Иммунитет, секс и грипп: 5 книг о медицине, которые советует педиатр Федор Катасонов

Федор Катасонов — педиатр, автор книг «Федиатрия. Что делать, если у вас ребенок» и «Куда скачет температура», автор Telegram-канала «Федиатрия» и ведущий подкаста о медицинских открытиях «Почему мы еще живы» студии «Либо/Либо».
К кому бы я обратился, чтобы узнать, какие классные книжки про медицину и смежные науки вышли за последние пару лет? Вроде бы логично спросить об этом человека, который одновременно увлечен медициной и книгами, например врача-писателя. Вроде меня. Однако, если задуматься, какой профессионал в курсе новинок популярной литературы по своей профессии?
Парадокс в том, что врач читает достаточно много по специальности, но совсем не популярные, а наоборот, весьма узкие и малоинтересные публике вещи. А когда мысли не заняты болезнями и лекарствами, ему приятнее почитать художественную литературу, например фантастику и фэнтези. А я, оказавшись в водовороте истории в последние полтора года, читаю в основном книжки по истории и социоантропологии. История войн и эволюции государств, общественная память, перемещения и смешения народов занимают меня куда больше, чем очередная книжка про детские болезни. Такую я могу и сам написать, да и написал уже несколько.
Несмотря на этот парадокс, несколько свежих книг на медицинскую и около тему ко мне все же пробились. Не знаю, делает ли это их лучшими новинками по теме, но, безусловно, все это — не рядовые книги. Последней в этом списке будет стоять книга совсем не свежая: она издана в России дюжину лет назад, но заслуживает дополнительного подсвечивания именно сегодня.
Джон Берджер и Жан Мор «Счастливый человек. История сельского доктора»
Издательство Ad Marginem, 2023 год
Начну с самого старого произведения — оно было опубликовано в Великобритании в 1967 году и стало классикой дополнительного чтения для студентов-медиков. Автор дружил с сельским доктором по имени Эскелл, и книжка представляет собой наблюдение за его трудом, отношениями с пациентами и общиной в целом, за его пониманием своей роли и следованием ей, за признанием и уважением, но неизбежным одиночеством образованного человека в среде «лесовиков», как называли жителей тех отдаленных британских мест.
Эта короткая книжка не имеет сюжета и написана как будто одним днем. Все начинается с зарисовок в духе «записок земского врача» — маленькие всполохи сельских медицинских кейсов, у которых нам не суждено даже узнать исход. Это просто иллюстрация, не рассказ. Но довольно быстро автор будто перестает обращать внимание на поток пациентов, а задумывается о более глубоких и общих вопросах: о том, каково это — быть принятым, но не быть своим, положить жизнь на заботу о ком-то, кто тебе душевно не близок, быть врачом вдали от большой науки и быть важной фигурой — больше чем врачом — для тех, для кого ты единственная связь с современной медициной.
Погрузиться в эти мысли нам помогают фотографии Жана Мора, которые иллюстрируют текст в пропорциях Роберта Капы: кажется, что фотографий по площади не меньше, чем текста. На них — пациенты, сельские пейзажи и сам доктор Эскелл, который в книге, видимо, из уважения к некоторым нюансам, назван доктором Сассоллом. Помимо имени, в истории доктора ничего не выдумано.
В этом философском эссе поднимается важный вопрос удовлетворенности пациентов, который сейчас становится все актуальнее. Медицинская помощь должна исходить именно из этого, но многие системы здравоохранения в мире до сих пор не учитывают этот важный параметр. Возможно, это потому, что в медицинских вузах там не задают на лето прочитать «Счастливого человека» Берджера и Мора.
