot продолжал оставаться альбомом №1: 12,5 млн проданных копий в 37 странах против 2,5 млн в 41 стране у 21st Century Breakdown.

После рок-оперы группа выпустила трилогию альбомов ¡Uno! ¡Dos! ¡Tre! в 2012 году. Это был так называемый отпуск от политических тем и сложных форм. В каждом из них группа сделала выбор в пользу более легкого, а иногда даже танцевального звучания, гаражного рока и общих тем, не обремененных размышлениями о судьбе страны. 

Но в Revolution Radio, который вышел в 2016 году, снова появились социально-политические мотивы. Одни из самых значимых тем альбома — массовые убийства в США и равнодушие СМИ. Он также вернул Green Day к традиционному панк-звучанию, но только до 2020 года. В этот год группа выпустила тринадцатый альбом — Father of All Motherfuckers. Его сатира была направлена на Дональда Трампа, а музыка кардинально повернула в сторону глэм-рока. Во многом это стало своеобразным экспериментом: задорный, почти танцевальный рок-н-ролл сопровождали мрачные тексты о насилии и беспорядках в США.

 

Панк-рок возвращается

Прототипом обложки нового альбома Saviors, вышедшего в январе 204 года, послужил снимок британского военного фотографа Криса Стил-Перкинса, сделанный в 1978 году во время беспорядков в Северной Ирландии. 

Обложка альбома Saviors (Фото DR)

Saviors начинается резко и бодро, словно зритель опоздал на первый акт театральной постановки и первое убийство уже совершено. American dream is killing me — антиутопичный гимн в пику американской мечте, которая большинству приносит только боль и разочарование. Бунт продолжается и в Look Ma, No Brains! — классическом панке отвязных двоечников. Однако и этим «неучам», простым парням из спальных районов, не чуждо нечто прекрасное. 

Bobby Sox — первый с альбома трек о любви. Несмотря на романтичный текст, он отличается от других лиричных композиций задором и драйвом, которые больше подходят для стадионного накала. One Eyed Bastard завершает первую негласную часть альбома. Песня несет в себе скрытую метафору яростной победы среднего класса над элитой — это ли не мечта американского пролетариата? 

Следующие треки альбома можно объединить в идейные блоки. Например, довольно личную песню о рехабе Dilemma дополняет Goodnight Adeline — сеанс саморефлексии с референсом к песне ¡Viva la Gloria! из восьмого альбома группы, 21st Century Breakdown. За романтику отвечают треки «1981» с неочевидными отсылками к MTV, холодной войне и глянцевым атрибутам 1980-х, Suzie Chapstick — об ушедших чувствах в духе российской группы «Звери» и Father to a Son — трепетная баллада-послание от отца к сыну. 

 

Еще один важный блок посвящен актуальным проблемам. Так, Coma City — один из самых политизированных треков альбома о массовых шутингах в школах и мировой пандемии. Strange Days Are Here To Stay и Living in the ‘20s говорят о печальных настоящем и будущем, где находится место и сексу с роботами, и продажным полицейским, и перестрелкам в супермаркетах.

Новый альбом также не обошел тему рок-н-ролла и его роли в жизни артистов. В песне Corvette Summer с отсылкой к треку 1964 года группы The Beach Boys Билли Джо отрицает деньги и славу во имя музыки. А строчки из одноименного альбома трека Saviors — We are last of the rockers making a commotion («Мы последние рокеры, которые устраивают переполох») — говорят сами за себя. 

Каждый трек с пластинки Saviors — почти комиксная зарисовка из жизни современного молодого человека. Яркие краски вечеринок сменяются черными кляксами депрессий от сводок новостей. Но пока звучат квинтаккорды, пока гремят танцполы стадионов, пока 51-летний Билли Джо Армстронг хранит в себе панк-рок, молодость продолжается, как в последнем треке альбома Fancy Sauce: We all die young someday («Однажды мы все умрем молодыми»).

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+