«Доктор Google»: что такое ипохондрия и как перестать постоянно переживать о здоровье
Все мы в той или иной мере боимся заболеть, и это совершенно нормально. Ведь болезни, как подсказывает многовековой опыт, приводят к расходам, страданиям и, в худшем случае, к смерти. Но по данным ВОЗ, около 6% людей так сильно озабочены своим самочувствием, что делают поиск новых симптомов смыслом существования — как правило, будучи полностью здоровыми. Вспоминается Джером К. Джером и герой его юмористической повести, обнаруживший у себя все диагнозы из медицинской энциклопедии, но по факту ничего смешного в ипохондрии нет. Это серьезное и плохо поддающееся лечению расстройство — только 50% пациентов достигают ремиссии. Как пишут исследователи Ханс Моршитцки и Томас Хартл в своем бестселлере «Страх болезней», 10% ипохондриков теряют работоспособность, а у 50% развивается тяжелая депрессия. Наконец, ипохондрия создает дополнительную нагрузку на мировое здравоохранение: от $857 до $21 137 лишних расходов на каждого подобного пациента в год.
А большое исследование шведских ученых, опубликованное в журнале JAMA Psychiatry, показало, что ипохондрики парадоксальным образом больше подвержены смертности от различных причин. Возможно, потому что они живут в состоянии хронического стресса (он вреден для сердечно-сосудистой системы), чаще обращаются к шарлатанам, боятся врачей и прибегают к алкоголю и наркотикам, чтобы унять тревогу. Исследователи также выяснили, что ипохондрики меньше зарабатывают и реже вступают в брак. «События последних лет, конечно, способствуют распространению ипохондрии в обществе, — объясняет Татьяна Потапова, врач-психотерапевт «СМ-Клиники». — Это и пандемия коронавирусной инфекции, когда повышенный иррациональный страх за свое здоровье испытывали многие из нас, и нынешняя нестабильная обстановка в мире. Переезд в другой город или страну, смена условий жизни — ситуативная тревожность тоже часто проявляет себя через ипохондрию».
Ипохондрия: как распознать
Термин «ипохондрия» появился еще в Древней Греции, но не имел никакого отношения к тревожным расстройствам: «ипохондрос» называли зону подреберья, а «ипохондрией» — воспаление расположенных в ней органов. Позже Гиппократ предположил, что в этой области скапливается черная желчь, разлитие которой приводит к печали и тревоге. В XVII веке английский писатель и исследователь Роберт Бертон развил эту концепцию: в своей знаменитой книге «Анатомия меланхолии» он предположил, что «ипохондрическая меланхолия» возникает из-за неправильной диеты и вызывает у пациента чувство беспричинной тоски, грусти и страха, а также боли в животе. Первое современное определение ипохондрии сформулировал английский физиолог Форбс Уинслоу в 1863 году: «Патологическая мучительная тревога о своем собственном здоровье и чрезвычайная физическая чувствительность, из-за которой даже легкие недомогания наделяются признаками серьезной болезни».
Сегодня ипохондрическое расстройство включено в МКБ-10 и считается соматоморфным — то есть способным вызывать реальные физические симптомы. Вот критерии, на основании которых официально ставят диагноз «ипохондрия»:
— устойчивая убежденность как минимум в двух серьезных заболеваниях, длящаяся не менее полугода;
— беспричинная тревога о своем здоровье, которая мешает повседневной жизни и заставляет пациента часто обращаться за медицинской помощью;
— упорный отказ верить врачам, которые объясняют, что пациент ничем не болен.
Дальше начинаются частности. «На начальных этапах ипохондрия проявляется как обычное беспокойство по поводу здоровья, но со временем может перейти в стадию, где мелкие физические проявления становятся основой для нескончаемой фоновой тревоги», — объясняет Анна Гвоздева, психолог, автор телеграм-канала «Это не психотерапия». Аналитический психолог Симма Богарт говорит о трех стадиях ипохондрии. Первая — переживания и беспокойство по поводу физических симптомов, которые могут быть связаны с реальными заболеваниями. Вторая — усиление тревоги, драматизация проблем со здоровьем. Третья — полное погружение в иллюзии и убеждение в своем серьезном диагнозе.