Джон Барри «Испанка. История самой смертоносной эпидемии»
Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
В отличие от крохотного предыдущего эссе «Испанка» — толстый 700-страничный лонгрид, который хочется прочитать в отпуске, но он не лезет в чемодан. Несмотря на узкое название, указывающее на известную эпидемию гриппа 1918 года, на самом деле книжка включает в себя исследование развития американской (а затем и мировой) медицины в целом — начиная с полушарлатанской практики, которой занимались толпы американских «врачей», она резко скакнула вперед как раз накануне пандемии. Понимание серьезного научного превосходства Европы, где в те времена бились насмерть Пастер и Кох, привело самых разумных американцев к длительному обучению за рубежом, а затем к появлению институции, которая изменила облик всей мировой медицины, — Госпиталя Джонса Хопкинса.
Именно появление такого места, где собрались образованнейшие врачи-ученые, включая Уильяма Ослера, Саймона Флекснера, Анну Уильямс, Освальда Эвери и многих других, чьи имена есть в учебниках всех медицинских вузов мира, привело в итоге к возникновению современной доказательной медицины. Если бы не эта революция, неизвестно, сколько лишних миллионов забрала бы испанка, — и это напоминает рекордно короткие сроки появления вакцины от ковида в 2020 году, которые были бы невозможны, если бы не предшествующие исследования РНК- и аденовирусных вакцин.
История изучения самой испанки увлекательна и показательна: некоторые потрясающие ученые, потратившие уйму сил, не смогли дойти до результата, но их негативный опыт лег в основу дальнейшего решения ее загадок. Только совместная параллельная работа многих светлых голов помогла снизить урон от пандемии гриппа.
Но даже с медицинской точки зрения для меня в книжке были удивительные открытия. Например, многие черты ковида, которые мы недавно с удивлением описывали, были характерны и для гриппа сто лет назад. Люди так же теряли обоняние, так же быстро умирали от дыхательной недостаточности и так же страдали «постковидом», только он тогда был «постиспанкой» и назывался «летаргическим энцефалитом». То есть то, что можно было бы посчитать спецификой нового коронавируса, скорее специфика нашего собственного иммунного ответа на новый мощный возбудитель, независимо от того, к какому семейству вирусов он относится.
При этом испанка была пострашнее ковида не только последствиями, но и клиническими проявлениями. В общем, если бы надо было прочитать всего одну книгу, чтобы понять, как работала медицинская наука в XX веке (которая подарила нам огромный объем знаний и задала векторы развития медицины современной), «Испанка» — лучшая рекомендация.
Мария Кондратова «Невидимый страж. Как иммунитет защищает нас от внешних и внутренних угроз»
Издательство «Альпина нон-фикшн», 2022 год
В последнее время на книжных полках появилось множество книг про иммунную систему, в основном переводных. Я думаю, что это связано с тем, что иммунная система объединяет три острейших вопроса современности: прививки, аллергию и пандемию. Кроме того, все интереснее публике становится тема аутоиммунных заболеваний и противоракового иммунитета.
Проблема большинства этих книг в том, что они или скучны, или изобилуют сложными терминами и названиями, от которых даже у врачей голова пухнет, или не оставляют после себя складного понимания, как это все работает. Иммунная система — это сложнейшая четырехмерная структура (потому что, помимо физических взаимодействий ее фрагментов, огромную роль играют временные параметры), в которую входит тьма компонентов: часть из них существует сразу в готовом виде, часть постоянно эволюционирует; часть из них клетки, часть — белки и другие вещества. Каждой угрозе — вирусам, бактериям, грибам, паразитам, опухоли, омертвевшей ткани, трансплантату, аллергенам — короче, каждой возможной грязи, которая может оказаться в нашем организме, соответствует свой тип иммунного ответа, в котором участвуют свои «войска иммунной системы».
В общем, все это дико сложно, а еще сложнее — просто это описать. И с этим Мария Кондратова, на мой взгляд, справляется превосходно. Читать легко, аналогии (Мария выбрала полицейское кино как основной источник метафор) просты и ясны, и все это в целом: хороший русский язык (переводы часто портят впечатление), глубокое собственное понимание темы, умение грамотно редуцировать, то есть упрощать без потери главного, — выделяет эту книжку про иммунную систему среди других. А картинки такие, что даже детям можно по ним что-то объяснять. В общем, если вы интересовались иммунной системой, но не знали, с чего начать, начните с Кондратовой.
