До того как стать керамистом, Елена Тонро увлекалась флористикой, хотела стать ювелиром, дизайнером интерьера и даже пробовала создавать бренд одежды. «Прежде чем запустить свою мастерскую, для общего развития я пошла поучиться маркетингу и в итоге проработала маркетологом четыре года, — вспоминает она. — Этот опыт помог мне в создании и продвижении своего проекта». Его основой стала лепка из глины — давнее хобби Елены.
Делать из любимого занятия бизнес она не планировала — до тех пор, пока ее работами не заинтересовались подписчики в соцсетях. «Проект «Нежно» создавался без больших вложений. Первые полгода я работала вообще одна и без мастерской — ею был угол в два квадратных метра в комнате, а на лоджии я разместила маленькую муфельную печь, — рассказывает Тонро о старте своего бренда. — Все, что я зарабатывала, я возвращала обратно в проект — так он не быстро, но очень естественно рос. Первая мастерская появилась, можно сказать, случайно: знакомая съезжала со своей мастерской, и ее пространство, которое я впоследствии делила с другим проектом, идеально подходило мне».
Сейчас проекту шесть лет, из личного блога с подписчиками он вырос в большую мастерскую в Санкт-Петербурге, где создаются керамические интерьерные объекты и посуда, проводятся мастер-классы. Наиболее популярные изделия «Нежно» — это скульптурные вазы, особенно вазы-ленты со стеклянной колбой. Перед Новым годом — елочные игрушки, фарфоровые яичницы, снежки. «У нас небольшая команда, обычно у нас работает два-четыре мастера, управляющий, smm-специалист, — делится Тонро. — Я придумываю новые изделия, разрабатываю стратегию развития проекта, корректирую рабочие процессы. Дело приносит прибыль, практически с самого начала проект работал в плюс». Вложений Тонро «даже не считала»: лепка была ее «страстью», а одной из немногих крупных покупок для бизнеса стала печь за 50 000 рублей.
Материалы для лепки Тонро использует зарубежные — российских аналогов, равных им по качеству, найти так и не удалось. По подсчетам Тонро, они подорожали примерно в два-три раза — из-за этого пришлось повышать цены и на конечный продукт, в среднем на 10–15%. Стоимость аренды тоже выросла, а сама Тонро «немного подняла» зарплату сотрудникам, «понимая, что жизнь в целом стала дороже».
«Сейчас у нас стало больше B2B-клиентов: мы работаем с кафе и ресторанами, салонами красоты, делаем корпоративные подарки для крупных брендов. В B2C-секторе скорее ощущается спад спроса: мы объясняем это тем, что покупательная способность в принципе упала, а наш продукт не является предметом первой необходимости», — считает Тонро.
«До 2022 года у нас было множество заказов из других стран. Мы планировали более широко выходить на мировой рынок, но сейчас это стало значительно труднее, — признается Тонро. — Блокировка соцсетей тоже сказалась: если первое время люди охотно пользовались VPN, то сейчас кажется, что многие устали от них. Даже среди моих знакомых многие перестали пользоваться Instagram, потому что это стало затруднительнее». Справиться с этим помогло создание собственного сайта и его продвижение.