Такая разная ипохондрия
Ипохондрия очень многолика: одни люди испытывают потребность постоянно разговаривать о своем самочувствии (вернее, мнимых болезнях), другие замыкаются в себе. Некоторые бесконечно ходят по врачам, кто-то обращается только к альтернативной медицине. Популярная стратегия ипохондриков — вовсе избегать любых контактов с системой здравоохранения. Это погубило, например, знаменитого ипохондрика Энди Уорхолла. Он страдал от болей в желчном пузыре, но наотрез отказывался от медицинской помощи — и умер от осложнений после экстренной операции. Ипохондрия вообще распространена среди великих людей. Так, Марсель Пруст выбрасывал полотенца после одного использования (в уверенности, что они кишат бактериями) и допускал к себе только тех посетителей, которые действовали по его строгой инструкции: в частности, не пользовались парфюмом и переобувались при входе. А Чарльз Дарвин вел подробный дневник своей дефекации в страхе, что может заболеть раком прямой кишки.
Большинство ипохондриков постоянно прислушиваются к своему телу (для этого существует термин checking behaviour) в попытках уловить малейшие тревожные сигналы. Которые, конечно, непременно указывают на серьезное заболевание. Небольшой кашель кажется человеку с ипохондрией верным признаком туберкулеза, а покалывание в груди — надвигающегося инфаркта.
Для checking behaviour характерен навязчивый контроль всего организма — в том числе с помощью приборов, например тонометра, пульсоксиметра, умных часов. «Человек часто сдает анализы. Причем получаемые результаты, свидетельствующие об отсутствии предполагаемого заболевания, его не успокаивают, а пугают, поскольку он считает, что если бы болезнь выявили, то уже начали бы лечить, а так как ее не нашли, то состояние ухудшается. Это убеждает человека в некомпетентности врача и медицины в целом и усиливает ипохондрию», — рассказывает психолог Татьяна Потапова из «СМ-Клиники».
Нередко ипохондрики проводят жизнь в «охоте» за конкретным симптомом. Как пишут психологи Алессандро Бартолетти и Джорджио Нардонэ в книге «Ипохондрия, или Страх болезней», чаще всего при этом расстройстве встречается кардиофобия — боязнь инфарктов, инсультов и других сердечных осложнений. Далее идут канцерофобия (страх рака), патофобия (страх конкретной болезни) и танатофобия — страх смерти от любых причин. В попытках обезопасить себя ипохондрики начинают избегать некомфортных или опасных, как им кажется, ситуаций. Наглядный пример — люди, продолжившие соблюдать полную изоляцию уже после того, как карантин в связи с COVID-19 закончился.
Для того чтобы справиться с тревогой, ипохондрики часто выбирают стратегию «доктор Хаус» — поиск великого, лучшего специалиста, который наконец-то поставит им верный диагноз и назначит лечение. Конечно, этого не происходит. Другая стратегия — «доктор Google», попытка найти ответы в интернете. В большинстве случаев онлайн-серфинг и чтение форумов только увеличивают тревогу и усиливают расстройство: для этого даже придуман термин — «киберхондрия».
Где рождается страх: почему возникает ипохондрия
Как объясняет Татьяна Потапова, причины ипохондрии бывают экзогенными (внешними) и эндогенными (внутренними). Во втором случае дело может быть в генетике (в 10–37% случаев ипохондрия передается по наследству) или сопутствующих болезнях. Ипохондрия — частый спутник ОКР, биполярного расстройства, клинической депрессии, различных фобий. «Страх за свое здоровье может проявляться в форме сверхценных или бредовых идей у больных шизофренией и другими тяжелыми расстройствами психики», — добавляет Татьяна Потапова.
Внешние причины развития ипохондрии можно разделить на несколько групп.
Семейные. Есть стиль воспитания, который эксперты называют «ипохондрическим»: это классическая советская модель «надень шапку, а то заработаешь отит», «мороженое зимой — путь к ангине» и так далее. Туда же относятся регулярные жалобы на слабое здоровье ребенка (в его присутствии), постоянные походы к педиатрам и освобождение от школы без веской причины, а также гиперопека и контроль во всех сферах. «Чаще всего это бывает отголоском проявления тревожной личности родителей. У ребенка такое отношение формирует ипохондрию и «позицию больного» уже в возрасте 2–7 лет», — комментирует Татьяна Потапова.
Травматические события. Болезни и смерть близких или друзей (особенно в детстве), уход за больным родственником во взрослом возрасте, аварии и несчастные случаи — все это может стать спусковым механизмом для тяжелой ипохондрии. Ипохондрия может развиться и на фоне других тяжелых событий: развод, потеря работы, вынужденный переезд.
Личный опыт. По сравнению с другими людьми у пациентов-ипохондриков чаще бывают в анамнезе серьезные заболевания, особенно в детстве. Но нередко достаточно одного-единственного тревожного случая для развития расстройства. «Пример: у больного действительно случилось однократное повышение давления на фоне стрессовой ситуации. Теперь, когда возникает стрессовая ситуация, человек считает, что давление у него постоянно повышается, а если у него еще и колет в области сердца, значит, он точно перенес инфаркт», — объясняет Татьяна Потапова.
Влияние извне. Это могут быть рассказы друзей и знакомых о пережитых болезнях или, что более распространено в наше время, информация из медиа и социальных сетей. Впечатлительному, тревожному человеку бывает достаточно прочитать описание болезни, чтобы найти у себя ее симптомы.
Наконец, ипохондрия может развиться под действием ятрогенных факторов. Проще говоря, негативного опыта общения с врачами или неприятного лечения. Психолог Анна Гвоздева добавляет, что перфекционизм и низкая самооценка считаются связанными с ипохондрией качествами. Аналитический психолог Симма Богарт считает, что страх болезней может возникнуть из-за сильного подспудного желания внимания и близости — ведь больному обычно дарят особую заботу.
Вылечить неизлечимое
В большинстве случаев ипохондрики действительно начинают испытывать неприятные физические симптомы, причем абсолютно реальные. Это могут быть скачки давления, тахикардия, повышенное потоотделение, боли в животе, кожная сыпь, неясные боли во всем теле. Конечно, появление таких признаков только убеждает ипохондриков в том, что они серьезно больны, и снова заставляет искать волшебную таблетку. «На самом деле постоянная тревожность активизирует симпатическую нервную систему — проще говоря, древний механизм «бей-беги», — объясняет психолог Анна Гвоздева. — Повышается выработка гормона стресса кортизола, а также адреналина, ускоряется кровообращение. Если человек постоянно живет в таком режиме, тело неизбежно будет на это реагировать различными симптомами».
Лучший путь к избавлению от неприятных признаков ипохондрии (и самого расстройства) — когнитивно-поведенческая терапия. Ее эффективность доказана десятками рандомизированных исследований: две трети пациентов положительно реагируют на лечение. При этом неважно, в каком формате проводится терапия — групповые или индивидуальные сессии. Также есть данные о том, что при ипохондрии помогают антидепрессанты и некоторые антипсихотические препараты — но их, конечно, должен назначать врач. В качестве самопомощи обычно рекомендуют ведение дневника эмоций, а также практики для повышения осознанности — дыхательные упражнения, медитации.
Аналитический психолог Симма Богарт напоминает еще об одном аспекте ипохондрии, с которым важно работать: «Ипохондрия иногда развивается из-за стремления к уникальной идентичности, когда человек использует диагноз в качестве отличительного фактора. Здоровая альтернатива — это развитие самосознания, при котором важны ваши личные особенности, достижения и интересы, а не болезни».