Алексей Алексенко «Секс с учеными. Половое размножение и другие загадки биологии»
Издательство «Альпина нон-фикшн», 2024 год
Эта книжка не по медицине, но тесно с ней связана. Не могу не посоветовать ее как важный образец забытого ныне жанра — теплого, ироничного, умного описания науки. Нет, многие современные научные журналисты — молодцы. Интересно копают, находят классные факты и открытия, их страшно любопытно читать. И все же в этом поле существует мощный перекос в сторону информативности в ущерб форме.
Когда я читаю Алексенко, будь то книжка или сайт проекта «Сноб», где он много лет писал о науке, я будто ем пирожное. Помимо того, что мне интересно содержание, я наслаждаюсь языком, получая в дополнение к интеллектуальному чисто органолептическое удовольствие. Как ассоциации с такой научной журналистикой у меня возникают не «Элементы» с «Биомолекулой» и не «N + 1», а теплые ламповые статьи из «Химии и жизни» конца 80-х.
Алексей пишет так, что я буквально ощущаю табачно-древесный запах редакции «ХиЖ» в Мароновском переулке, куда папа приводил меня играть на айбиэм-писи раз от разу по выходным. Это такое же приятное ощущение, как читать дореволюционных врачей, вроде Нила Филатова, которые ничего не знали про p=0,05 и другие показатели современной медицины, но зато умели выражаться богатым, красивым, а главное — доходчивым русским языком.
А теперь немного разочарую: «Секс с учеными» — это не про симпатичных лаборантов и лаборанток, не про овуляцию и мастурбацию, а про половое размножение в целом. Это труд о том, зачем вообще нужны разные полы, как они развивались и как эта природная концепция реализуется у разных животных (не всегда пол определяется специальной хромосомой, как у людей). Это книга не про оболочку секса, а про его биологическую суть. Но это не делает ее менее интересной, а, на мой взгляд, — даже более.
Дэвид Оуэн «История болезни. Недуги мировых лидеров последнего столетия»
Издательство «Амфора», 2011 год
Эта незаслуженно забытая книга объединяет мои нынешние интересы: медицину и историю. Написал ее врач и политик, бывший министр иностранных дел Великобритании лорд Оуэн.
Автор поднимает крайне важные и остро актуальные сегодня вопросы о ментальном и физическом благополучии мировых лидеров и о том, как оно (а точнее — неблагополучие) влияет на их решения и в итоге на мировую политику в целом. Что может и что должен сказать врач, который видит перед собой эрративное поведение пациента?
В обычном случае он скован врачебной тайной, но распространяется ли она на лиц, которые публично отвечают за важные общественные процессы? А до какой степени? Важно ли знать, что президент сильно болен соматически или психически? А премьер-министр? А министр образования? Где баланс между правами лидера как человека и общественной угрозой? Почти нигде в мире не отрегулирован этот вопрос, из-за чего большинство имеющих значение для общества медицинских проблем остаются тайной.
Помимо философии, в книге есть описание нескольких десятков кейсов — от Рузвельта до Ельцина, среди которых особенно впечатляет история Кеннеди, который, похоже, сам бы вскоре умер и без всякого покушения.
А напоследок автор приготовил нам интересную психологическую концепцию про гибрис-синдром: отрыв лидера от реальности, ощущение всезнания и безграничности власти при полном информационном вакууме и нежелании слушать окружение. Конечно, это суперсжатое описание этого синдрома, но я думаю, что такая концепция в сегодняшнем мире требует более серьезной проработки. И законодательство, обязывающее лидеров раскрывать свои медицинские проблемы, на мой взгляд, должно появиться в каждой стране, не желающей зависеть от прихотей больного человека.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции